kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Всеволод Чаплин – о "системных ошибках" внутри церковной Системы...

И снова Аника-Воин самых последних времен –
Всеволод Чаплин:


"Читаем выступление Его Святейшества на конференции «100-летие начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь» - выступление довольно содержательное в сравнении со многими другими речами последнего времени (http://www.patriarchia.ru/db/text/4935021.html). Вот, например, сказано нечто совершенно правильное: «Рассуждая о причинах известных революционных событий, мы, конечно, не можем игнорировать веками нараставшие социальные противоречия в Российской империи. Разрыв связей между общественной элитой, высшим сословием и простым народом; интеллектуальная атомизация, поощряемая в том числе и активным распространением разрушительных идей и концепций; понимание свободы как вседозволенности…». Проблема, правда, в том, что сейчас мы наблюдаем то же самое – в стране и отчасти в Церкви. Особенно это касается «разрыва связей между… элитой, высшим сословием и простым народом». И с этим надо что-то делать – через прямые решения и действия, набор которых давно готов и в принципе очевиден.
Далее сказано: «Сегодня, к сожалению, в молодежной среде мы наблюдаем рост негативного отношения к Церкви. Происходит это, конечно, не на ровном месте, происходит это под влиянием того сильного и враждебного по отношению к Церкви информационного потока, который распространяется через социальные сети. А для того чтобы возбудить негативные чувства, используется все то же, что использовалось в конце XIX — начале XX века, и тем более в революционные годы, — какие-то ошибки со стороны духовенства, оплошности, какие-то проявления недостойной жизни… В масштабах Церкви — это единичные случаи, но эти единичные случаи таким образом подсвечиваются, чтобы создать образ Церкви, погрязшей в богатстве, грехе, безразличной к повседневным трудностям людей. И вот что мы можем противопоставить? Это тот случай, когда всякое оправдание является контрпродуктивным. Мы должны противопоставить новой антицерковной, антирелигиозной пропаганде нашу историю, наших новомучеников и исповедников…».
Да, исторические примеры важны – в частности, примеры того, как новомученики и исповедники не боялись спорить с безбожной властью, взывать к народу, отстаивать христианский образ жизни и православный общественный идеал. В некоторых странах – особенно на Украине и в государства Балтии, да и на Западе, – этот пример сейчас донельзя актуален. Оправдываться действительно не надо. Но в ответ на искусственно создаваемый ложный образ Церкви и в ответ на критику надо ясно говорить, что такое настоящее христианство, и ни в коем случае не «сдавать» Писание и Предание, вечную истину, которую критикуют с особым ожесточением. А если справедливо обличают в грехах – надо эти грехи преодолевать.
Читаем дальше: «И возникает вопрос: «А сможем ли мы объяснить сегодня нашим современникам все то, что с ними происходит, всю опасность некритического восприятия тех злонамеренных мыслей, идей, трактовок событий, которые обрушились на молодое сознание, призванные сделать только одно — оторвать людей от Церкви, ослабить влияние Церкви на жизнь народа»?
Объяснить можем. Только не надо бояться этого делать – вопреки всем нормам политкорректности, «толерантности» и прочих мысленных идолов и мысленных бесов, которые пытаются проникнуть и в христианские умы.
И, наконец: «Некоторые, в том числе и рясу носящие, <…> выступают за необходимость обновления, улучшения, но на самом деле провоцируют семена разделения и раскола. <…> Дай Бог, чтобы трагедия, которая произошла с нашей Церковью, обогатила нас опытом, отталкиваясь от которого, мы бы сегодня могли консолидировано, соборно, мирно преодолевать те трудности, которые реально существуют и в жизни Церкви, и в жизни нашего народа, стараясь укреплять, как уже было сказано, «единство духа в союзе мира»».
Обновления, а тем более обновленчества нам не нужно. Но все ли, кто требует улучшения, «провоцируют семена»? Сам Патриарх многое улучшил – но значит ли это, что предлагать улучшения позволено только ему? И нет сейчас системных ошибок в церковном управлении? Нет епархии, где священников гоняют с прихода на приход в среднем чаще, чем раз в год – без объяснения причин? Нет архиереев (в новых епархиях в том числе), к которым невозможно попасть? Не уходят из Церкви многие десятки клириков, монахов, монахинь, приходских и епархиальных работников? Единство духа означает единство в вере – и здесь не все у нас гладко. А единство в союзе мира означает исключение греховных конфликтов, которые сейчас порождаются чаще «сверху», чем «снизу» (хотя и последнее бывает). Вот чтобы всего этого не было, и нужен настоящий соборный процесс, открытый к участию любого православного христианина – пусть даже мешающего обрести «благоуханное настроение» и сохранить теплохладный душевный покой. Ну а явный грех должен пресекаться – без этого не будет ни единства, ни вообще христианства".

отсюда
Tags: Всеволод Чаплин
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments