?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
На Эхо об Исаакии
Простите
kalakazo
Андрей Кураев "На Эхо об Исаакии":


"А.Соломин ― Но, тем не менее, формат у нас тоже достаточно жесткий. Я предлагаю перейти к обсуждению тем. Наверное, начать следует с истории, которая связана с передачей Исаакиевского собора Русской православной церкви, точнее, с тем, что она вызвала в итоге. Ведь сейчас любое действие в адрес защитников Исаакиевского собора в пользу музея, в пользу города, непередачи РПЦ воспринимаются как попытка их заткнуть. Вчера были обыски в Эрмитаже. И сейчас, естественно, говорят, что это связано с позицией Пиотровского по Исаакиевскому. Выходили люди на митинги – сегодня появляются сообщения, что питерские единороссы требуют возбуждения уголовных дел в отношении защитников. Как вы думаете, почему такое резкое противостояние?
А.Кураев― К единороссам у меня нет вопросов. А вот те люди, которые на головах носят митры, если бы они свои головы использовали не только для этой функции, то они бы в этой ситуации уж срочно звонили бы во все колокола и требовали и публично умоляли ни в коем случае не наказывать этих пикетчиков. Ну, хоть какие-то шаги надо делать по спасению остатков своей репутации.
А.Соломин ― То есть вас возмущает, что молчат представители церкви?
А.Кураев ― Пока еще мало времени прошло. Может быть, не успели среагировать. Но если и завтра таких заявлений не будет, то это будет уже просто неприлично. Потому что, если вы заявляете, что собор для всех горожан, то значит, в том числе, для тех, которые воспринимают его в качестве музея. И за это их нельзя наказывать. Но в любом случае поступите хоть раз не как кооператив с очень ограниченной ответственностью, а как христианская церковь.
А.Нарышкин ― Странный, наверное, вопрос для вас, как для представителя РПЦ, но, тем не менее, в этом конфликте вокруг Исаакиевского собора вы на стороне церкви, которая хочет собор получить поскорее или вы на стороне тех, кто опасается как раз, что собор получит церковь и высказывается предположение, что музея уже не будет в нынешнем виде?
А.Кураев ― Я считаю, что Исаакиевский собор – одна из самых удивительных миссионерских площадок в нашей стране. То есть место, где возможно слово о православии к тем людям, которые в иной ситуации его не воспримут. Я говорю, прежде всего, об иностранных делегациях, в том числе, китайских. Поэтому, чем больше времени будут занимать богослужения, тем хуже для православия как такового.
А.Нарышкин ― Я правильно понимаю, например, иностранные делегации приезжают в Исаакиевский собор на экскурсию и заодно знакомятся с православием и, может быть, с менталитетом?
А.Кураев ― У нормального экскурсовода содержание экскурсии согласовано с церковью (это, по-моему, логично), и в этом случае лучше пусть вот этого экскурсионно-миссионерского времени будет побольше. Пользы для церкви будет от этого больше, чем от чьих-то крестин ил венчаний в закутке или от унылой будничной вечерней службы. Исаакий вообще не рассчитан на ежедневные будничные службы. Он рассчитан на роскошные торжественные богослужения. А их и сейчас никто не мешает там проводить. А вот делать там ежедневные «Господи, помилуй сорок раз» для пяти прихожан – это немножко не по назначению его использовать, простите.
Это собор-демонстрация. Это собор-фейс, европейский фейс Российской империи. Мы хотим себя показать именно европейцами и европейцам. Но в сегодняшней истории церковь шлет с высоты Исаакия ровно противоположенный месседж.
А.Нарышкин ― И я правильно понимаю, что есть риск потерять этот европейский фейс?
А.Кураев ― Может быть, уже и нет, может быть, уже и терять нечего. В данном случае мне неудобно и стыдно, что в очередной раз явлен какой-то удивительный, простите, непрофессионализм церковного управления.
А.Соломин ― В чем он заключается?

А.Кураев ― Потому что все происходит просто по капризу одного человека, который захотел подарок к своему юбилею, который праздновался этой осенью.
А.Соломин ― А это вы так именно воспринимаете?
А.Кураев ― Да.
А.Соломин ― Человек захотел подарок к юбилею.
А.Кураев ― Да. Себе.
А.Соломин ― Речь о патриархе идет.
А.Кураев ― Явила себя привычка все вещи обсуждать и решать в кабинетном порядке, в режиме кабинетных договоренностей. А объясниться с людьми некогда: не важно, мы это сделаем без вас. Хорошо, вот есть такая цель. Она не сумасшедшая, в принципе. Храм в распоряжении церкви – почему бы и нет? Но давайте прежде декларации о намерениях подумаем, как это будет воспринято разными группами людей, какие будут аргументы, заранее собрать контраргументы. А главное, заранее нарисовать красивую финальную картинку: Мы этот собор возьмем себе, а город, люди, горожане, независимо от конфессии в итоге получат то-то и то-то, ну, например, бесплатный доступ.
А.Соломин ― Так обещали бесплатный доступ.
А.Кураев ― С самого начала это надо внятно прояснять.
А.Соломин ― Так это было с самого начала.
А.Кураев ― Нет-нет-нет, извините, с самого начала и по сегодня полный разнобой. Официальные спикеры патриархии говорят ровно противоположные вещи одновременно. Кто говорит, что билетов не будет, кто говорит, что будет.
А.Соломин ― А церковь разве может продавать билеты в храм в принципе?
А.Кураев ― А почему нет?
А.Соломин ― А, по-моему, церковь даже зарабатывать не может, она не ведет торговую деятельность. Она собирает пожертвования.
А.Кураев ― Знаете, если бы у нас была та модель экономики, которая была в средние века, можно было бы сказать, что нет. Сегодня она совсем-совсем другая. И поэтому нельзя, с одной стороны, обвинять церковь, что она отсталая и не адаптируется к современным условиям, с другой стороны, обвинять за то, что она-таки адаптировалась.
А.Соломин ― Потому что это противоречит в принципе, мне кажется, идее церковной. Человек приходит в храм…
А.Кураев― Идей может быть очень много и красивых. Другие варианты вы можете предложить? Из госбюджета тогда давайте.
А.Соломин ― Так идея субсидий появилась сразу же.
А.Кураев ― Я знаю. Поэтому я и говорю, что изначально, на мой взгляд, нужно было четко, во-первых, составить финал: чего мы хотим в итоге. Представить его максимально нетравматичным, услышав позиции оппонентов. Дальше – разработать дорожную карту. И только после этого объявлять: Мы идем туда и вот по этому пути. Сегодня же, повторюсь, нет согласованности в заявлениях официальных спикеров патриархии.
А.Соломин ― Дело в том, что сама идея о том, что Исаакиевский собор может быть передан РПЦ, появилась достаточно давно, она появилась не в январе. И за это время, в общем, у людей, которые занимаются этим, было достаточно времени, чтобы изучить и реакцию…
А.Кураев ― Поэтому я и говорю, что непрофессионализм потрясающий, стыдный непрофессионализм.
А.Соломин― Как решать теперь эту проблему? Решение окончательное, я так понимаю, если только Владимир Путин вмешается, что-то изменит или нет?
А.Кураев ― Первый шаг – защитить людей, которые не согласны. Этим самым показать, что церковь выступает не как бизнес-корпорация, которой только билетики и деньги за них интересны, но она умеет видеть людей и понимать их боль.
А.Соломин ― Вот протоирей Дмитрий Смирнов пообещал вывести миллион митингующих за передачу Исаакия РПЦ, столкнуть одних протестующих с другими.
А.Кураев ― Это брехня. Он не соберет никогда миллионы и петербургская епархия не соберет.
А.Соломин ― А почему не соберет.
А.Кураев― Потому что даже чтобы 100 тысяч собрать в Санкт-Петербурге необходим мощный административный ресурс и приказ от всех ректоров всех вузов Санкт-Петербурга.
А.Соломин ― То есть призыв священника не может собрать.
А.Кураев ― Не выведет он столько.
А.Соломин ― Не выведет? Это кризис церкви?
А.Кураев ― Нет, это не кризис церкви. Церковь не создавалась для того, чтобы собирать миллионные демонстрации. Как-то это в нашу матрицу не заложено.
А.Нарышкин ― Слушайте, а вообще, Дмитрий Смирнов. Вы, возможно, с ними общались и не раз…
А.Кураев ― Замечательный человек. У нас с ним дружеские отношения.
А.Нарышкин ― У него просто бывают разные такие… резкие, мне кажется, высказывания. Он насколько влиятельный в структуре РПЦ?
А.Кураев ― Простите, на кого влиять-то?
А.Нарышкин ― На патриарха на самого.
А.Кураев ― Давайте поставим вопрос: а он разрешает кому-то, кроме Путина влиять на себя?
А.Нарышкин ― Я не знаю.
А.Кураев ― Поэтому вопрос: сколько надо иметь миллиардов, чтобы патриарх разрешил повлиять на себя?
А.Нарышкин ― Не-не-не, я вам объясню логику свою. Вот когда Смирнов говорит про миллионы митингующих за передачу Исаакия, возможно, что его услышит патриарх и будет эту идею уже как-то развивать, уже обратившись к Путину, не знаю, подключив ресурс… А коммерческая составляющая есть в передаче Исаакиевского собора, как вам кажется?
А.Кураев ― В принципе есть.
А.Нарышкин ― Потому что, когда вы говорите, что это своеобразный подарок для патриарха – это просто какая-то фенечка, просто приятно этим обладать или там в первую очередь мысль заработать?
А.Кураев ― Я думаю, что хотели бы получить все в комплекте. Но главный вопрос даже не в деньгах и не в приятности обладания. Сейчас, мне кажется, у патриарха это очень личная серьезнейшая проблема в его жизни, потому что на весы положен его лоббистский вес. Если он уступит в вопросе с Исаакием, то в глазах элитки это будет означать, что патриарх Кирилл резко снизил свои лоббистские возможности: он даже свои интересы не всегда может отстаивать, поэтому какой смысл обращаться к нему какому-то губернатору или министру, или олигарху со своими проблемами, прося заступничества перед первым лицом.
А.Соломин ― Это очень интересно вы сейчас сказали про несколько миллиардов. Чуть расшифруйте пожалуйста. Если найдется человек, который достаточно богатый, которому не все равно… у нас разные люди есть…
А.Кураев ― Который выступает и готов выступить в роли спонсора каких-то церковных проектов, конечно же он…
А.Соломин ― То есть можно с этого угла зайти?
А.Кураев ― Ну, это совершенно очевидные вещи, что такого рода состоятельные люди, новая аристократия наша – конечно же, они имеют право голоса в правительствующем синклите и святейшем синоде.
А.Соломин ― Это очевидно. Для меня было неочевидно, что у этого человека может получиться повлиять на патриарха таким образом. У меня было представление, что патриарх делает все для распространения закона Божия, чтобы люди молились, даже не знаю… Вы открываете для меня совершенно другую картину.
А.Кураев ― Если я олигарх и буду какой-то церковный проект финансировать – у меня, конечно, будут какие-то встречные предложения, в том числе, по поводу способов реализации этого проекта.
А.Соломин ― Не отдавать Исаакий взамен на финансирование каких-то церковных проектов.
А.Кураев ― Нет, я не об этой вещи, не о том. В этом вопросе вряд ли кто-то может повлиять. Но в целом патриарх готов прислушиваться к голосам людей, у которых есть что предложить. Это очень узкий круг.
А.Соломин ― Именно поэтому ваш голос, он сейчас не слышит, не услышит.
А.Кураев― Слышит, но вот реакция нелинейная.
А.Соломин ― То есть? Что такое нелинейная реакция?
А.Кураев ― У меня такое ощущение, что, может быть, что-то специально не делают или делают вопреки тому, что советовал Кураев.

А.Нарышкин ― Если позволите, вас Вера хочет вернуть к теме с Исаакиевским собором: «Не связана ли борьба с желанием Тихона Шевкунова занять митрополию в Питере?»
А.Кураев ― А оно ему надо? Я вот совсем не верю. Насколько я знаю этого человека, а я знаю его не один десяток лет, у него совершенно нет властных амбиций.
А.Нарышкин ― Хорошо.
А.Соломин ― Но вы продолжаете с ним общаться?
А.Кураев ― Да.
А.Соломин ― Просто, если вы давно знали человека, то люди меняются.
А.Кураев ― Нет. Я очень рад, что он не меняется".
http://diak-kuraev.livejournal.com/1473514.html

  • 1

Смотрим фильм здесь, ребята

(Anonymous)
Я уже посмотрел этот фильм на нормальном сайте, просто супер, не зря его так долго ждал!
Кто ещё не видел, смотрим здесь, ребята - HD17.RU

  • 1