?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Еще одно свидетельство о Тобольской семинарии...
Простите
kalakazo
В продолжение темы о Тобольской семинарии:

"То, что образованные семинаристы в ТДС не нужны, для меня - факт. Учился в ТДС 1997-2002. В 2001 году к нам в семинарию сослали выпускника Питерской академии Родиона. Его в прямом смысле сослал ректор, с которым он поссорился. Так вот этот Родион звонил в нашу семинарию, чтобы узнать, какие предметы он будет вести. Ему, естественно, ничего не сказали. Родион привез с собой два чемодана разных конспектов, но ему дали то, что у него не было. На первом личном приеме у Димитрия он посетовал на это. Мол, я не знаю как вести эти предметы (которые ему дали). На что Димитрий сказал ему прямым текстом: здесь не Питер и не Москва, ничего им (семинаристам) давать не надо; мы здесь готовим простых рядовых, читайте все по конспекту, с них этого хватит. После этого у меня по этому вопросу исчезли последние сомнения.

Здесь надо знать, что в то время (1997-2002) вся Тюменская область с ее богатыми северами составляла одну епархию, архиереем который был Димитрий Капалин. Это я к тому, что в епархии было много денег, а преподавателям специально платили копейки. Поэтому, естественно, хорошие преподаватели, имеющие семьи, покидали ТДС. Квинтэссенцией учебной политики в ТДС можно считать слова, сказанные новому преподавателю, выпускнику СПбДА на первом личном приеме у ректора: «Здесь не Москва и не Питер, здесь готовят обыкновенных рядовых, ничего им давать не надо, все только по конспекту». Думаю, это и есть главная функция ТДС глазами ректора – растить необразованных священников, которые будут его бояться и которыми легко управлять и менять в зависимости от ситуации.
Лжепослушание и страх перед начальством - эта другая характерная черта Тобольской системы. Было, например, такое негласное правило: женатый семинарист обязан рукополагаться, если он отказывается, его демонстративно исключают, даже если дипломная написана и до окончания осталось совсем немного (такой случай реально был). Инакомыслие, выражающееся в несогласии с мнением (в том числе негласном) священноначалия, жестко и показательно пресекается. Наглядным примером здесь может быть следующая история. После самоубийства в 1998 г. Виталия Чепелюка было проведено специальное собрание для всех семинаристов, где было рассказано и показано, что и как об этом надо думать. В конце собрания Димитрий с отеческим участием в голосе сказал, что если у кого-то есть какие-то вопросы или сомнения, могут не бояться и спрашивать. Один семинарист в открытую задал неудобный вопрос, а другой подал записку (но подал ее так, что все, включая, Димитрия, видели, кто это сделал). В ближайшее время, чуть ли не на следующий день, оба были отчислены. После этого я понял, что начальству в ТДС верить нельзя и никогда ни с кем из них, включая духовника семинарии, не советовался и ничего не рассказывал.
Воспитательная работа в ТДС является главной и системообразующей. Но ничего ужасного в ней нет. Если семинарист никуда не опаздывает и не нарушает режима, к нему никто не прикапывается. Если студент совершил нарушение, то пишет объяснительную . Вскоре его вызывает инспектор, в ожидании приема которого он долго ждет на лавочке у его кабинета, а инспектор демонстративно долго не вызывает нарушителя с тем расчетом, чтобы последний потерял как можно больше своего свободного времени и понял, что легче никуда не опаздывать, чем так долго потом сидеть в ожидании встречи с инспектором. В общем, вполне гуманно и по-своему правильно. Стукачества в ТДС в наше время не было. Если сравнивать с Москвой, по словам моих знакомых, в ТДС его практически нет. На самом деле, если не питать иллюзий, что тебя в семинарии все должны любить, а начальство заботится как о сыне, то жизнь в ТДС для тех, кто выбрал духовно-воспитательно-образовательное заведение в качество обучения добровольно, не так уж плоха. Семинариста бесплатно кормят (вполне неплохо), одевают, обувают, дают за обязательные послушания немного денег на совсем мелкие расходы, вроде покупки зубной пасты, носков и т.п. Семинаристу остается только учиться и молиться. И хоть в ТДС толком не учат, но самообразование никто не отменял. Причащаться обязательно только 3 раза в год: перед Рождеством и 2 раза в Великий пост. Никто за количеством походом на исповедь и причастием не следит. Инспектор исповедь у студентов не принимает. Помыслы открывать никто не заставляет. В общем ,все не так уж плохо, если бы не одно но. Это постоянное чувство давления Тобольской системы в том виде, как я его примерно описал.
В ближайшее время, ели это интересно, могу рассказать о самоубийстве Виталия Чепелюка, моего одноклассника. Скажу только, что там все, как я понял, оказалось не так, как в начале представлялось. Там, к сожалению, вышла очень грустная история. И дело в ней было не в Тобольской системе, а совсем в другом. Может быть ,кто-нибудь в инете уже и рассказал об этом".
http://kalakazo.livejournal.com/1746527.html?thread=36063583#t36063583


"О Тобольской семинарии...

Тобольская система

Так называемая Тобольская система напрямую связана с личностью ректора семинарии архиереем Димитрием Капалиным. Сама по себе она не так плоха, как ее обычно представляют. Все дело, как говорится, в людях, которые ее (систему) осуществляют.
Так как я учился только в Тобольской семинарии (1997-2002), то попытаюсь передать свои личные впечатления и соображения.
Для меня поступление и учеба в ТДС было благом по сравнению с приходской кафедральной жизнью. До поступления в ТДС я толком ничего не знал о жизни в Церкви, был на исповеди и причастии только один раз. В то время было такое негласное правило – молодой человек, пришедший в Церковь, должен поступать в семинарию. И я с радостью и большим желанием так и сделал. Еще до того, как я оказался в ТДС, был наслышан об ужасной Тобольской системе. Мне на полном серьезе рассказывали, что там отец Фотий ходит с посохом и просто так «для смирения» бьет посохом первого встречного по хребту. Оказалось, что никакого посоха у игумена нет и никого он не бьет.
Все ужасы Тобольской системы сводились к тому, что студент должен следить за своим видом, никуда не опаздывать (приходить на все мероприятия за 10 минут), не пить, не курить и т.п. Если ты соблюдаешь эти условия, тебя никто не трогает и не пристает. Подавляющее большинство нарушений приходилось на опаздания на различные мероприятия (завтрак, учебные занятия, полдник, обед, ужин, вечернее правило, отбой, спевки хоров и богослужения). Если кто-то попадался на курении или даже на распитие спиртного, первый раз получал предупреждение с тропарем – это снижение бала по поведению до 5 -, второй тропарь – это бал по поведению - 4, после 3-го тропаря - отчисление. Вполне разумная и щадящая система.
Главной особенностью Тобольской системы является специальный распорядок дня, составленный таким образом, чтобы у семинариста не было свободного времени. Потому что в представлении священноначалия, если у студента будет свободное время, то он им не правильно распорядится. То есть априори считается, что семинарист склонен к лени и пьянству. Например, ужин по расписания в 20:00 до 20:20-20:30, после ужина свободное время, но вечернее правило отдельно в храме в 22:00, а так как приходить надо за 10 минут, то реально в 21:50. А ведь можно сделать вечернее правило сразу после ужина, тогда до отбоя (в 23:00) у студента будет 2 часа свободного времени. Но ведь тогда семинарист может уйти в город или еще что-нибудь сделать, поэтому чистое свободное время резко сокращается за счет постоянных различных мероприятий, разбитых на временные интервалы с постоянным жестким временным контролем (приход за 10 минут до мероприятия). В реальности эта система людям, ищущих приключений на стороне или желающих пить, максимально осложняет жизнь, но она также бессмысленно осложняет жизнь тем, кто просто хочет учиться. Таких, правда, в ТДС очень мало (2-4 человека на курс). Поэтому их интересы начальство даже не учитывает.
Надо сказать, что на словах учеба в ТДС – очень важная составляющая. На различных встречах семинаристов с внешними людьми обязательно рассказывается о большом кол-ве изучаемых предметов, в том числе нескольких языков: русский, церковно-славянский, английский или немецкий, латинский и греческий. На практике нормально изучается только один язык – русский и только благодаря дотошной и немножко вредной преподавательницы Павиной Людмиле Викторовне. Если бы не она, то в основной массе семинаристы были бы очень безграмотными. Русский язык – это единственный предмет, за неуспеваемость которого отчисляли из ТДС. И то это надо было умудриться, так как, если студент сильно старался, но у него не получалось, Людмила Викторовна тройку ставила. Все остальные предметы, за некоторым исключением, преподавались из рук вон плохо. Причем, как я понял в дальнейшем, это делалось специально. Не раз было так, что преподавателя, хорошо знавшего, например, литургику ставят вести церковно-славянский и наоборот. Иногда даже по ходу обучения хорошего преподавателя снимали и ставили ничего не знавшего в этом предмете другого, который приходил и говорил примерно так: «Братья, я сам ничего толком не понимаю в предмете, будем изучать его вместе»".

http://kalakazo.livejournal.com/1746527.html?thread=36077919#t36077919

  • 1
Ну дак с того времени ничего не поменялось. Капалин говорит, что нужно готовить простецов, и тех студентов, которые по лени своей не вылезали из двоек, рукополагает в священный сан и направляет в г. Тюмень на приходы, а тех, кто более-менее учился в деревни. Прямой продолжатель политики советских уполномоченных по делам религий.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

С Питерской академии ссылали человека по имени Руслан, а в крещении он Рустик, но никак не Родион. Или Тогда это еще кто-то другой?

Речь про него. Вот только было бы странно, если бы всякому вновь прибывшему преподавателю давали преподавать предметы по его желанию, отбирая их у других преподавателей. Так что неудивительно, что ему предложили то, что было. Или нужно было отобрать предметы у выпускников МДА и отдать выпускнику СПбДА?

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
Хочется спросить у всех респондентов блога и комментаторов - какова сверхзадача вашего жалования?Изменить систему?Сделать церквоь человечнее и чтобы хоть немного церквовь спасала?Отошла от сегодняшнего качания бабла в частные карманы и оставила стремление медийного присутствия в каждой бочке затычкой в каждом общественном событии?

Так не будет.Потому что система создавалась десятилетиями(последняя итерация системы - советского периода).И патриарх всего лишь личностный выразитель желаний подавляющего числа архиереев и успешных попов.Да,Церковь человека спасает.Но не служители церкви,а сам человек спасается через богообщение,минуя священников.Это происходит,как в этом посте отметил автор письма про учебу - в качестве самообразования.Да,священник/епископ служит,но его присутствие в процессе спасения людей свелось к функции.И только функции.И второй момент.Жалобный.Да,людям высказаться надо,ибо накипело.Но все будет так,как опять-таки,в предыдущем посте - Дорогой Савва,мы прекрасно знаем,что вы всё спустите нашему горе-епископу (имярек).Потому что он вам же и возит чемоданы денег за ваше покровительство.

Сегодня ,к началу 21-го века сложился новый кризис церковной жизни.Снова,как и в начале века 20-го,церковный люд перестал определять иерархию,как неминуемый атрибут спасения.Христос сказал (цитата по памяти) :"Я дверь,чрез которую человек входит в жизнь вечную".Это,если хотите,задача каждого священника - следовать Христу.Но,к сожалению,если не считать единичных отщепенцев-попов,которые следуют Христу,священство улетело от паствы на другую планету.И мы,миряне,никогда не докричимся до них.Ибо пропасть между нами так же велика,как между богатым и Лазарем.

Да, надо высказаться ибо

(Anonymous)
для некоторых, может быть более тонкокожих, это просто необходимо, чтобы не сойти с ума...

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand

Попы любят армию

(Anonymous)
во всех спорах мирян с попами об их,поповском,авторитете и руководстве,попы любят приводить в пример армию.Мол,как командир приказал,так подчиненные и выполнили.Ослушался приказа - преступник.Но все эти наши "лидеры" забывают ,что в армии есть ещё одна обязанность всех членов армии .Это обязанность отдать жизнь в случае необходимости.Кто знает такого священника сегодня,который ради нас ,мирян, готов пожертвовать своей жизнью?

священника, который готов ради нас пожертвовать жизнь

(Anonymous)
Крови священномучеников хотите?
Так уже пролита была кровь святая и за нас, и за наши грехи.
И прошлые и даже будущие.

какова сверхзадача вашего жалования?

До сегодняшнего утра лично моя сверхзадача была в том, чтобы подвигнуть светскую власть к перемене ее отношения к РПЦ на хотя бы нейтральное.
Признаю, что это мое желание было очень глупым.
И думаю, правы были те, кто считал, что безобразное состояние РПЦ на сегодняшний момент (в лице ее руководства, в основном) является делом рук именно светской власти.
Цель - всяческая дискредитация РПЦ, а впоследствии, ее полное уничтожение.
Средства - заинтересованные агенты ставятся на руководящие посты, им предоставляются в полное и бесконтрольное распоряжение огромные материальные средства, просто таки абсолютная власть в своем уделе, государственная охрана и всякая защита, и публичная поддержка гос. власти, несмотря ни на что.

Расстрелами и лагерями убить РПЦ не удалось. Так как убивали всего лишь тело. Теперь взялись за душу. Когда убьют душу, тело будет ничем.

""""думаю, правы были те, кто считал, что безобразное состояние РПЦ на сегодняшний момент (в лице ее руководства, в основном) является делом рук именно светской власти.""""

Вы рассуждаете как язычница. Для христианина важнее зло внутри себя, церкви и в этом зле он ищет причины всех зол, и лишь при этом условии возможно исцеление. Для не христиан, будь то мусульмане, иудеи, католики, протестанты и прочие зло вне его самого и с этим внешним зло, зачастую выдуманным им самим, направляются все силы. Это отчетливо видно на ИННистах боящихся выдуманного ими зла, но не видящими главного зла - гнездящегося в их сердце.
Болезньнашей церкви не только и не столько в епископах, но во всех и в большей степени мирянах. Ведь епмскопы и священники рождаются в церкви из мирян, и приняв сан они на самом деле меняются не из-за этого, а потому что в них были неисцелимые болезни которыми больны миряне. У нас принято о мирянах говорить только самое положительное, но так ли это? В храме на богослужении во время часов не миряне ли вместо молитвы общаются друг с другом? Не миряне ли равнодушны к больным и убогим прихожанам и пастырям, а к тунеядцам попрашайкам милостивы, хотя поощрять их тунеядство грех? Чего хотят миряне? Чтобы им улыбались, эмоции и эстетика важнее Святого Духа. Седая борода и последние времена вот чего ищут люди, а задаться целью стать самим христианами желания нет.
В последнее время мне приходит мысль что то, что творится сейчас в нашей церкви, в особенности в верхних эшелонах власти, точнее предательство православия в пользу католичества, это прививка, своего рода вакцина перед большими испытаниями которые грядут на церковь, сейчас важно чтобы переборов эту вакцину церковь, вся а не начальники только, оздоровилась и воспряла ото сна. И в первую очередь это касается мирян, но увы миряне жаждут начальника чтобы больше в себе воспитывать лицемерие и подобострастие, нежели стяжать Духа Святаго, что и является целью христианской жизни!

Опять лукавство анонима ! Типа вам дело до вероучения и глумления над верой иерархами не должно быть дело Вы типа холопы душой занимайтесь и пенязи несите.. Это наша церковь и мы хотим исповедовать то вероучение котрое святые отцы сформулировали на 7 вселенских соборах и мы хотим иметь иерееев которое с амвонов нас бы учили тому чему сами бы следовали.. а ты явно не из них поэтому аноним..

Edited at 2016-11-26 10:17 am (UTC)

растить необразованных священников, которые будут его бояться и которыми легко управлять и менять в зависимости от ситуации.
-----------
Очень интересно. Учитывая повесть Марии Кикоть.
Насколько я помню, Климент Капалин был соперником нынешнего патриарха?
Это собственно, к тому, что особой альтернативы то и не было... Куда ни кинь-всюду клин..

Куда ни кинь-всюду клин..

(Anonymous)
В Клинцах тоже епархией не Иоасаф Белгородский управляет.

зло внутри себя

Всё не так просто на этом свете.
Начиная от собственного понятия этого "внутри себя".
Человек - это Вселенная.
Разнообразные интерпретации выражения "худшего мерзавца я для вас не нашел" тут не катят.

Я тоже долгое время считала, что пороки т.н. начальства есть не только отображение наших пороков, но и следствие их, и даже промыслительное действие (вообще кошмар) ради нашего спасения от этих самых пороков.
До тех пор считала, пока не случилась история в казанской семинарии. Половые извращенцы из ниоткуда не берутся.
Дальше - больше. Мало того, что извращенцы не осуждены и не наказаны по церковным же законам, так их еще и защищают от нас, возмущенных подобным безобразием, всеми доступными средствами, в том числе, и светскими законами.
Их нагло и практически открыто плодят и размножают...

Я и все мы должны считать всё это своей виной?
Виной за то, что мало нищих или не тех нищих кормим?
Может нам тут начать рассказывать, по примеру Гундяева, кому и как мы помогали и помогаем? Сколько и как кто молится? Какой кто на самом деле христианин? Чтобы иметь право возмутиться непотребствами епископов?

Доложу вам, что я лично помогала не одному священнику. Но, как оказалось, ни к чему хорошему это не привело.


лично помогала не одному священнику

(Anonymous)
Помогать священникам или иеромонахам надо, но с разумением -
по силам и не надрывая душу.
Жертва любая угодна Богу, даже малая.

(no subject) (Anonymous) Expand

Про Тобольскую семинарию

Пользователь danuvius сослался на вашу запись в своей записи «Про Тобольскую семинарию» в контексте: [...] http://kalakazo.livejournal.com/1762938.html [...]

Учился примерно в те же годы. Вроде бы, всё так. Да, жестко было в то время, дисциплина превыше всего. Но не так всё ужасно, как может показаться человеку, который там не учился. Я за 5 лет написал 2 объяснительные за опоздание. Я знаю людей, которых отчисляли и которые очень хотели вернуться. Да, наверное, в плане обучения семинария так себе (но на таком низком или среднем уровне тогда были все семинарии. Как сейчас - не берусь судить). Но в общем для меня это было счастливое время. Да, наверное, потому, что это были годы молодости и нам пофиг было какая там система довлела над нами, я ее особо не замечал.

=====Но не так всё ужасно, как может показаться человеку, который там не учился. Я за 5 лет написал 2 объяснительные за опоздание.=====

Вы не находите,что такая строжайшая дисциплина ,возведенная в абсолют,это какая-то шизофрения?А мне думается,что в шизоидном обществе (где такое зацикливание на распорядке) проявляются и усугубляются все психические девиации?Даже в армии нет такого дебилизма.И вместо развития личности попа в попе развиваются параноидальные наклонности?

Да нет, в армии-то строже на порядок. Дисциплина - да, но по сравнению с армией это лафа.

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
Учился в те же годы: 97-2002. Негатива, практически, не осталось. Наоборот, вспоминаются богослужения, хор о. Максима, вечерние молитвы, когда пел весь храм; общение с братьями и многое другое. Инспекции для меня не существовало, она мне не мешала, хотя позже со многим был не согласен. Более всего мне было не понятно, зачем в семинарии многое строилось на давлении и принуждении, чего в Евангелии не найти. Позже многих уважаемых людей спрашивал об этом - ничего толком не объясняли.

Не согласен, что архиерею нужны никчемные попы. Он вообще-то верующий ))) и ему нужны верующие, а поскольку инакомыслие он не терпит, то желательно, чтоб они были по-проще, а это, как правило, часто люди не особо даровитые.

Одним словом, немало из того, что писали про Тобольскую семинарию в последние годы - однобоко, субъективно, эмоционально. Если ты молод, в тебе бурлит жажда справедливости, у тебя нелады с личной нравственностью - у кого этого нет?))) - ты будешь конфликтовать с инспекцией и это тебе и запомниться. Если хочешь стать священником - а в те годы, можно было получить опыт церковной жизни, многие описываемые проблемы видятся незначительными.

  • 1