kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Category:

Есть ли жизнь за штатом?

Протоиерей Геннадий Украинский-Беловолов,
единственный клирик в Санкт-Петербурге,
чье назначение настоятелем Исаакиевского собора
не вызвало бы ни малейшего сопротивления
в музейной среде,
поскольку отец Геннадий – сам опытный музейщик,
с общепризнанным в Северной Пальмире реноме
культурного и просвещенного человека,
о своих заштатных мытарствах:


"ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ ЗА ШТАТОМ ИЛИ КАК Я ПРОЖИЛ 20 ДНЕЙ ЗАШТАТНЫМ СВЯЩЕННИКОМ

Прежде, когда я слышал, что какой-то батюшка оказался за штатом или под запретом, безусловно сочувствовал, но не мог себе представить, как это - быть за штатом. Ведь я пришел в Церковь служить Богу. И может запретить мне служить Богу, разве можно оказаться в этом служении за штатом?!
Но как говориться, не зарекайся от сумы... Вот чего не думал, не гадал, что сам окажусь за штатом. Указом №3 от 17 января с.г. митрополит Варсонофий освободил меня от должности настоятеля храма Св.Иоанна Богослова (Леушинское подворье) и уволил за штат, предоставив право перехода в Тихвинскую епархию. Этот указ спустя две недели был опубликован на сайте Санкт-Петербургской епархии. Я его получил на руки только 25 января. Мне даже не пришлось заходить за ним в епархию. Передали с оказией в Сомино, как раз на 9-й день. Прямо как покойника помянули.
Правда, почему-то в публикации на сайте не было указано основание для моего увольнения, которое значилась в бумажном оригинале - «за систематическое отсутствие на приходе и пропуски Богослужений». Эта причина не вызвала у меня ничего, кроме недоумения. Ни для кого не было секретом, что я не присутствовал на приходе, а жил постоянно. У меня была оборудована комната на чердаке. Было весьма романтично. В дождь капли барабанили по крыше, не давая уснуть. (Мы с моей матушкой в последние 16 лет жили как брат и сестра, она занималась воспитанием детей, а я делами прихода).
Спрашивается, как можно отсутствовать там, где ты живешь 24 часа в сутки?
Что касается «пропуска Богослужений», должен сказать, что я уже 24 года служу на дальнем приходе в селе Сомино и окрестных селах, где удалось построить несколько новых и возродить старые храмы: Подборовье, Заборье, Лидь, Лиственка (до последней из Питера 350 км). Первые двадцать лет до разделения епархий я служил как настоятель, последние четыре года после разделения епархий как командированный священник. Все эти храмы я окормлял один. На столь дальних приходах, как и на Леушинском подворье, пока там находился психдиспансер, желающих служить не находилось. (В 2015 году я наконец-то выпросил второго священника. Но тот прослужив год, ушел на другой приход).
На большие праздники, такие как Рождество, Крещение, Пасха, вставала проблема вставала проблема, где мне служить, и мне приходилось искать себе замену. Несколько лет помогал заштатный батюшка о.Иоанн Оларь (сейчас служит в Грузии). В последнее время владыка Мстислав присылал к нам на Леушино свирских иеромонахов. Можно ли в этой ситуации сказать, что я пропускал Богослужения, в то время когда я исправно служил в местах столь удаленных, в храмах, в которые еще ни разу не ступала нога архиерея? То есть получается, что меня направили на самые дальние рубежи митрополии, подмоги не дали, а потом обвинили, что я не служу в тылу. А если бы я не служил на дальних приходах, то мог бы получить точно такой же указ «за пропуски Богослужений» уже с этой стороны. В миру это называется беспроигрышная лотерея.

Только после получения указа на руки я наконец-то мог обратиться в правящему архиерею Тихвинской епархии епископу Мстиславу с прошением принять в меня в клир вверенной ему епархии (где я и так, повторяю, служу уже 25-й год).
Но это оказались дни Рождественских чтений в Москве, потом день интронизации патриарха Кирилла. Владыка был занят. Попасть на прием к нему я смог только на этой неделе. Епископ Мстислав выразил мне свою поддержку. Сказал, что считает меня «батюшкой-тружеником», надеется на мое активное участие в жизни епархии. Я написал прошение о зачислении меня в клир и тут же получил командировочное удостоверение с 7 февраля с направлением в храм свв.Апп.Петра и Павла в с.Сомино.
Таким образом, я целых 20 дней пребывал за штатом.
Каково же оно, быть заштатным?
Заштатный священник — не состоит в штате никакого храма, это священник без прихода, без народа и без дохода. Отправить за штат считается в церкви формой дисциплинарного наказания. Следующая мера — запрет в служении, а потом — снятие сана. По идее, заштатный священник не может возглавлять службу, в лучшем случае только сослужить и то по благословению настоятеля.
Первые дни я даже не знал, что нахожусь за штатом за отсутствием указа.
Когда же прочел документ, понял, что теперь все мои храмы и приходы — не мои, что теперь я не могу в них служить. Помню чувство, посетившее меня: теперь я — ничей и никто, пастырь без паствы, капитан без корабля, отец без семьи. С другой стороны, я почувствовал какое-то странное чувство свободы: «освобожден так освобожден». Я по чувствовал себя просто священником... ни сельским, ни городским, а просто батюшкой маленьким и незаметным.
Я мог делать, что угодно, и ехать, куда угодно. И никому до этого не было никакого дела. Я вдруг стал частным лицом.
Не скрою, в голову полезли искусительные помыслы: а не продлить ли мне это заштатное состояние? Отдохни, остановись, оглянись... Шесть дней трудись, а седьмой день покоя. И почему-то захотелось перечитать всего Пушкина... Начал со "Сказки о царе Салтане", - замечательное произведение о превратностях судьбы.
Встал извечный вопрос, что делать? Я решил воспользоваться своей свободой и побывать в Печорах, где не был уже несколько лет, помолиться на гробе старца Иоанна Крестьянкина. Поездка оказалась более, чем благодатная. Там в день своего ангела преподобного Геннадия Костромского я вспомнил преподобнического Евангелие, которое напоминает, что есть иго, которое «благо», и бремя, которое «легко есть»... И можно ли от него отказываться, если к нему призывает Сам Христос.
Эти 20 дней за штатом я запомню. Как ни странно, за штатом еще более глубоко чувствуешь Христа, понимаешь, что Господь с тобой и в радости и в скорби, и в штатах и за штатом? Видимо, для духовного опыта нужно пережить разные ипостаси священнического служения как образ верного следования Христу. Ну а в народе в таких случаях говорят, что за одного битого двух небитых дают.
Сегодня еду на дальний приход топить остывшие за эти 20 дней в эти морозы мои храмы".
http://otets-gennadiy.livejournal.com/251509.html
Tags: Геннадий Беловолов, Санкт-Петербургская митрополия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 62 comments