?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Ошибочна соборность
Простите
kalakazo
Как в Москве всегда чтили
блаженнейшую память митрополита Филарета Дроздова,
и сама Духовная академия Троице-Сергиевой Лавры
возогревала особливую любовь к нему,
так в Петербурге Филаретово имя обходили,
и в питерской академической науке,
хоть и поминали его всегда
как первого экумениста,
он всё одно граду на Неве был неблизок,
в силу хотя бы всегда значимого памятования здесь
о так и никогда не воплощённых решениях
Собора 1917-18 годов.
Что-что, а либералом в области церковного управления
Филарет никогда не был.
И первым явственным почитателем его духу
оказался, тогда ещё в Ленинграде,
митрополит Иоанн Снычёв.
Он и кандидатскую защищал о Филарете Дроздове,
и когда нужно было принять суровое решение
в отношении очередного провинившегося батюли,
приводил в пример какое-либо крутое Филаретово решение:
"Мне всегда и мой авва говаривал:
"Ты слишком по натуре мягок для архирея -
потому всегда держи в памяти Филарета Дроздова!""
Собственно говоря, Отечником,
первым томом Добротолюбия
и деятельностью филаретовой
и ограничивался богословский кругозор
куйбышевского владыки,
и какими удивительными познаниями
в области итальянского фашизму
владыка Иоанн ни дивил
бы своих читателей,
следы настоящего авторства его
присутствуют только в его проповедях
и в этом самом изданном потом
опусе о Филарете.
От Филарета шёл и скрытнический, правда,
экуменизм Иоаннов и
его же переводы на русский
богослужебных текстов.
И первым из архиреев, от кого я услышал,
что решения Собора 1917-18 годов "были ошибочны",
и был архиепископ Иоанн Снычёв,
правда, сказано это было "не вслух",
а приватно, в кулуарах конференции,
посвящённой 1000-летию крещения Руси.
И уже будучи на ленинградской кафедре,
собственно, и возведённый на нея
из-за своего тихолепного характиру -
тише воды, ниже травы -
владыка Иоанн впервой неожиданно и "взбрыкнулся",
когда Святейший перевёл в ставропигию
монастырь Иоанна Рыльского, что на Карповке:
"Я так и сказал ему: Леша, ты вводишь традицию,
какой совсем никогда не было в нашей церковной истории,
и создаёшь опасный прецедент
для последующего церковного волюнтаризма!" -
"Ну и что Святейший Вам ответствовал?" -
"Я - патриарх, а не ты!"
И я тогда про себя подумал: "Вот те, батюшка, и Юрьев день!"...
И в унисон, именно с канонизацией митрополита Филарета Дроздова,
стали всё смелее и смелее звучать речения о том,
что на вселенских соборах мирян и попов и
вовсе никогда не было,
и дух церковной соборности токмо на архиреях и почивает.
И новый потом уже питерской владыко Владимир Котляров
тогда первым (и, правда, тоже сначала кулуарно) и прорёк:
"Единственным правильным решением собора 1917-18 годов
было решение о возрождении патриаршества,
а всё, что принималось на нём другое:
выборность епископата и духовенства,
участие лаиков в церковном управлении
и прочая, и прочая, - чушь голимая".
И стоит ли удивляться, что вскорости
из нашего церковного уставу
вдруг взяли да и выпали всякие намёки
на какую-либо "соборность" церковну...

  • 1
там ещё и с мощами, говорят очевидцы обретения, не всё понятно.
В одной могиле было три трупа, и понять, кто есть кто, даже хотя бы где чьи кости было невозможно...

мощи всегда чудесным образом обретались по заказу)))

а у мирян и правда никаких шансов не осталось. В этом отношении даже хрущевские двадцадки были лучше

Так они и не нужны :) тут народ считает уже, что и литургию без "народа" можно служить :) со ангелы, тэксказать, и святыми :) А что? вполне разумно. Церковь-на-гараже... или еще на какой недвижимости :))) и налоги только вверх. "Часть системы" :)

Ну, сколько-то шерпов оставят, ессно. Полы-то мыть надо :)

---следы настоящего авторства его
присутствуют только в его проповедях
и в этом самом изданном потом
опусе о Филарете.---

А вот тут, старче, позволю себе не согласиться.
Неуж Вы запамятовали славный волюм о том самом "моем авве" - Мануиле?
Помнится, с небезызвестным Вам - тогда еще не во иноцех - мы немало потешились над стилем оной монографии:)

Дырявая башка

Чтобы я без Вас делад бы батенька!
Столь же потешно выглядит и монография владыки Иоанна про митрополита Филарета -
она, можно сказать, из одних перлов и состоит.

А "Правые расколы"? Тот труд, где - что не архиерей, так непременно "находился в то время вне пределов своей епархии". Даже и на "обстоятельства времени" ссылка редкой была. Поразъехались - и всё тут. Весь сказ. И язычек там, что в "Блокноте агитатора". Это уж про позднейшие сочинения святителя некий протоиерей питерский говорил: "Что они там думают? Добрую половину из написанного в "Самодержавии духа" старцу-то ведь и не выговорить". Врал наверное поп...

А вот дерзну :)!

Однако м.Иоанна народ то питерский любит. Был несколько раз у Вас в Лавре - дык на могиле у Снычева и лампадка и цветы и публика подходит поклониться.

А у м.Никодима - ни те цветов - ни поломников - окромя кОта с кОтотерпицей не было!

Божий был человек

Цветы снначала на Никодимовой могиле лежали,
а потом на Иоаннову перешли.
И я Иоанна за святого почитаю,
потому и опасаюсь о нём "вспоминать",
что ежели почну, то как бы чего не ляпнуть этакаго,
что из канвы житийной вытрющивается...

Re: А вот дерзну :)!

У Никодима-то на могилке даже домик был учинен кущевидный и лампочка подведена электическая (пока смоленский некий вещун, завещанье о "простом деревянном кресте" не попрал, установив там помпезной моньюмэнт). Старицы там толклись лет несколько бесперебойно. Собачку приблудную там же прикармливали и она в кущице той кров имела и пропитание - оттого и полагали неции (и шепотком сообщали любезно), что в собачку ту... Но таковое-то я ещё и у московской Троицы слыхивал - обратился де Алексей-патриарх (Симанский) в... белую мышь (зажыгает богоносец!). Антонея Мельникова ("зубастого митрополита") народ також почитал - тот уж больно умильно ладошкой стариц по головам похлопывал проходя мимо на входе-исходе, зубками всем любезно посверкивая. А потом уж - к Ивану митрополиту народна симпатия прочно перешла. Там уже тебе и акатисты тебе, и кондаки со тропари, да с величаниями.

решение о возрождении патриаршества

А по мне, так и сие решение было не правильным. Даже, можно сказать, наивреднейшим, как дальнейшая история оного патриаршества недвусмысленно показала.

Re: решение о возрождении патриаршества

И было б заместо одной МП
- многообразие православных церквей разного толка
- как к примеру у протестантов или наших наплодившихся опосля отмены коммунизму ИПЦы
- на любой вкус и лад!

Хехе :) а "нарождение" патриаршества как Вам? прэлэстная история :)

Re: решение о возрождении патриаршества

Так, кабы не кесарь усатый со преемнички, так было б и патриархатов - пруд ими пруди. Что там - Украйна! Вона, что в мире-то деется...

Как разнообразны темы Ваших описаний. Много путешествий, интересных фотографий. Понемногу изучаю. Желаю и в дальнейшем успехов в творчестве.

  • 1