?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
О наболевшем из первых уст...
Простите
kalakazo
Достопочтеный pretre_philippe (священник Филипп П.)
в свете последних событий
призывает вчитаться в актуальные глаголы
профессора МДА и историка Василия Ключевского:


"Из дневниковых записей В.О. Ключевского

Вы хотите подвести канонический фундамент под фактическое обветшалое здание р[усского] церк[овного] управления? Не знаю, можно ли? Это дело церковно-иерархической архитектоники, которая очень поработала над искажением церкви у нас и на правосл[авном] В[остоке]. Мне, как мирянину, руководящемуся лишь голосом своей совести, важен только один вопрос: будет ли канонический фундамент христианским {На полях: После очерка р[усской] ц[ерковной] истории.}.

15 н[оя]бря
Наверное, наши архиереи возразят, что катол[ическая] иерархия вела себя еще хуже. Наша иерархия любит ссылаться на чужие недостатки, большая охотница приобретать праведность {Над строкой: стать праведницей.} чужими грехами. Как вербуется наша высшая иерархия? Люди духовного, а в последнее время зачастую и светского звания, обездоленные природой или спалившие свою совесть поведением, не находя себе пристойного сбыта, проституируют себя на толкучку русской церкви, в монашество, и черным клобуком, как могильной насыпью, прикрывают невзрачную летопись своей жизни, какую физиология вырезывает на их невысоких лбах. Надвинув на самые брови эти молчаливые клобуки, они чувствуют себя безопасными от своего прошедшего, как страусы, спрятавшие свои головы за дерево. Правосл[авная] паства лениво следит за этими уловками своих пастырей и, равнодушно потягиваясь от усердных храмовых коленопреклонений, говорит, лукаво подмигивая, знаем-де. Нигде высшую церковную иерархию не встречали в качестве преемников языческих волхвов с большим страхоговением, как в России, и нигде она не разыгрывала себя в таких торжественных скоморохов, как там же. В оперном облачении, с трикирием и дикирием в храме, в карете четверней, с благослов[ляющим] кукишем на улице, простоволосая, с грозой и руганью перед дьячками и просвирнями на приемах, с грязными сплетнями за бутылкой лиссабонского или тенерифа в интимной компании, со смиренно-наглым и внутрь смеющимся подобострастием перед светской властью, она, эта клобучная иерархия, всегда была тунеядной молью всякой тряпичной совести русского православного слюнтяя.
Христос дал истину жизни, но не дал форм, предоставив это злобе дня. Вселенские соборы и установили эти формы для своего времени, цепляясь за его злободневные условия. Они были правы для своего времени; но не право то позднее узколобие, которое эти временные формы признало вечными нормами, признав учение Христа только случайным началом церковного строительства.

23 дек[абря]
Что такое наше церк[овное] богослужение? Ряд плохо инсценированных и еще хуже исполняемых оперно-истор[ических] воспоминаний. Верующий приносит из дома в церковь куплен[ную] свечку и свое религиозное чувство, ставит первую перед иконой, а второе вкладывает в разыгрываемое перед ним вокально-костюмированное представление и, пережив нравственно-успокоительную минуту, возвращается домой. Затем до следующего праздничного дня он чужд церк[овной] жизни: он -- одинокий верующий. Встреча с соприхожанами в ц[еркви] -- встреча знакомых на улице: никакого общения верующих не бывает в стенах храма. Здесь каждый проверяет только свою совесть своим же собственным настроением, а не совестью собрата во Христе. Он не член ц[еркви], а единоличная церковь, ходит в храм, как в баню, чтобы смыть со своей совести сор, насевший на нее за неделю.
Членам Предсоб[орного] присутствия прежде всего трудно б[ыло] понять друг друга: им оставалось только спросить себя, зачем они тут встретились, для чего созваны.
Для молящейся в соборе публики архиерейские дикирии и трикирии привлекательнее архиереев, чьи руки их торжественно скрещивают.
У высшей иерархии больше власти, чем авторитета. Членам Предсоб[орного] присутствия трудно б{ыло] понять самих себя и друг друга.
(1906 год)".
отсюда


P.S. Из уже ранее процитированного:

"Что-что, а даже в самые синодально цензурные времена
никому не приходило на ум
затыкать уста церковным историкам
с европейской именитостию,
каковым, скажем, и был профессор Московской духовной Академии
Василий Осипович Ключевский.
Живи он сейчас,
за свои пафосно-обличительные глаголы
точно бы отправился на годика так три
в мордовЛАГА исправления:
"Русский простолюдин – православный – отбывает свою веру, как церковную повинность, наложенную на него для спасения чьей-то души, только не его собственной, которую спасать он не научился, да и не желает: “Как ни молись, а все чертям достанется”. Это все его богословие. Евангелие стало полицейским уставом. Местные православные церкви, теперь существующие, суть сделочные полицейско-политические учреждения, цель которых успокоить наивно верующие совести одних и зажать крикливо протестующие рты других. Обе эти цели приводят к третьей, самой желанной для правящей церковной иерархии, – это полное равнодушие мыслящей и спокойной части общества к делам своей местной церкви: пусть мертвые хоронят своих мертвецов.
Русской Церкви как христианского установления нет и быть не может; есть только рясофорное отделение временно-постоянной государственной охраны".
отсюда


Православные свечегасы...
25 января, 2013

Девятнадцатый век, несмотря на всю болезность
церковной жизни
и (по слову Федора Михалыча Достоевского)
"пребывающий в параличе",
подарил русской духовности
целую плеяду епископов-молитвенников,
епископов-миссионеров,
епископов-историков,
епископов-богословов.
Хоть и запечатлелся на епископском имени
и стал литературно расхожим
именно в ту синодальную эпоху
образ жестоковыйного самодура,
хладно-сердечного чинуши,
однако власть деспотного самодержца
ограничивалась церковными канонами.
Да, церковно-крепостное право -
правящий епископ мог запретить
провинившегося попа,
сослать его "на исправление"
на собственный архиреово-хозяйственный двор,
но росчерком пера лишить его прихода,
вышибить с насиженного места
был не вправе.
Порочной практики гонять духовенство
аки цыган по епархии
и переставлять их аки шахматные фигуры
в девятнадцатом веце
не существовало вовсе.
Не замечалось и другого церковного же порока - святокупства, симонии.
Да, пролезали на деспотно теплые места
подхалимы и карьеристы,
но так, чтобы за пенязи куповать
епископское кресло - такого не было и в помине.
Хотя опять-таки, предоставим горестливое слово
Василию Осиповичу Ключевскому:
"Не православные богословы, а свечегасы православия. Питаясь православием, они съели его и сходили на его опустелое место. Смотря на них, как они веруют в Бога, так и хочется уверовать в черта. Их спокойствие и философское самообладание есть не что иное, как окаменевшее и заделавшееся в монументальные рамки самообожание. Пахнет не только изо рта, но и из сердца...
Они эксплуатировали все свои права и атрофировали все свои обязанности. Великая истина Христа разменялась на обрядовые мелочи или на художественные пустяки. Верует духовенство в Бога? Оно не понимает этого вопроса, потому что оно служит Богу... Высшая иерархия из Византии, монашеская, насела черной бедой на русскую верующую совесть и доселе пугает ее своей чернотой...
Нигде высшую церковную иерархию не встречали в качестве преемников языческих волхвов с большим страхоговением, как в России, и нигде она не разыгрывала себя в таких торжественных скоморохов, как там же. В оперном облачении с трикирием и дикирием в храме, в карете четверней с благословляющим кукишем на улице, простоволосая с грозой и руганью перед дьячками и просвирнями на приемах, с грязными сплетнями за бутылкой лиссабонского или тенерифа в интимной компании, со смиренно-наглым и внутрь смеющимся подобострастием перед светской властью, она, эта клобучная иерархия, всегда была тунеядной молью всякой тряпичной совести русского православного слюнтяя..."
отсюда


  • 1
Всё в одну кучу: церковное управление в Рос.Империи, Вселенские соборы, личное благочестие.

Похоже, товарищ Ключевский не отличает догматы от обряда. А какой пафос. Мдя.

Ваше научное звание,духовный сан, iq....


РПЦ с блеском воспроизвела описанный образец :)

а в чем то с блеском же и превзошла.

--Что такое наше церк[овное] богослужение? Ряд плохо инсценированных и еще хуже исполняемых оперно-истор[ических] воспоминаний. Верующий приносит из дома в церковь куплен[ную] свечку и свое религиозное чувство, ставит первую перед иконой, а второе вкладывает в разыгрываемое перед ним вокально-костюмированное представление и, пережив нравственно-успокоительную минуту, возвращается домой--

Да многие до-революционные профессора были неверующими, чего уж там...
И в те же годы жизни Ключевского прав. Иоанн Кронштадский занимается сиротскими домами, благотворительствует, молится. Оптинские старцы молятся. Чуть ранее преп.Серафим Саровский. Чуть позже - Новомученики... Для кого из них Литургия была простым спектаклем? Так что, по себе людей не судят.

кто знал Серафима? Мотовилов, да Мантуров.
в всем заправлял религиозный лицемер Кривошеев.
и братия Саровского монастыря не любила старца.
и это - типичное явление.

так что примеры Ваши - ложка меда в бочке дёгтя.

"А вон и долгополый
сторонкой за сугроб.
Что? нынче невесёлый,
товарищь, поп?

А помнишь как бывало
брюхом шел вперед
и крестом сияло
брюхо на народ?..." -

вот типичный образ имперского попа.
так что Ключевский прав на все 100.
именно с образа имперского поповства и построилось нынче РПЦ, воспризведя все его пороки и добавив новые,
в те времена неведомые ещё.

Праведников всегда меньше, во все времена. И всё-таки пример они, а не разочарованный Ключевский.
Правота профессора относительна, так как он обобщает всех и вся под одну гребёнку.
Насчёт высшего духовенства всё до Ключевского сказал Григорий Богослов. Можно сказать, что открытие не ново.

И что собственно? Вывод каков?
А с выводами слабО.

Вывод простой: во исполнение призыва от ЦК РПЦ осмыслить «1917-2017: итоги столетия», каковую тему на "Рождественских чтениях" и поставили главной в минувшем году, -
вот и осмысливаем... Кто во что горазд.... как пел Егор Летов
"там все тоже хорошо, там все тоже, что у нас, и все идет по плану".
Телега катится с горы.

Это не вывод а так, завывания.
Что делать-то собираетесь?

Хто? я? Да ничего не собираюсь пока. В моем храме есть целых два вменяемых попа, пока такие встречаются, нам до ПК и его команды дела мало. Это как "люстра бронзовая, а в нагрузку сова", неликвид к дефициту, как по доброй совковой традиции, в нейже воспитаны. так что переживем.

О наболевшем из первых уст...

Пользователь arttasalov сослался на вашу запись в своей записи «О наболевшем из первых уст...» в контексте: [...] Оригинал взят у в О наболевшем из первых уст... [...]

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

  • 1