kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Category:

Ошибочна соборность

Как в Москве всегда чтили
блаженнейшую память митрополита Филарета Дроздова,
и сама Духовная академия Троице-Сергиевой Лавры
возогревала особливую любовь к нему,
так в Петербурге Филаретово имя обходили,
и в питерской академической науке,
хоть и поминали его всегда
как первого экумениста,
он всё одно граду на Неве был неблизок,
в силу хотя бы всегда значимого памятования здесь
о так и никогда не воплощённых решениях
Собора 1917-18 годов.
Что-что, а либералом в области церковного управления
Филарет никогда не был.
И первым явственным почитателем его духу
оказался, тогда ещё в Ленинграде,
митрополит Иоанн Снычёв.
Он и кандидатскую защищал о Филарете Дроздове,
и когда нужно было принять суровое решение
в отношении очередного провинившегося батюли,
приводил в пример какое-либо крутое Филаретово решение:
"Мне всегда и мой авва говаривал:
"Ты слишком по натуре мягок для архирея -
потому всегда держи в памяти Филарета Дроздова!""
Собственно говоря, Отечником,
первым томом Добротолюбия
и деятельностью филаретовой
и ограничивался богословский кругозор
куйбышевского владыки,
и какими удивительными познаниями
в области итальянского фашизму
владыка Иоанн ни дивил
бы своих читателей,
следы настоящего авторства его
присутствуют только в его проповедях
и в этом самом изданном потом
опусе о Филарете.
От Филарета шёл и скрытнический, правда,
экуменизм Иоаннов и
его же переводы на русский
богослужебных текстов.
И первым из архиреев, от кого я услышал,
что решения Собора 1917-18 годов "были ошибочны",
и был архиепископ Иоанн Снычёв,
правда, сказано это было "не вслух",
а приватно, в кулуарах конференции,
посвящённой 1000-летию крещения Руси.
И уже будучи на ленинградской кафедре,
собственно, и возведённый на нея
из-за своего тихолепного характиру -
тише воды, ниже травы -
владыка Иоанн впервой неожиданно и "взбрыкнулся",
когда Святейший перевёл в ставропигию
монастырь Иоанна Рыльского, что на Карповке:
"Я так и сказал ему: Леша, ты вводишь традицию,
какой совсем никогда не было в нашей церковной истории,
и создаёшь опасный прецедент
для последующего церковного волюнтаризма!" -
"Ну и что Святейший Вам ответствовал?" -
"Я - патриарх, а не ты!"
И я тогда про себя подумал: "Вот те, батюшка, и Юрьев день!"...
И в унисон, именно с канонизацией митрополита Филарета Дроздова,
стали всё смелее и смелее звучать речения о том,
что на вселенских соборах мирян и попов и
вовсе никогда не было,
и дух церковной соборности токмо на архиреях и почивает.
И новый потом уже питерской владыко Владимир Котляров
тогда первым (и, правда, тоже сначала кулуарно) и прорёк:
"Единственным правильным решением собора 1917-18 годов
было решение о возрождении патриаршества,
а всё, что принималось на нём другое:
выборность епископата и духовенства,
участие лаиков в церковном управлении
и прочая, и прочая, - чушь голимая".
И стоит ли удивляться, что вскорости
из нашего церковного уставу
вдруг взяли да и выпали всякие намёки
на какую-либо "соборность" церковну...
Tags: Алексий Ридигер, Иоанн Снычёв, Погибель богов, Филарет Дроздов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments