kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Categories:

Психолог попу не помощник?

Глас народа в продолжение темы: "Проблемы внутрицерковных отношений в психотерапии священнослужителей":


"Всегда есть выход

(Анонимно): Для большинства священников, которых начал гнобить архиерей, есть только один выход - уход из священства.
Либо уходишь сам, либо тебе помогут.
Поэтому, сколько бы Наталья не писала красивых и умных слов, проблему отношений между священником и епископом психологией не решить".


ostrov_buyan: "Многое толково описано психологом. Но разве это проблемы уровня психологии? Разве можно "повзрослеть" до такой степени, чтобы понять, что архиерей "тоже человек" и не может устоять перед искушением отдать выстроенные тобою храм и приход своему любимому племяннику? Если это система произвола и деспотизма с одной стороны и бесправия и униженности с другой (а автор описывает именно так), то призыв полюбить в такой ситуации вместо поменять равносилен апологии того самого стокгольмского синдрома, который автор вроде бы не приветствует.
Психология - это как макияж. Когда проблемы со здоровьем решены, то подкрасится не повредит. Но сначала надо реальные вопросы решить".


"Верно

prostopop: договариваться и сотрудничать со «злыми сверхъестественными силами» или «стихийными бедствиями» невозможно".
Невозможно сотрудничать с тем, кому нафиг не нужны договоры и сотрудничество, кто хочет от тебя лишь денег и абсолютного подчинения.
Невозможно договариваться с тем, кто заткнул тебе рот. Физически невозможно.
Мне уже помог осознать один психолог, в золотой шапке с крестом.
Чушь это всё. Христианизированный вариант стокгольмского синдрома. Победить ненависть и страх, научиться любить и понимать... И уехать в другую епархию, как Маша Сенчукова, на край земли к красивому архиерею".


(Анонимно): "Никакого щастя здесь нет. Прискорбно, что мы дожили до тех времен, что священники стали остро нуждаться в психологе.
Впрочем, я не думаю, что психолог чем-то конкретно помогает священникам.
Если священник попал в архиерейскую опалу - ему уже ничем помочь нельзя.
Священник, конечно может найти "свободные уши" Натальи и излить в них всю свою поповскую горесть. А может и не найти. Сути это не изменит.
Священнику придется уйти из Церкви, найти светскую работу, а затем время залечит былые душевные раны".


(Анонимно): "Если внимательно читать, то можно увидеть такой ответ: если бы такая организация (ее характеристики даны четко) была бы нецерковная, то вряд ли кто-нибудь хотел бы там работать. Затем прямо написано о том, что надо не сломаться, не перейти в категорию созависимости, попасть в тупик - вовремя и трезво ситуацию в церкви увидеть и сделать осознанный выбор. Это больше для тех годится, кто еще мечтает о священстве или еще не потерял мирскую профессию. Повзрослеть - и уйти, пока здесь невозможны другие внутрицерковные отношения. Вот такой выбор, по-видимому, сделал Сергей Фудель, работая Церкви в ином качестве".


(Анонимно): "Ну, в общем-то попы и так понимают свое реальное положение в мире церковных отношений. А оно очень простое. В большинстве епархий ситуация такая, что независимо от того, чтобы ты ни делал, рано или поздно перед тобой встанет вопрос: запрет или за штат. И сама эта ситуация священника, имеющего совесть и пастырскую ответственность, вводит в депрессивное состояние. Потому что оба эти варианта свидетельствуют о крахе его церковного служения. Увещевать рассуждениями о том, что жизнь не кончилась, что можно и в миру работать и т.д. не помогают, потому что налицо факт: человек искренне пытался служить Богу и людям, и вот теперь он на улице. Просто мирянин, на смех бесам и всем тем, кто когда-то давно его отговаривал идти в церковь и посвящать себя на служение Богу.
Так что психология тут может помочь только не свихнуться и не перенести агрессию на окружающих, но она никак не может решить проблемы взаимоотношений с правящим архиереем. Я что-то не уверен, что архиереи прибегают к помощи психологов, чтобы справиться со своей жадностью, стремлением максимально продемонстрировать свое величие и власть, и ничтожество подчиненных. А потому рассуждения о созависимости ничем не помогут.
Ну понял я свою ситуацию, но ведь выход есть только как в анекдоте про Мао Дзэ Дуна: "Я только что съел краба, но даже у него есть 2 выхода". Я не думаю, что именно таких выходов ищут в такой ситуации. Я не думаю, что психолог поможет в ситуации, когда молча священника с 8 детьми (без запрета и разговора) просто уволили из храма с основной зарплатой и оставили в сельском приходе, где доход аж 6 т.р. в месяц. И это на семью из 10 человек!!! Какие варианты выхода из созависимости, если ты ощущал свое призвание служить Богу, Церкви и людям, но теперь ты можешь даже заплатить за квартиру, а не то, что прокормить свою семью. Что посоветует психолог в такой ситуации? Вздохнет и отойдет в сторонку? Скажет, что вы сами должны решать свои проблемы? А зачем тогда психолог? Посоветовать уйти на светскую работу? А как же призвание к священству, как же служение Литургии, как же Евангелие? Наплевать на это? Для хорошего священника сама эта ситуация выглядит кошмарной. Хорошо, если у него есть светское образование, есть шанс пойти работать по светской профессии, если не потерял профессиональных навыков. А если потерял? А ведь архиереи многие делают все, чтобы священник ни в коем случае не трудился в миру под угрозой запрета. Ну даже если устроился на светскую работу. Перестал трудиться в епархии. Через некоторое время обязательно последует указ о запрещении в священнослужении без права носить рясу и подрясник и преподавать благословение (и такое бывает часто). Что теперь делать? В храм не ходить? Но уйдя на светскую работу, хотел все-таки остаться христианином и быть в храме. Прийти в храм к своим прихожанам в пиджачке и джинсах? А если туда назначили священника, который тебя еще и за уход на мирскую работу вообще выгонит из храма? Накручиваю, думаете? Ничуть. Наши архиереи при переводе с одного места на другое умудряются новому настоятелю давать наказ, чтобы старый священник после указа больше на приходе не появлялся. Ни разу вообще. Даже с прихожанами чтобы не прощался. Т.е. он в одно мгновение из настоятеля превращается "во врага церкви". Какой тут психолог поможет? Нет такой психологии, которая могла бы разрешить этот клубок проблем. Просто необходимо разрушить автократию как порочную систему управления Церковью. Иначе все эти истории будут повторяться бесконечно".


"разве это проблемы уровня психологии?

(Анонимно): Здесь поглубже будет
Работа с пограничными пациентами, невротиками, ПТСниками

Снятие невротического состояния, изглаживание психотравм, перевод психики из пограничного режима в здоровый, осознание защитных механизмов, о которых она пишет, это всё же не 'косметическая' позитивная психоблаблалогия".


"Re: разве это проблемы уровня психологии?

ostrov_buyan: Возможно, у Вас есть практический опыт наблюдения столь внушительных успехов психологии и психотерапии - одни названия чего стоят "пограничные состояния" и пр. К сожалению, у меня другие наблюдения, и довольно обширные.
Давайте по простому. Допустим до невротического состояния Вас довели систематические унижения достоинства Вашей личности на работе. Можно ли снять это состояние при условии, что Вы точно знаете - эти унижения завтра начнутся снова и конца этому нет в принципе?
А наукообразной терминологии в этой области много, да".


(Анонимно): "Я бы ушел с этой работы. И не переживал бы. Но это у меня такой характер и вродекак смелость. А у людей разная психика и разные обстоятельства. Иногда ими просто зажаты. Опять же, я например образ раба из себя изгладил (и вы наверное!), но это годы работы над собой

'Индивидумом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают'

Не все возросли до свободного человека, не все в душе рэволюционэры чтобы выйти из Системы, не все в преуспеянии ощутили и усвоили благодать усыновления и т.д..Что с такими людьми делать? Они никуда не пойдут, не уйдут, будут вариться в неврозе до дня отшествия. Вы же наверное знаете, что пограничный человек и травмированный считается тинэйджером по развитию личности, его нужно какбы дорастить до вольноотпущенничества и смелого, свободного принятия решений. В этом мне и видится роль христианской православной психологии, т.е. синергия святоотеческого опыта душепопечительства и современной психотерапии

Т.е. примерно то чем, как я понял, занимается Наталья. Больше бы таких специалистов".


ostrov_buyan: "По данному тексту я не вижу, чтобы Наталья занималась тем, что Вы обрисовали, но спорить не буду, ибо более подробно надо знакомиться, а я на психологов время не хочу терять - там пусто по определению. Я также не взяла бы на себя смелость дотягивать кого-то до "человека свободного", не вижу в себе таких талантов.
Что же касается выдавливания из себя раба - я не думаю, что это можно сделать окончательно. Это - часть порченой человеческой природы - поклоняться чему-то или кому-то, кроме Творца. В общем, наша участь - ежеминутная тяжелая борьба и каждый раз выбор, от которого мы хотим уклониться.
Если Ваше "я бы ушел" было ответом на мой вопрос "как снять невроз", то для этого не нужна "современная психотерапия". Я выражение "уйди от зла и сотвори благо" понимаю в том числе и пространственно - "уйди из того места, где творится явное зло".
О современной психотерапии я по опыту знаю только плохое. Никакой "синергии" с ней я бы не хотела. Простите, уж такой я скептик, жизнь научила".

отсюда
Tags: Загнанных попа-лошадушек пристреливают, На церковном Титанике, Поповская "Жизнь и Судьба", Поповская Жизнь и Судьба
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments