?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Культурный шок
Простите
kalakazo
Вспоминается мне и "культурный шок",
какой в среде знакомых мне староверов,
как-то ещё сочувствовавших никониянам
и почитывавших наши книги,
вызвала канонизация
митрополита Филарета Дроздова.
Со старообрядцами у нас всегда заигрывали,
и при владыке Никодиме Ротове
несколько из них слушало лекции
в Ленинградской академии,
но, как всегда это только в нашей Церкви и может быть,
"не ведала десница, что творит ошуяя":
сняв попечением Никодимушки
со старообрядцев анафемы,
тогда одновременно им же самим готовилась
и канонизация патриарха Никона,
и после публикации материалов о его "святости",
составленных Львом Лебедевым,
вольнослушателей,
в один миг
как корова языком и слизала.
То же самое случилось и в 90-х:
ведя приватные переговоры со старообрядцами,
мы канонизацией Филарета Дроздова
всяческое сближение
разом и перечеркнули.
И если уже для нескольких поколений
московского духовенства
сей святитель кажется чем-то вроде
церковного "дедушки Мороза",
то у старообрядцев генетическая сохранилась
о нём память, как заглавном их мучителе:
Пётр Первый был "антихристом" для них в веке осьмнадцатом,
Филарет стал "антихристом" в веке девятнадцатом.
В пресловутой "симфонии" полицейского государства
времён Николая Павловича и
тогдашней раболепной церковности,
именно в Филаретовой голове вызрел замысел
построить и «регулярно сочинить» всю жизнь страны
и каждого обывателя, ради его же собственной и
«общей пользы» или «общего блага».
Как в фаланстере или казарме
должно было царить
повсеместное единообразие и единоверие.
И именно Филарет настоял тогда
на военно-полицейских мерах
по добровольно-принудительному возвращению
тогдашних миллионов старообрядцев из "раскола":
их храмы и часовни были опечатаны,
их "лжеепископы", попы и наставники
"попали под монастырь" -
в монастырские тюрьмы,
где хладом и гладом их обращали
"к свету Христовой истины".
А конфискованные тысячи и тысячи -
кто-то из старообрядцев в 1905-м назвал цифру -
14000 древнерусских икон,
по указанию Филаретовому
были собраны во едином месте
и сожжены на кирпичных заводах
Александро-Невской лавры.
Николай Лесков обозвал это время "филаретовщиной":
"Николай погубил тысячи, а Филарет - тьмы".
И не все сегодня даже ведают,
что именно в эту эпоху
старая икона и стала считаться
"злостной пропагандой раскола"...

P.S.Фёдор Иванович БУСЛАЕВ ("Мои воспоминания") о графе Сергее Григорьевиче СТРОГАНОВЕ: "В царствование императора Николая Павловича строго преследовались раскольники. Между прочим, дано было приказание полицейским чинам отбирать их раскольничьи иконы из молелен в их домах и скитах, а потом как запрещённый товар доставлять в назначенные на этот предмет склады. Граф узнал, что в сарае одного из московских монастырей свален целый обоз этой конфискованной контрабанды, и отправился к митрополиту Филарету с просьбою, чтобы он разрешил ему отобрать из этого склада, что окажется пригодным для его собрания старинных икон. Филарет удивился, какой может быть прок в этом хламе, который он уже обрек на дрова и подтопку монахам того монастыря, но соблаговолил уступить просьбе графа и позволил ему распоряжаться в монастырском сарае, сколько угодно".
http://az.lib.ru/b/buslaew_f_i/text_1892_moi_vospominania.shtml


  • 1
При всем этом, за Священное Писание он точно получил венец, это определенно.

не может такого быть

Интересно, а художественная ценность старых икон - был ли тогда хоть один какой-нибудь человек в мире, который ее понимал?
До Третьяковых, например, старыми иконами хоть кто-нибудь интересовался?
Французы уже поняли, что такое византийское искусство, - хоть по Сицилии и Равенне? Или нет еще?
Или до конца 19 века отношение было как к мазне варваров?

См. к примеру Лесков "Запечатленный ангел"

К тому ж чего там и понимать то
- был бы художественный вкус.

именно в эту эпоху
старая икона и стала считаться
"злостной пропагандой раскола"...


Это мрак, конечно.
Учитывая, что Никон с "новой иконой" боролся печками...

а лев леюедев - это не тот, кто пил зело и александра меня чуть по пьяни не подвел?

Да, у о.Александра есть воспоминания об этом. Дальше, в 80-х прот. Л.Лебедев был клириком Курской епархии. Где-то на рубеже 90-х его архиеп. Курский Иувеналий Тарасов подобрал, едучи на епархиальной машине, лежавшего на обочине в рясе и с наперсным крестом. Крест-то этот владыка с него и снял. Отец Лев, проспавшись, объявил о переходе в РПЦЗ по причине "гонений" от якобы кгбшного архиерея (это при том, что в 1983 году арх.Иувеналия самого чекисты чуть в рай не отправили), и написал пафосную книжку "почему я перешел в зарубежную церковь". Умер, едучи в Германию "вразумлять" зело нелюбимого хозяином этого журнала владыку Марка.

(Deleted comment)
Раскольникам? это Вы о православных христианах иерусалимского обряда так? о половине России? мдааа...

Простите, а когда старообрядцы были половиной России? Даже во времена патр. Никона они были в численном меньшинстве, не говоря уже про XIX век и, тем более, нынешнюю ситуацию.
А в слове "раскольники" по отношению к старообрядцам нет никакой оценочности. (Между прочим, мы с Вами для них - "еретики", и об этом говорит даже такой достойный и весьма лояльный к новообрядчеству иерарх РПСЦ, как нынешний мирополит Корнилий (Титов).)

(Deleted comment)
Знакомясь сейчас со страшной историей Никоновских реформ, я вдруг начинаю осознавать, что советская эпоха, вовсе не была разрывом со старым мировоззрением, как это представляется теперь,
она была лишь продолжением нашей национальной традиции. Слова замученной голодом боярыни Морозовой:
“Что же это за правая вера, если за нее так пытают”,
убийство половины населения, не пожелавшего присоединиться к реформе... Когда в детстве я смотрела в Третьяковской галлерее на картину “Утро стрелецкой казни”, мне никогда из туманных рассказов взрослых не удавалось понять, за что же собствено казнили стрельцов. Лишь теперь я узнаю о спорах о старой вере,
с который староверы бежали с возгласами “победиху, победиху”, а через неделю начались казни, тех людей,
которые поддержали Софью. Указы "сверху" об обязательной исповеди и причастии раз в год.
А когда староверы начали наговаривать на себя на исповеди, чтобы не быть допущенными к причастию –
то государственный указ об обязательном причастии.
И тогда – "гари" – само слово как горький дымок –
случаи которых известны в Сибири еще после второй Мировой войны. Очищение себя огнем от грехов этого мира. Вспоминаю свою сестру, и ее отношение к церкви…
Что это за реалия христианства, от которой хочется бежать?... И я вспоминаю мнение, высказаннное однажды моим научным руководителем, что христианство вообще не дошло до Руси.

"Okazateljstvo raskola" skryvalos' v staryh ikonah, vot chto!
Sobstvenno glavnye rossijaskie metsenaty byli iz kuptzov (kak pravilo - starovery ili ih blizhajshie potomki). Ottuda-to i povelsja etot interesnejshi mith "serebrjanogo veka". Tam ved' chasto drevnostju vyhodil vek 16-j - nachalo Novogo vremeni v inyh krajah.

Старообрядцы не только канонизацию митрополита Филарета не признают. Они и преподобного Серафима "в прелести находившимся" почитают, и праведного Иоанна Кронштадского - "хлыстом", и оптинских старцев - лжестарцами. А про царственных страстотерпцев уж и говорить не приходится... Что ж нам, в пылу любви к старообрядцам всех их деканонизировать, как некогда в пылу борьбы с двоеперстием деканонизировали благоверную княгиню Анну Кашинскую?..

Простите, отче, но Ваши "антифиларетовские" писания мне уж очень сильно напоминают "антииосифлянские" опусы печально известного Андрея Геннадьевича Рычковского и его компании. Сей господин в борьбе за правое дело так увлёкся порицанием жестокости преподобного Иосифа, что публично требует его деканонизации и на своём форуме под угрозой бана запрещает называть святым. Но Вы-то и старше, и, несомненно, значительно опытнее и мудрее Рычковского (это я не из лести говорю). Неужели и Вы станете говорить об уместности "развенчивания" святителя Филарета, канонизированного "по ошибке"?..

-- сняв попечением Никодимушки со старообрядцев анафемы --
Может быть все же со "старого обряда", а не "со старообрядцев"?
С каких это пор пребывание в сознательном расколе от Церкви снимает церковное отлучение?
Раскольник. самочинно прерывая общение с Церковью "анафемствует" (т.е. отлучает от общения Церковного) сам себя.
А вот "анафемы" на "старый обряд" при наличии единоверия, конечно же были "нонсенсом", т.к. признанием "единоверия" Церковь сняла эти анафемы еще в конце 18-го века.

  • 1