?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Из патриарших уст...
Простите
kalakazo
Разбор амвонных звяцаний из златых уст Его Святейшества:


Протопоп Всеволод Чаплин:

"Более прямой путь" к Богу? Нет, единственный

Читаем Патриаршую проповедь на Преображение (http://www.patriarchia.ru/db/text/4985769.html ). Вначале в ней говорится о нравственном чувстве, потом – о нравственном законе. Первый термин мне видится более корректным, второй – некритически заимствованным из латинской схоластики. Да, естественная мораль в человеке присутствует – в виде нравственного чувства и ряда правил. Апостол Павел и многие святые описывают именно это явление. Но совершенной кодификации оно не поддается, а потому не может быть «законом». Да и универсальность этого «закона» – особенно в кодифицированном виде – может быть поставлена под сомнение.

А вот дальше «природным» характеристикам придается некое особое значение, которого они не заслуживают. Читаем: «Господь вложил в нас душу, и в ней мы находим отблеск вечности. Наша душа — это и есть маленькое окошко в вечность. Когда мы сердцем воспринимаем красоту мира, красоту человеческого творения, прекрасные произведения музыки или живописи, чувствуя, что Богом вложенный в человеческое и космическое бытие закон гармонии приносит свои плоды, — всякий раз, когда мы встречаемся с этой гармоничной, Богом учрежденной красотою, — мы словно заглядываем через окно в вечность».

Увы, душа человека поражена грехом – и вечность она подчас может видеть сатанинскую, принимая ее за Божественную. Может она принимать за «вечность» и свои заблуждения, и греховные помыслы. Без принятия Христа все «открытые окна», даже позволяющие увидеть отблески истинного богопознания, не приводят человека в Царство Божие, не сподобляют его нравственного совершенства и спасения, которое вне Христа невозможно, потому что вообще недостижимо человеческими силами.

Далее Патриарх говорит: «Но есть и более прямые пути — когда человек обращается с верой к Богу, когда он молится, когда он участвует в Божественном таинстве Евхаристии, когда Само Тело и Кровь Христовы касаются нашего естества, — в этот момент мы заглядываем в вечность».

Все почти правильно, только это не «более прямой путь» в Богу, а единственный. Все естественные движения души, все созерцания природы или живописи хороши тогда и только тогда, когда приводят именно на этот путь, то есть ко Христу. Иначе они остаются бесплодными - ведь главный путь оказывается не пройден, и человек в Царство Божие не входит. Об этом ясно говорит Сам Христос в Евангелии. А нам всем – от Патриарха до вашего покорного слуги – нужно окончательно изгнать из своего мышления идею «множества путей», навеянную западной теологией ХХ века и ее некритичными репродукторами из православной среды того же прошлого столетия".

отсюда

  • 1
Фашист, рассуждающий о нравственности, отвратителен, как морализирующая в старости проститутка.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

  • 1