?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Андрей Десницкий на тропе войны...
Простите
kalakazo
Андрей Десницкий, патриаршей волей
выдавленный на обочину всех издательский прожектов РПЦ МП,
в том числе отлученный от кропания в ПЭ,
о Православной Энциклопедии:


"Юлия Латынина и яблочный «Центр антикоррупционной политики» (его возглавляет Сергей Митрохин) опубликовали результаты своих расследований: государственные чиновники поддерживают издание «Православной энциклопедии», в том числе государственными грантами, общая сумма которых уже исчисляется сотнями миллионов рублей.

Понятно, что на этом месте одним хочется закричать о коррупции и ползучем клерикализме, а другим – о возрождении духовности и поддержке отечественной науки.

Но сам предмет разговора побуждает нас быть академически точными и энциклопедически корректными. Что это вообще за издание такое, «Православная Энциклопедия»?

Оно было запущено в середине девяностых, как раз в те времена, когда расцветали сто цветов, российское общество относилось к православию если не восторженно, то по меньшей мере сочувственно, а слабое российское государство лишь начинало робкий поиск идеологической идентичности.

Обращение к православию казалось вполне естественным после вошедших в поговорку «семидесяти лет атеизма».

В церкви ощущалась острая нужда в адекватных и качественно изданных современных книгах, и в ней, с одной стороны, было много ищущих просвещения и совершенно неграмотных рядовых прихожан, а с другой – немалое количество интеллектуалов, готовых делиться знанием.

Так и был запущен этот проект – многотомное роскошное издание, которое, конечно, никто не купит, чтобы поставить его на полку и пользоваться каждый день. Это издание для библиотек или начальственных кабинетов – смотрится солидно и редко когда бывает нужно в эпоху, когда главные источники знаний для широких народных масс – гугл и википедия. В середине девяностых, напомню, все было иначе, и не только с интернетом, но и со многими другими вещами, включая церковно-общественные отношения и приоритеты государства. Впрочем, к этому еще вернемся.

«Православная Энциклопедия» выкладывается в интернет, но, по сути, остается бумажным изданием. А разве бывает с энциклопедиями иначе? В двадцатом веке не было, и на полках доживают свой век почтенные энциклопедии на все вкусы и по всем темам. Но в двадцать первом запускаются принципиально иные проекты. Прекрасный пример – Стэнфордская энциклопедия философии. Это постоянно обновляемое и редактируемое издание, которое изначально организовано по принципу интертекста.

Любую статью можно распечатать, но первична именно электронная форма, и главное, что энциклопедия интерактивна – по сути, это некий постоянно действующий семинар, к которому можно присоединиться из любой точки мира.

И давайте обратим внимание вот на какую деталь… Эта энциклопедия посвящена философии. Другие, разумеется, посвящены другим областям человеческого знания. Есть на русском языке пятитомная Католическая Энциклопедия, которая посвящена исключительно католичеству. Это, по сути, официальное издание, излагающее мнение католиков о себе самих.

Но что такое Православная Энциклопедия? Официальное издание, излагающее мнение православных едва ли не обо всем окружающем мире. В 39-м томе мирно соседствуют древнеегипетские Ка и Ба, исламская Кааба, старообрядческий апологет Кабанов, Кабардино-Балкария, иудейская каббала и республика Кабо-Верде. Таких универсальных изданий много по всему миру… было в двадцатом веке.

Всем памятна, безусловно, Большая Советская Энциклопедия, которая устаревала раньше, чем успевала выйти – в частности, подписчикам потом присылали страницы к прошлым томам, которые следовало вклеить на место вырезанных.

Обычно на таких страницах вместо партийного и государственного деятеля, оказавшегося врагом народа, располагалась информация о каком-нибудь экзотическом цветке.

То есть основная задача энциклопедии состояла не в том, чтобы передать читателю сумму знаний по всем предметам, а скорее в том, чтобы внушить ему правильную точку зрения на любой вопрос. И когда в девяностые советская идеология оказалась несостоятельной, у многих православных возникло желание заменить ее правильным, православным мировоззрением. И сам подход к этому изданию – обо всем сразу, но исключительно православно – созвучен такому настроению.

Нет, я не хочу сказать, что Православная Энциклопедия – всего лишь идеологическая агитка (ведь и о советских энциклопедиях такого не скажешь). Коллектив работает прекрасный, в нем собрались действительно ведущие специалисты во многих областях гуманитарного знания, многие статьи написаны на высоком академическом уровне.

Но нельзя не отметить, что здесь возникает конфликт лояльностей: академичности и традиционности. Академическое знание предполагает дискуссию, требует доказательств, допускает опровержения. А традиция просто принимается на веру – но при этом она легко может измениться. Многие статьи в результате состоят как бы из двух частей: с точки зрения традиции и с точки зрения науки (например, статья о происхождении Евангелий).

Само по себе такое противоречие может быть источником творческого напряжения, но заметят ли читатели, что это два принципиально разных подхода? И не сочтет ли он один из них просто ересью, если в самом начале статьи сказано: «Научно-критические теории происхождения Евангелий развивались преимущественно в конфликте с учением Церкви»? И где та грань, где научное редактирование превращается в идеологическое цензурирование (такие примеры есть, позвольте уж не выносить цеховые скандалы на суд широкой публики).

Выбирая между академичностью и традиционностью, проще всего выбрать официоз. В результате статья «Иисус Христос» насчитывает 39 страниц, включая иконографию (21-й том), а статья «Кирилл, патриарх Московский» – уже 119 страниц (34-й том).

Так что такое Православная Энциклопедия? Безусловно, самый серьезный научный проект РПЦ МП. Издание, которое содержит множество ценной информации, для русского читателя – зачастую уникальное и незаменимое справочное издание. Возможность для моих коллег получать оплату за свой высококвалифицированный труд (да, при помощи тех самых грантов).

Но одновременно, говоря церковным языком – знамение пререкаемое. И говорит оно о многом. Например, о том, что при Советах слиплись в единый трудноперевариваемый ком гуманитарная наука и идеология, вера и знание – так до сих пор они и существуют во многих головах неразделимо.

Идеологии могут меняться, но суть остается прежней: в головы людей надо вложить единственно верное понимание каждого вопроса, и отвечает за это по большей части государство. Пока это так, все подобные гранты – просто мелкие частности.

Но еще это нам говорит, что слово «православный» в массовом сознании перестало значить «безгрешный и бескорыстный». Всё больше людей, для которых оно значит «подозрительный, навязчивый, провластный и слитый с государством до полной неразличимости». И платить по счетам хотят заставить, к сожалению, не православных активистов и не депутатов Поклонскую и Милонова, а тех, до кого проще дотянутся – например, Православную Энциклопедию. Примерно так это было и сто лет назад.

Хотелось бы кабинетным ученым и смиренным вменяемым прихожанам отсидеться в стороне и сказать «мы же тут были не при чем», но похоже, что уже не получится".

отсюда

  • 1
Кстати, о деньгах. Как я понял, Православная энциклопедия полностью оплачивается Правительством Москвы и грантами. Что же оплачиваем мы, приходы, когда нам навязывают тома по 1500 руб?

Вы неправильно поняли. Часть тиража выкупает гос-во, часть - город. Гранты - только на закупку томов, просто деньги никто не даёт. Ещё часть тиража покупают приходы. Можно прикинуть и понять, во что встаёт один том = (стоимость бумаги + обложки + печати)*число экземпляров + содержание штата сотрудников, текущие расходы и гонорары авторам. Вот эту сумму необходимо вернуть, для чего и нужно продать определенный процент от общего числа экземпляров. Если этот процент не выкупят, проекту кирдык. И нечего будет выкладывать в интернете, и неоткуда будет семинаристам списывать курсовые. Потому что гонорары авторам там по нынешним ценам и так маленькие: от 7 до 15 тыс. руб. за 20 страниц текста. Это минимум неделя, а то и 2-3 недели работы, поскольку там надо не эссе писать, а собирать материал, выверять ссылки и упаковывать все это плотно-плотно. Батюшка на требочках за час может столько же получить, если не больше. ПС. Десницкий, вписавшийся в травлю этого проекта, - конъюнктурщик и не буду ещё писать даже кто.

А за что отлучили Десницкого?

И тут Советы виноваты - уже четверть века не дают правильно написать Православную энциклопедию. Видимо никогда не дадут.

Сотрудник РАН А. Десницкий вполне уважительно отзывается о всех энциклопедиях,
в том числе и БСЭ.

Цельный том про Гундяева в ПЭ - это явный перебор )))!
Это ж не В.И. Ленин и не Карла Маркса!

Прошу заметить, что католики в 5 томов уложились,
а православные будут сто томов издавать вечно )!
Отличие Востока от Запада типичное...

С вами опасно в одном блоге даже находиться, может вам и еще отрывные календари с ПК Кириллом не нравятся? А может быть вы скажете, что десять томов его неиссякаемой мудрости издавать не нужно и по приходам за деньги втюхивать? Так можно даже и не знаю до чего договориться...

Соскучились? Когда ж Вы научитесь понимать, что пишут, а не реагировать на интонации - уважительно, не уважительно. Я ж ясно выразилась, Десницкий видит корень проблемы в том, "что при Советах слиплись в единый трудноперевариваемый ком гуманитарная наука и идеология, вера и знание – так до сих пор они и существуют во многих головах неразделимо". Я и говорю, что все анализы всех вопросов, даже веры и знания, у нас в церкви сводятся к горестной констатации - "совки-с" (сам-то скорбящий, ясное дело, не такой). Это неумение анализировать социальные и шире, гуманитарные, проблемы - свидетельство низкой гуманитарной подготовки. И степени и звания ("сотрудник РАН"!) здесь только подчеркивают запущенность ситуации.
А бесконечные тома - уже одно из следствий полного непонимания того, в какой точке истории и культуры мы находимся.

"что при Советах слиплись в единый трудноперевариваемый ком гуманитарная наука и идеология, вера и знание"
-------------------
То, что в таком "трудноперевариваемом коме" пребывала Россия дореволюционная и пребывает современная, запутинская, Десницкий в упор не замечает.
Оно и понятно,нынче говорить с высоких кафедр негативно о православии-моветон.

Надо вообще уходить от оппозиций позитив-негатив, до революции-после революции и прочих клише нашего, извините за выражение, дискурса. К примеру, почитала последнюю речь Макрона - говорит, эпоха народовластия ушла, демократия осталась только в низовых communities, ну и много другого там интересного. То есть, там на государственном уровне идет осмысление мировых цивилизационных процессов. И все мимо нас, мы пропускаем целые эпохи - застряли на сто лет назад и сводим все процессы к этим оппозициям. От статей наших властителей умов остается ощущение дикого примитива даже по сравнению со статьями их официальных лиц (не говоря уже об их ученых). А других нет.

Кот, не пиши о том, чего не знаешь, ладно? А то задушу...

Тоды пущай на тему ПЭ напишет пёс )!

"православный» перестало значить «безгрешный ".

Ржунимагу! А разве термин "православный" когда то был синонимом понятий "безгрешный" и "бескорыстный"?

Высококвалифицированный труд?)))
Не орбиту же спутника они рассчитывают, в чем высота квалификации?)

Интересная статья, даже очень, тоже вчера на ночь читала.

Не люблю я Латынину, но точно знаю одно, там где госбабки, там и распил.

и чо с того?
то что десницкий - мудак, никто не отменит

вот оно, бон мо!

"...серьезный научный проект..." - это о чем? Какой именно отрасли науки? Я понимаю, что при нынешнем состоянии РАН и науки вообще (один Мединский чего стоит) "...на безптичье и жопа соловей!" ((с) А.Н.Крылов), но не до такой же степени...

ПЭ это полныйй маразм. ПРект еретиков латинофронов чтоб лдей запутать. Много и чистой дизинформации см.напр https://rwmios-f.livejournal.com/49169.html
С помощью ПЭ можно продемонстрировать что Гундяев еретик,даже там тем где он не говорит ересь. Что крайне редко бывает...http://tugodum.livejournal.com/628181.html
in_doctus пишет обращаясь ко мне
4 марта 2017, 06:24:35 UTC

Почитал тут статью "Евхаристия" в ПЭ, часть, написанную о. М. Желтовым, которую Вы критиковали как-то, и удивился логике.

"Следы др. оригенистской (или же несторианской) идеи, о принципиальном отличии воскресшего Тела Христа от Его Тела до Воскресения, можно увидеть в словах свт. Евтихия о Теле Спасителя как «нетленном после таинственного священнодействия и святого Воскресения и бессмертном, и святом, и животворящем»"

Идея отличия воскресшего Тела Христова от Его Тела до Воскресения является оригеистской или несторианской?! Дамаскин (ТИПВ 72) у него тогда тоже оригенист или несторианин??
Гундяев с точки зрения ПЭ получается несторианин и оригенист...
"Итак, тело Воскресшего освобождается от воздействия физических факторов этого мира, оно как бы ускользает из-под власти законов земного бытия и являет собой не только физическую, но и духовную реальность. А это означает, что в акте Воскресения разрушается средостение между физическим и духовным, между видимым и невидимым, между временным и вечным." слово пастыря глава Вознесение Господне

Edited at 2017-09-09 08:40 pm (UTC)

Да еретики мы, еретики, и я еретик, и кот мой еретик. Всё, мы это от Вас усвоили и успокойтесь, наконец. Утешьтесь чем-нибудь, хоть онанизмом.

Кот православный. Он Бога не хулит и Истину не отрицает. Свои комплексы не надо на других переносить. И свои утешения другим приписывать. Хотя вам как вы сами признались уже и это "утешение" не доступно. Утешением всех будет когда таких как вы от Церкви отлучат.

Десницкий и хранилище официозного знания

передать читателю сумму знаний по всем предметам, а скорее в том, чтобы внушить ему правильную точку зрения на любой вопрос

Не будучи гуманитарием, дерзну всё же предположить: должна быть у гуманитариев где-то теоремка, утверждающая что одно без другого невозможно и чистая "сумма знаний" - это непонятно что такое. Десницкий учился в столичном университете, вроде должен это понимать.

А с другой стороны - его понять тоже можно. Кому понравится проект, в который лично его не взяли. Я бы на их месте демонстративно упал перед ним на колени, умолял бы войти в проект, дал бы ему РЕАЛЬНОЕ задание, а потом столь же демонстративно дал бы пинка под зад - за непрофессионализм и некомпетентность. Диагностировать же такие заболевания у пациента, думаю, будет нетрудно для опытного специалиста.

После этого любая критика со стороны Десницкого стала бы вызывать лишь неизменную улыбку и вежливое сочувствие.

Десницкий - один из очень небольшлго числа специалистов, разбирающихся В Новом Завете, а противники из ноунеймов.



Edited at 2017-09-12 04:37 pm (UTC)

  • 1