?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Прибабахнутый
СУПчика хочится
kalakazo
Круг чтения моего восточного отрочества
крутился около лишь одной личности:
прочитав "Апологию Сократа",
я следом и проглотил Платоновы диалоги:
"Если, о мужи, вам будет казаться, что мои сыновья,
сделавшись взрослыми,
больше заботятся о деньгах или еще о чем-нибудь,
чем о доблести, отомстите им за это,
преследуя их тем же самым, чем и я вас преследовал...
Но вот уже время идти отсюда,
мне - чтобы умереть, вам - чтобы жить,
а кто из нас идет на лучшее,
это ни для кого не ясно, кроме Бога!"
http://www.philosophy.ru/library/plato/apology.html
Выбрав Сократа своим собеседником
я уже тогда предчувствовал
неизбежность конфликта с любым социумом и
воспитательным понуждением "быть как все".
В тенистых садах Александрии пахло амброзией и
совсем легко дышалось духом античного полиса,
и по садовым лабиринтам бродил Платон
споря со мной о своём "Государстве",
и сам Стагирит гундосно вещая
целыми книгами своей "Метафизики",
а в тупике перехилившись из бочки
меня норовил ухватить за руку Диоген Синопский:
"Ну что пойдёшь ко мне в ученицы?"...
Уже тогда мой школьный учитель меня характеризовали как
"мальчика с пребольшими странностями".
В третьем классе мне был объявлен бойкот -
со мной никто не разговаривал,
что на самом деле явилось
для меня изысканным утешением:
если меня кто тогда и интересовал из сверстников,
то только те "идиоты",
кто умел разговаривать с птицами...

  • 1

кто умел разговаривать с птицами

только такие и есть - действительно интересные.

неизбежность конфликта с любым социумом

спасибо за Платона - живёт в сердце.
не развернёте ли, отче, как он дошёл до Государства?
это закономерность или провал?

Re: неизбежность конфликта с любым социумом

Безусловно это было его личной трагедией:
отказ от демократических основ и
построение казармы и полицейского государства
где при строжайшей цензуре,
изгоняются из государства прежде всего философы и поэты,
но при этом все в той идиллии весело приплясывают и танцуют,
и едиственным разрешённым поэзным жанром объявляется Закон и служение Закону
и где строжайшее законодательство и выливается в этот самый один хороводный пляс..
Платон пожалуй был первым кто безапеляционно объявил
о зловредном влиянии античной трагедии на нравы,
поскольку трагедия путем вызывания страха и сострадания
расслабляет характеры и мешает человеку в служении
быть "мужественно беспощадным" к государсвенным врагам.
Впрочем вершиной "трагического" Платон это тираническое государство и именует.

Edited at 2008-02-07 06:58 am (UTC)

Re: неизбежность конфликта с любым социумом

+++изгоняются из государства прежде всего философы

:)

Re: неизбежность конфликта с любым социумом

Очень глубокая по вживанию и сочуствию есть малоизвестная статья у у Алексея Лосева
"ПЛАТОНОВСКИЙ ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ И ЕГО ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА":
" Картина объективного идеализма в последнем произведении Платона заставляет нас иначе взглянуть и на общежизненный путь философа. Ведь исторически трудно допустить, что неудача объективного идеализма Платона произошла сразу и внезапно и что мы ничего подобного не можем представить себе в течение того полстолетия, когда философствовал Платон. И, действительно, обозревая судьбы платонизма в свете его трагического конца, мы вполне доказательно убеждаемся в том, что трагедия объективного идеализма назревала у Платона в течение всей его жизни.

Первый акт этой трагедии – казнь Сократа. Встретившись двадцатилетним молодым человеком с Сократом, Платон оставил все свои поэтические занятия (он писал трагедии, комедии, эпиграммы и в эпическом, и лирическом жанре). Он оставил и свою живопись, и свои спортивные занятия, в которых преуспевал и даже получал призы. Платон всего себя принес в жертву высокой духовной проповеди Сократа. А то, как Сократ мог производить у своих слушателей целую духовную революцию, сам Платон в потрясающе драматической форме изобразил в речи Алкивиада в диалоге “Пир”. И вот Сократ был казнен.

Второй акт платоновской трагедии – поездка в Сицилию ко двору сиракузского тирана Дионисия Старшего в 389–387 гг. по приглашению своего друга и ученика Диона, брата жены Дионисия. Источники рисуют непрестанный разврат и пьяные оргии при дворе Дионисия, с чем и хотел бороться Дион, умоляя Платона философски воздействовать на Дионисия. Известен бесславный конец этого путешествия. В результате придворных интриг и скандалов оклеветанный Платон был продан Дионисием в рабство, из которого, однако, быстро выкупили его друзья и поклонники.

Третий акт платоновской трагедии – второе путешествие ко двору уже Дионисия Младшего в 367 г. Здесь Платону тоже не удалось никого и ничему научить и пришлось только спешить поскорее возвратиться назад в Афины.

Четвертый акт платоновской трагедии – третье путешествие в Сицилию опять по приглашению все того же Диона и опять для вразумления Дионисия Младшего. Желая выразить свое якобы просветительское намерение, Дионисий встретил Платона по-царски. Однако под влиянием военной партии и наемных войск, охранявших Дионисия, отношение Дионисия к Платону стало быстро меняться, и Платон был быстро выселен из дворца на территорию наемных войск, которые уже составляли заговор с целью его убийства. Здесь появляется фигура пифагорейца Архита Тарентского, учителя и почитателя Платона, философа, которого Дионисий Младший тоже как будто почитал и тоже как будто слушался. По просьбе этого Архита Платон был освобожден из своего весьма опасного заключения, а деспот и садист Дионисий Младший опять устроил торжественные проводы Платона обратно в Грецию.

Как ни расценивать эти четыре акта платоновской трагедии, они все говорят о том, что объективный идеализм философа никогда не мог стать таким орудием, при помощи которого можно было бы добиться в жизни того идеального блаженства, которое Платон проповедовал. И то, что Платон, разочарованный во всех своих общественно-политических мероприятиях и потерявший веру в духовную значимость своего идеализма, в конце .концов прибег к той кровавой утопии, которая нам известна по “Законам”, свидетельствует только о полной естественности для него такого трагического конца и полной потере им веры во всемогущество разума и разумного убеждения. То, что этот пятый акт трагедии Платона, а именно сочинение им “Законов”, вполне естественно вытекал из всего предыдущего философского развития Платона, теперь едва ли требует каких-нибудь доказательств"
http://losevaf.narod.ru/platideal.htm

Re: неизбежность конфликта с любым социумом

И ещё из Лосева: "Ужасом веет и от другой теоретической концепции Платона в “Законах”. Он требует, чтобы все жили легко, весело и радостно. Больше того, все должны постоянно петь и танцевать от радости. Все государство сверху донизу должно петь и танцевать. “Надо жить играя” (VII 803 е). Мало и этого. Единственным содержанием песен и танцев должно быть восхваление законодательства, исступленное славословие по адресу законов, законодателей и ведущих политиков и стратегов".
http://losevaf.narod.ru/platideal.htm
Кстати писал всё это Лосев в 1979 году - в самые свистоплясные застойныя времена,
прикрываясь цитатами из Маркса и Ленина...

Re: неизбежность конфликта с любым социумом

один юный иерей предлагал собирать мужские общества для вождения хороводов вокруг дерева, с целью воссоздания порушенного народа русского, загвоздка была в том, как завоевать своей практикой всё общество, теперь пути к реализации проекта проясняются

Единственным содержанием песен и танцев

спасибо
похоже Сталин его читал
и кое-чего добился
...
быть может это общий итог для всех идеалистов желающих переустроить царство земное...

мне был объявлен бойкот

Бойкот-это сташная вещь. Это попытка морально убить человека, его личность. Несомненно, что советская школа всегда являлась жутким аппаратом насилия над детьми (да и над родителями), то есть являлась орудием государства по воспитанию рабов. Думаю и в наше время этот процесс продолжается.

Бойкот-это сташная вещь.

По крайней мере не бьют...

Re: Бойкот-это сташная вещь.

А я вот в бойкотах других не учайствовал
- и оттого слыл оппортунистом :)

Да неужто ж Вы

В третьем классе Платона читали?

(Deleted comment)
Вам тоже, друг мой, взяться бы за мемуары...

  • 1