?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Бедный Исаакий
Простите
kalakazo
Сергей Черняховский: Бедный Исаакий:

"Исторический факт — если на Пасху 1916 года в русской армии к причастию пришло более 90% личного состава, в апреле 1917, после отмены обязательности обряда — к причастию пришло 16%.

Это не в укор — это просто для иллюстрации того, что такое церковь и ее паства в условиях, когда их религия является официально государственной, и когда она этот статус утрачивает.

Утратив статус государственной, церковь не обрела прав на то имущества, которое ей полагалось по этому статусу. Потому что имущество ей давалось не как собственно религиозному объединению, а как государственному институту.

Попросив передать ей Исаакий, РПЦ попросила не вернуть свое — ей он никогда не принадлежал. Она попросила сделать ей подарок. И очень дорогой. Принадлежащий другому собственнику. Обладающий статусом памятника федерального значения и использующийся во вполне светских просветительских целях...

К религии и церкви в российском обществе отношение сложное. Не плохое и не хорошее — сложное...

По февральским данным, Патриарху Кириллу сегодня доверяет лишь 4% граждан — в два с лишним раза меньше, чем лидеру коммунистов Геннадию Зюганову. При этом определяя место и роль церкви среди институтов современной России, граждане ставят ее на 15 место из 18, с 3.15 баллов по пятибалльной системе.

То есть сегодня РПЦ выдвигает социальные и патриотические установки, разделяемые подавляющим большинством страны, но доверие к Церкви как таковой — оказывается не слишком высоким. Люди ободряют то, что она делает — но самой ей доверяют со сдержанностью.

Отсюда один из сущностно значимых для церкви моментов — не наращивать опасения по отношению к себе...

И тем более, не делать этого, — учитывая специфику года столетия Революции.

Скажем честно, общая имущественная политика РПЦ, шаг за шагом отбирающая у государства те или иные памятники, здания и раритеты — вызывает пока не слишком явное, но постепенно нарастающее негативное отношение к этой сторону ее деятельности — и создает почву для обвинений в корыстности и стяжательстве.

Исаакиевский собор — один из общегосударственных раритетов и символов. Как построенный на народные и государственные деньги собор государственной религии — он не столько символ церкви, сколько символ народа, государственности и национального искусства.

Покушение РПЦ на обладание им — это покушение на государственно-национальное достояние, мало совместимое с нормами скромности и смирения, которые официально исповедует РПЦ. И если, исповедуя нормы смирения и скромности, она вытребует себе национальную святыню и символ — она сам дает основание усомниться в искренности своей официальной проповеди.

Если на то пошло — создает в обществе начала раскола, причем не просто по вопросу о данном здании — а по вопросу об отношении к религии вообще. То есть, если на то пошло — провоцирует разжигание религиозной розни.

И первое, чем обернулась данная имущественная претензия РПЦ — общественным напряжением в северной столице, и определенными ментальными трещинами среди тех, кто сегодня политически един по остальным вопросам.

РПЦ, правда, провозгласила позицию, согласно которой передача ей Исаакиевского собора — должна стать знаком общественного примирения в год Столетия Революции.

В чем должно состоять примирение? И кого с кем? Получается, что народ и государство, в знак примирения с церковью по случаю Столетию Революции, должны отдать ей то, что до Революции ей не принадлежало. И тогда — в чем предмет примирения…

Получается, что РПЦ, как бы берет у народа выкуп, за то, что она его простит. Или берет у государства выкуп, за то, что оно его простит…

Что-то похожее на торговлю индульгенциями. Только считалось, что именно православие этим раньше не грешило.

Или она, спустя сто лет, берет у страны плату за то, что помогла свергнуть самодержавие — потому что именно русская православная церковь в ходе Революции Февраля — благословила низложение монархии и передачу власти Временному Правительству. А по итогам Революции Октября — окончательно вернула себе Патриарший престол.

Если РПЦ хотела апеллировать к Революции — она должна была бы сказать другое. Вспомнить, что монархия — ей Исаакиевский собор ей отдать отказалась, а Ленин своим Декретом — определил его передачу церкви.

Тогда и формулировать нужно было бы иначе: что РПЦ ставит вопрос перед светской и республиканской властью о том, что спустя почти сто лет после Декрета, предполагавшего безвозмездную передачу ей имущества, необходимого для богослужения, она просит, все-таки, выполнить волю Владимира Ильича Ленина и ей это имущество передать…

И заодно — признать свою приверженность идеалам Октябрьской революции, а Владимира Ленина — канонизировать.

Но на это было бы интересно посмотреть…

Вот интересно: формально передача Исаакиевского собора не противоречит даже атеистическому ленинскому Декрету об отделении церкви от государства. А на практике — унижает церковь, ослабляет власть, раскалывает общество, оскорбляет миллионы людей, а РПЦ представляет, как жадного хищника, стремящегося отобрать у и так ограбленного народа остатки его наследственных драгоценностей…

А ведь так все восприниматься и будет. Оно того стоило: ради гордыни, жадности и тщеславия наполовину перечеркнуть четверть века завоевывавшееся уважение?

Так что лучше бы церковь в лице своего главы сказала что-нибудь нестяжательское, осудила жадность недостойных иерархов и отказалась от своих имущественных претензий со словами: как все люди дороги сердцу божьему и что церковь никогда не даст повода к расколу общества. А Собор — ниспослан Господом всему народу России, а не только уже уверовавшим.

Ибо назначение его — не сеять рознь, а утверждать мир, не лелеять избранных — а собирать в единый дом и еще неуверовавших.

Вот стал бы Христос требовать себе Исаакий?

Скорее, он бы в этой ситуации еще какой-нибудь храм отдал под музей.

И сказал пастве: возлюбите меня не под мраморными сводами — а под небесными."
отсюда

  • 1

Сергей Черняховский: Бедный Исаакий:

О. Валентин!!! Вы-серьезно?? Прочитайте хотя бы про этого кренделя в Викопедии (я уж не говорю про анализ говорящего...) Я считал Вас за умного человека... Кого Вы завтра "подтянете": Ксюшу Собчак? Невзорова? Я расстроен... Буквально-печалька... Неужели дело дошло до того, что бы ради говносрача Вы будете использовать ВСЕ средства?..А как же имидж?...

Re: Сергей Черняховский: Бедный Исаакий:

(Anonymous)
"Кого Вы завтра "подтянете": Ксюшу Собчак? Невзорова?"

в последнее время хорошо очень видно, что Собчак, Невзоров, Резник, Белковский... лучше, умнее, рассудительнее любого верующего

  • 1