kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Categories:

Ложка дегтя в бочку меда...

Ложка дегтя в бочку монастырского меда
от соминского страдальца
и питерского изгнанника,
честнаго протопопа Геннадия Украинского:

"КАКИЕ БЫВАЮТ ЖЕНСКИЕ МОНАСТЫРИ? Размышления опытного монаха

Рассказал о наших леушинских скорбях одному опытному иеромонаху.
Он в ответ поделился интересным духовным наблюдением о современных женских монастырях.

Ему довелось сопровождать по России мощи святого.
«Мы с мощами проехали по России много городов и посетили множество монастырей. Привозим мощи, торжественная встреча, молебны, поклонение, а потом нам показывают местные святыни и монастыри. Столько увидел, что за всю жизнь не видел. Только женских монастырей десятка два-три посетили.

И в этих поездках я обнаружил одну закономерность.
Все женские монастыри делятся на два типа. Те, в которых правит настоятельница, а духовник находится в ее подчинении, ни во что не вмешивается, ничего не знает, только служит себе службы. И те, в которых духовник является центром духовной жизни, все в монастыре совершается по его благословению и сама настоятельница является его духовным чадом и также живет по благословению духовника.
И вот входишь в монастырь и сразу понимаешь, кто тут правит — игуменья или духовник, за кем последнее слово. Это видно по отношению к тебе как священнику. Если духовной жизнью в монастыре правит игуменья, сестры обычно пробегают мимо тебя и не замечают, что перед ними священник, не подходят под благословению. А если монастырской жизнью духовно управляет духовник, сестры, увидев приехавшего священника, тут же спешат к нему благословиться, бегут как голуби на корм. Я уже глаз набил на этом и уже от святых ворот научился определять, в какой монастырь мы попали».

Мне эта мысль показалось очень точной. Я вспомнил, что действительно сейчас, пожалуй, два самых известных женских монастыря в России, относятся ко второму типу. Это Ново-Тихвинский монастырь в Екатеринбурге, духовной жизнью которого руководит игумен Авраам, и Свято-Елизаветинский монастырь в Минске, духовной жизнью которого руководит протоиерей Андрей Лемешок. Об этих монастырях можно сказать словами Господа: «По плодам их узнаете их». Они занимаются обширной духовной, просветительской и социальной деятельностью. Издают книги, пишут иконы, шьют ризы. Достаточно сходить на любую православную выставку.

Но знакомый монах продолжил мысль:
«Но это еще не самое главное. Как правило, в том монастыре, где вся власть принадлежит настоятельнице, царит произвол, в монастыре начинаются разборки, интриги, устанавливается жесткий контроль над сестрами, их часто выгоняют на улицу.
А там, где последнее слово за духовником, совершенно другая атмосфера. Вокруг него возникает духовная семья. Конфликты разрешаются на исповеди и в беседах.
В наше время настоятельницы, как правило, молодые, неопытные. Делают ставку на внешний авторитет. Подавляют сестер, часто ломают их. Требуют личной преданности. Батюшка, даже молодой, наверняка добрее, потому что на нем сан, потому что он принимает исповедь, которая его делает опытнее и милосерднее, потому что он лучше знает внутреннюю жизнь сестер».

- Но есть же исключения, где игумения - мать, а не мачеха. Взять хотя бы Пюхтицкий монастырь, Иоанновский на Карповке, или Зачатьевский в Москве...
«Как раз эти редкие исключения только подтверждают правило...»

К сожалению, эту теорию мы сейчас проходим на практике."
отсюда
Tags: Геннадий Беловолов, монасье воинство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments