?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Пасхальная посещаемость
Простите
kalakazo
Пишет Маруся Сова о "прихожанах святаго храма сего"
в шестимиллионном Санкт-Петербурге:


"Пасхальная посещаемость

В январе-феврале я активно дискутировала с запередатчиками обо всём, что касается сосуществования музея и храма в Исаакиевском, о ситуации в Казанском соборе, и вообще о православных потребностях и нуждах. Я внимательно прислушивалась ко всему, что они мне говорили. Большое им спасибо, что заставили исследовать некоторые сферы православного мира, на которые я раньше совсем не обращала внимание.

Мне в память особенно запало заявление одной дамы, что вот намедни на службе в Казанском было не протолкнуться и людям места не хватало в храме (речь скорее всего шла о Сретении Господнем). С тех пор я стала периодически заходить в разные храмы и проводить примерные подсчёты на службах в будни и в выходные дни.

Хочу поделиться с Вами результатами своих подсчётов минувшей Пасхальной Всенощной службы:
— Троицкий собор в Лавре 800-850 человек (с учётом приходивших и уходивших, в общем собор посетило около 1000-1100 человек),
— Казанский собор 2200-2300 человек (с учётом движения людей до 2800-3000),
— Исаакиевский собор 1400-1440 человек (после полуночи и соответственно Крестного хода люди потихоньку уходили, народ не прибывал).

Места всем везде хватило. На самом деле даже в столь людном Казанском места оставалось более, чем достаточно! Человек 500, а может и больше ещё бы вполне уместилось.

Примечательно, что в 2016 году в Исаакие было меньше людей, чем в этом. Я ходила на Пасху в Исаакий ещё с 90х годов. Это один из тех дней, вернее ночей, когда собор наполняется людьми совершенно естественным образом без разнарядок из епархии.

Самое интересное в полученных цифрах не то сколько именно пришло людей в Исаакий, а максимальная цифра, т.е. 2800-3000 в Казанском.

Главный кафедральный собор располагается прямо на Невском проспекте (самой оживлённой магистрали города), в двух шагах от метро, в центре достаточно населённого муниципального округа. Пасхальная всенощная - это самая важная, самая главная служба в году. Метро работало всю ночь. Усиленная охрана в соборе. Праздничное богослужение проходило при участии митрополита Варсонофия. Трансляция по ТВ. Вот просто всё располагало к тому, чтобы люди пришли и заполнили собор. Я ожидала именно того, о чём мне говорила дама-запередатчица, что я с трудом войду в храм или вообще буду вынуждена стоять на улице, как это бывает, например, в Николо-Богоявленском морском соборе на Пасху. Если на тАкУю службу совершенно естественным образом собирается только 3000 человек, то чего вообще можно ожидать от Исаакия. От метро к нему добираться 10 минут пешком, районы рядом заселены слабо, приход как был, так и остаётся совершенно микроскопическим. К ковчегу с мощами люди в очередь не стоят, как в Сампсониевском соборе (https://vk.com/wall160535274_1297). Даже если бы эти 3000 человек из Казанского решили бы прийти в Исаакий, для полноценно функционирующего собора такого масштаба, - это были бы плохие цифры. В нём сейчас легко может уместиться до 6 тысяч. Но ведь нет такого количества верующих, которые горят желанием прийти на Всенощную в Исаакий! Их просто нет!

Говорить о том, что по всему городу в храмы пришло сколько-то там тысяч человек бессмысленно. Да, на Всенощную в храмы пришло очень много людей, но все эти люди пришли в другие храмы, они не пошли ни в Казанский, ни в Исаакиевский. Люди выбрали привычные им церкви и соборы в пешей доступности у себя на районе. Ещё более бессмысленно говорить о том, что и для одного человека храм откроют. Это очень хорошо, это по-христиански, но этот один верующий не сможет содержать огромный Исаакиевский собор.

Если сейчас собор активно посещается туристами и за год набирается общее количество посетителей до 3,8 миллионов человек, то это при очень грубом подсчёте получается 10000-12000 человек в день. Что имеем сейчас —> 6 дней в неделю неиссякаемый поток туристов с одной стороны и Вербное воскресение с "насильственно" согнанными детьми и их родителями в количестве примерно около 3000 человек и естественным образом по своей собственной воле собравшиеся 1400 человек на Пасхальной Всенощной с другой стороны! Для грандиозного архитектурного памятника Исаакиевского собора 1400 человек на главном праздничном богослужении года - это печальная цифра, и даже 3000 человек - это всё равно слабый результат.

На ежегодный бесплатный концерт, посвящённый полному снятию блокады Ленинграда, в Исаакиевский собор приходит 4,5-5 тысяч человек.

На великих православных праздниках, на концертах, посвящённых важнейшим памятным для города датам, на митингах в защиту культуры и достоинства Санкт-Петербурга люди голосуют ногами. Цифры посещаемости трёх главных соборов Санкт-Петербурга в Пасхальную ночь говорят сами за себя!

ПС: О посещаемости обычных, а не праздничных служб в Исаакие и в других храмах Санкт-Петербурга я расскажу Вам в другой раз - это будет весьма любопытно!"

отсюда

  • 1
Все дело в том, что пока наши граждане принимают только обрядовую сторону: искупаться в проруби, освятить куличи и пройти на Пасху крестным ходом. После Крестного хода многие,особенно молодежь, в храм даже не заходит, а тут же уходит. Чтобы стоять службу нужно кроме названия православный иметь понимание и догматики, и красоты песнопений.
По субботам транслируют на "Союзе" всенощные из разных храмов. Так камеры не ставят даже в начале храма, чтобы не видно было пустоты. В Смольном так вообще сколько раз пустой храм демонстрировали. На 12 Евангелий в Москве даже посещаемые храмы были полупусты. Будний день, люди на работе, службы длинные. Другое дело, освятить куличи и пасхи. Народу в этом году было как никогда, очень много весь день. Думала, в храм на Пасхальную службу не войдешь. Но нет. В храмах было обычно. И войти, и стать хорошо можно было свободно.

Варвара

(Anonymous)
Читала и диву давалась! в Москве храмы забиты по полной, не вздохнуть, а метро продлевают на час! Кому он нужен, если закрывают в два ночи, а служба идет до трех? Питер что другая республика? Почему нет народу на Пасху? В нашем храме вся толпа почти в полном составе, сидела до открытия метро. Кто побогаче вызвал такси. Лучше бы в Москве метро не закрыли бы до утра!

Питер что другая республика? Почему нет народу на Пасху?

Да, и Питер - другая республика, и большинство других регионов РФ.
А Московский регион, как МВД посчитало (с областью) выдал 1/3 всех участвовавших в праздновании Православной Пасхи.
Одну треть на всю громадную Россию! Вдумайтесь только.
Всего же пришедших по России около 4,3 миллионов было, кстати

Edited at 2017-04-18 07:09 am (UTC)

Питер-не другая республика, другой город, но очень другой. Да, разница большая, и в количестве в метро/на улице явно меньше православных женщин (юбка в плане+платок на голове+Молитвослов/псалтырь в руках) и в храмах людей. Сама была удивлена, когда с этим явлением столкнулась.
Почему так? Потому, что это Питер. Там нужен был другой подход, видимо. Но что то пошло не так.


Edited at 2017-04-18 07:52 am (UTC)

В Питере сейчас достаточно храмов "пошаговой доступности", и не надо ждать до утра метро или автобус..В большой Исаакий я могу сходить для души, как говорится, а на службу - в свой, ближний, родной приход..
А что, для вас православие - в юбке и платке?да еще и псалтирь в руках?)) есть дресс-код для храма,традиция то бишь..а городская деловая суета диктует каждому свой стиль, чему это вы так удивились?)

Варвара, народ на Пасху в Петербурге приходит в маленькие храмы неподалёку от дома, им совершенно не нужен грандиозный Исаакиевский собор в эту ночь, как впрочем и в другие дни и ночи он им явно тоже не нужен, как нас пытаются убедить заинтересованные люди из епархии. Люди идут туда, куда зовёт их сердце, а не куда митрополичьим циркуляром велено явиться.

Исаакиевский собор 1400-1440 человек (после полуночи и соответственно Крестного хода люди потихоньку уходили, народ не прибывал).

Странная цифра. Я специально и по "Фонтанке" смотрел подсчеты количества в Исаакии на Пасху, и по "Росбалту". Дают 700 - 800 человек, как и по Лавре, примерно.
Так журналисты обычно и между собой, и с музейщиками корректируют данные...

Спасибо, я понял, что Вы сугубо по визуальным ощущениям прикидывали. Штука в том, что у музейщиков есть еще и сенсоры, и видеоаппаратура, с применением чего вкупе с соотв. программным обеспечением и получаются цифры, озвучиваемые журналистам. И да, там загородки (реставрация) не очень давно появившиеся, убрали на Пасху? Это же могло привести к изменению объема-расстановки присутствующих, по сравнению с прошлым годом.

нет, загородки и всё стояло как обычно на месте.
вход в собор на Всенощную происходил через северные врата.
крестный ход - через западные врата.

пс: стоя напротив западных врат я СЧИТАЛА, а не на глаз прикидывала!
я могла немного ошибиться, поскольку люди входили быстро, но я не могла ошибиться на 700 человек!
со всеми этими подсчётами людей в храмах за последние три месяца и с учётом моей работы, где я через день вижу зал заполненный на 1000 человек, у меня выработался навык по одному взгляду определять количество людей. но! в случае с крестным ходом я считала всех, кто входил.

Edited at 2017-04-18 09:12 am (UTC)

Значит сенсоры с газетчиками ошиблись. Бывает :)

Вокруг Исаакиевского собора прошел ночной пасхальный крестный ход. 16 апреля 2017.

Пасхальное праздничное богослужение собрало в Исаакиевском соборе около 700 верующих, передает корреспондент «Росбалта».
http://www.rosbalt.ru/piter/2017/04/16/1607990.html

Судя по фоткам, корреспондент тоже и сам считал-прикидывал, на маху, видать, дал.

спасибо, что натолкнули меня на тему "сенсоров".
спрошу у сотрудников музея о них.

мне бы очень пригодилась информация с этих самых сенсоров, если они реально есть.

Не за что, что Вы!

Христос Воскресе!

//я СЧИТАЛА, а не на глаз прикидывала!//
И не жаль было тратить на все эти подсчеты Пасхальную ночь?

Re: Христос Воскресе!

Воистину воскресе! Нет, не жаль. Это малая жертва с моей стороны ради сохранения одного из лучших музеев страны!

Скажи мне кто твой друг.......

В Николо-Богоявленском соборе на Пасху всегда свободно. Просто много народа стоит на улице и ждет начала крестного хода. После него часть уходит, большинство остается в нижнем храме, а в верхнем собирается приблизительно, как на воскресную литургию - никакой давки.

У меня трое свидетелей того факта, что несколько лет назад после похода на концерт в Мариинке-3 мы не смогли войти внутрь нижнего храма на пасхальную службу и были вынуждены стоять на улице.
И да, в результате своего исследования я пришла к выводу, что за последние годы количество верующих в храмах заметно снизилось.

а последние годы количество верующих в храмах заметно

О сем более подробнее, сударыня

Re: а последние годы количество верующих в храмах замет

у меня нет статистики за прошлые годы. не было нужды раньше анализировать. это я скорее на глаз прикидываю.
в разные периоды своей жизни я активно посещала Лавру, Спасо-Преображенский и Владимирский собор.
нынче в связи с ситуацией вокруг Исаакия я занялась анализом посещаемости ключевых соборов центральных районов СПб. и вижу, что .. на крупных службах в моих любимых храмах людей меньше.

я конечно же могу ошибаться! но на мой взгляд людей как будто меньше.

ПС1: за это время храмов стало ощутимо больше - паства могла распределиться в храмы поближе к дому.
ПС2: центральные районы активно расселяются, люди переезжают на окраины.
ПС3: однако я даже после переезда на север продолжаю ездить в храмы в центр.

я даже после переезда на север продолжаю ездить в храм

(Anonymous)
Чтобы заниматься там не молитвой для Бога, а хренью для атеистического по сути музея.

Re: я даже после переезда на север продолжаю ездить в хр

сколько же в этом высказывании сердечности и душевного тепла!
спасибо Вам, добрый человек, что уделили мне Ваше драгоценное внимание!

Re: а последние годы количество верующих в храмах замет


Я на Пасху всегда бываю в верхнем храме - храм на 1/3 пуст.

большое спасибо за информацию! в копилочку полезных сведений добавила!

Edited at 2017-04-19 07:05 pm (UTC)

  • 1