?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
† протопоп Александр Жарков
Простите
kalakazo
Исполнилось 20 лет со дня убиения строителя Елизаветинского храма в СПб
протопопа Александра Жаркова.




Дедулькины воспоминания о протоиерее Александре:


"Вытягивание лямки...

22 марта, 2010
Протоиерей Александр Жарков –
"страстотерпец последних времён" –
настоятель храма Александра Невского
на Шуваловском кладбище,
хоть и "западенцем" не был,
но принадлежал всё к той же
добротной и в конце 80-х немногочисленной
генерации служивого постникодимовского духовенства,
каковое разного рода литургические нововедения
ленинградского архиаввы Никодима Ротова,
вроде частого – "еженедельного" причащения лаиков,
как и эмигрантские тамиздатовские
книжицы протопресвитера Александра Шмемана
про "евхаристическое возрождение",
почитали суемудрственной блажью
и акцент в своём лямочном вытягивании
богослужебной череды,
естественно что, переносило с Евхаристии
на панихидки, отпевания и на прочее,
столь пенязеблаженное
для широких поповских карманов,
кадиломахательное ремесло.
Шуганное и пуганное,
"подписное" – застращенное уполномоченными до робости,
оно, как правило, и не проповедовало вовсе,
чтоб не ляпнуть чего-либо лишнего,
и от служения Литургии отлынивало, как могло,
зато любило служить акафисты
каждый Божий день.
Духовныя наставления отца Александра
отличались незамысловатостью
и били всегда в самое душевное средостение
взыскующих Небесного града
храмовых жён-мироносиц:
"Сны свои никому не рассказывай.
Просфору можно есть сидя.
Святую воду не проливай!
При встрече со священником надо брать благословение.
В зеркало смотрись, как можно меньше.
О чтении светских книг: А что их читать? Толку-то!"
http://st-elizabet.narod.ru/kniga/4_11.htm
Вот именно: "Толку-то!" – жизнь в церковенном гетто
форматировало сознание настолько,
что и самих пастырей понуждала
на светский мир
коситься с велием подозрением..."
отсюда


"Жертва вечерняя...

22 марта, 2010
Насколько протоиерей Александр Жарков
с его грубоватой простоватостью,
прижимистостью в отношении рядового духовенства
и вслух декларируемой некнижностью
слыл выразителем срединного - "царского" -
веками обкатанного церковного благочестия:
с маханием кадилом
и первостатейными всегда и во всём требами,
и с непременным в сотню бабулькиных глоток
нараспев соборно певаемым
очередным акафистом –
несомненно духовенным бестселлером,
собиравшим под храмовыя своды
весь православно набожный Ленинград.
Настолько прятавшийся за широкую протопопную спину
в куцем пиджачке "царковнай интелихент" Василий Лурье –
женственно вкрадчивой и по-девически смутительный,
и почитался в начале 90-х
главным воителем
супротив этого самого
теплохладно бытовушного "лжеправославия".
Лу то ведь звал к возрождению полного – до йоты –
уставного богослужения,
к непрестанной молитве,
к ежедневному причащению,
к преображению постхристиански секулярного бытия
в одну только сплошь жизнь духовную,
в каковой, всё одно как в утопиях Энгельса,
не будет уже ни семьи,
ни частной собственности,
ни блудопоклонного брака,
а сама Святая Русь обратится
в один сплошной лурьитской монастырь.
И как бы не разнились трезвенно жарковский ледок
и младостарческой кипяток духовенной,
отец Александр Жарков и Василий Лурье
оба были несносными мечтателями,
посему и жили душа в душу.
И в самом начале "необычайно духовного возрождения"
на возникшее тогда вопрошание –
что первичнее следует возрождать:
духовность али церковенныя стены –
дружно ответствовали: "Конечно же, стены!"
А выстроив стены,
можно будет уже вволю наиграться в них
и в духовность и в само православие.
И все тогда почавшиеся возрождаться монастыри
ответствовали ведь точно также,
обратившись в одну сплошную
церковенную стройку
с замесами, вахтами, трудоднями
и первыми новомученниками этого церковного обустрою,
всё одно как "жертва вечерняя",
полегшия костьми и вмурованныя в эти стены:
"Свела промозглость корчею –
неважный мокр уют,
сидят впотьмах рабочие,
подмокший хлеб жуют.
Но шепот громче голода -
он кроет капель спад:
"Через четыре года
здесь будет город-сад!"
http://cccp.narod.ru/work/book/mayak/mayak_15.html
Сейчас-то уже очевидно,
что этот церковенной новострой,
скорее всего, и оказался
вклинившейся в возрожденческую программу
системной ошибкою.
Но кто ж о ея наличии
в те начально эйфорические годы
мог по трезвому бы догадываться?"
отсюда


"Оседлаю я Мамону – купола позолочу...

22 марта, 2010
Герои церковного труда,
столь доблестно в качестве прорабов
подвизавшиеся с начала 90-х
на восстановлении храмовых руин,
о своих ратных подвигах
вместо столь ожидаемой
труляляйной лапоты
обычно стараются рассказывать сквозь зубы:
как бы невзначай не проговориться
о нецих скелетах,
с тех самых времён и покоящиюхся
в монастырском подклетях.
А ведь начиналось воссоздание отечьего Китеж-града
с невиданного, может, даже
с самых дореволюционных времён,
беспрецендентного со стороны храмовников
поклонения Мамоне:
"Почувствовавши себя на воле,
глуповцы с какой-то яростью устремились
по той покатости, которая очутилась под их ногами.
Сейчас же они вздумали строить башню,
с таким расчетом, чтоб верхний ее конец
непременно упирался в небеса.
Но так как архитекторов у них не было,
а плотники были не ученые и не всегда трезвые,
то довели башню до половины и бросили,
и только, быть может, благодаря этому обстоятельству
избежали смешения языков".
http://az.lib.ru/s/saltykow_m_e/text_0010.shtml
В отличие от летописания шедринского,
в гистории еще так никем и ненаписанного
Глуповска церковного
поклонение Мамоне происходило
гораздо прикровеннее:
"Оседлаю я Мамону – купола позолочу!",
"Канон не пенязь – на Канун ведь не метнешь!",
"Поклонюсь Антихристу – и спасу Церковь!",
"Помолюсь я Веельзевулу – Православие спасу!"
отсюда


"Канон не пенязь – на Канун не метнешь...

23 марта, 2010
Строилась елизаветинская цитадель Святаго Духа
по наработанной возродителями духовными "схеме пылесоса":
деньги на церковное строительство
поступали из бандюковского общака,
через церковенную кассу легализовывались,
возвращались "строителям святаго храма сего"
уже отстиранными до благостливого хрусту,
а на благодарственную от отмыва десятину
и полагалось храмовыя стены городить
и книжки духовныя – про "незыблемую верность святоотечьим Канонам" – издавать.
Нечто тютелька в тютельку подобное
происходило на китеж-градных стройках
повсеместно и в Питере, и у московитов,
и в самой далёкой российской глубинке,
и ежили меня юная душа,
начитавшаяся тех самых книг,
изданныя на те самые денежки Вадимом Миронычем Лурье,
нынче вознамерится вопросить:
"А как же церковенная этика,
вроде как обязательная для клира?
А основы "нравственного богословия",
кои духовенство так долго долбило в бурсах?
А незапятнаность церковных риз?"
То ответствовать можно только одним:
православное духовенство не с Луны же к нам прилетало
и были они всё теми же,
пускай и бывшими пионерами, комсомольцами, несунами,
обвыкшими жить в раскладе двойных стандартов:
"Все против (советской власти), но все голосуют за!"
Советский человек в коммунизм ведь не верил,
но понуждался эту самую веру
на партсобраниях всячески декларировать,
зато на своей родимой кухоньке,
над этой верою же,
глумливо стебался.
А церковный человек, помимо светской шизофрении,
жил ещё и в шизоидности чисто компромисно-сергианской.
Евангельское "раздай всё и иди за Мной" –
это ведь не более как амвонная риторика,
часть архаикного ритуала,
а реальность афеистского совка
заставляла придерживаться волчьих законов:
"Государство нас обкрадывает,
поэтому не красть у государства – преступление!"
И в советские времена,
чтобы отремонтировать действующий храм,
перестелить сгнивший пол,
перекантовать заново крышу,
рачительному настоятелю приходилось непременно вступать
в сговор с советскими "несунами":
строительных товаров в советских магазинах
ведь днём с огнём сыскать было невозможно,
и украденныя со строек социализму
железо и доски шли на благоукрашение
"святаго храма сего"
после сговорной случки с совдепным ворьём.
И "эффективныя церковныя менеджеры"
с их циническим "табачныя деньги не пахнут"
появились отнюдь не в начале 90-х,
а гораздо ранее: "Канон ведь не пенязь – на Канун не метнешь!"
отсюда


Возвращение к Лицу...

23 марта, 2010
"Бастион ритуально чистого и
по канонам выверенного
беспорочно правильного православья
на севере спального Петербурга
рос буквально на глазах,
своим самоварным краснокирпичием
вполне галантно вписываясь
в краснорожистость близлежаших хрущёб.
Архитектура, как правило, и является
зеркалом порождающей ея эпохи.
Стоявшее на разломе
времячко Николая Александровича
хоть и поругивали его изрядливо современники,
но вытанцевало и русское art nouveau,
и куртуазно отечий Jugendstil,
и литературный de cadence.
И хоть будущая вдова русского серебряного веку
ностальгически плакалася:
"Темнеет жесткий и прямой Литейный,
Еще не опозоренный модерном...",
http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/ahmatova299.html
однако вслед за радикальной сменой отечьих вех,
гибелью "проклятьем заклеймённой" царской России,
новый революционно архитектурный стиль
глянулся вылощенными глазницами
кубического конструктивизма,
как дань снижения "товарной" ценности
человеческой личности,
вплоть до обездушивания,
до арифметического нуля:
"Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор,
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца - пламенный мотор".
На смену, пускай и "упадочному" и эклетичному модерну,
пришли 7 десятин
бездарной и безликой советской архитектуры,
и чем ближе к совдепной агонии,
тем всё обезличенее становилась
и железобетонная Россия и сам Ленинрад.
И сколько мне помниться,
именно в начале 90-х
с почавшимся повсеместно храмостроительством
и чаялась надежда возвращения
наконец-то к Лицу и снова к Лику.
Каково же было удивление,
когда вместо храмов
стали вырастать из землицы
дегенеративныя уродцы,
багроворожия мухоморы...
отсюда


"Блаженной исход...

25 марта, 2010
Борьба за "комбинат ритуальных услуг"
при больничном морге
и за прилегающую к нему
в красном кирпиче только что отстроенную храмину –
"невесту, какую уводили буквально на глазах" –
можно было считать уже проигранной,
если бы не огньпалимая решимость Василия Лурье:
в том решающем для елизаветинского бастиона Духа
1997-м он и спал уже не более четырёх часов в сутки,
всё оставшееся время суток посвящая
уставному богослужению
и "неопатристическому синтезу",
какой столь плодовито и ваял
под некрофильско суицидальное
бравурье русского панк-рока.
Тогда Василий слыл убежденным сторонником
православного "империализму"
и активно ратовал за насильственное крещение
всех отечьих немоляков.
Очи его отсвёркивали мутновато болотными огоньками,
дерзновенно зазываючи
совсем крохотное стадо лурьиток
ступить на проторенную им среди болотин
гать "самообожения" и блаженного "исходу".
На МП-шного изводу православие,
в коем он провёл добрые 15 лет,
где крестился, венчался,
крестил собственную дочуру,
по собственному почину развёлся
во избежания дальнейшего "блуда под венцом",
где прищался каждый день
и после 8-ми лет безуспешного в нём
домогательства поповской хиротонии
у Васеньки наконец-то отрылись глаза:
отечья духовность оказалась
бочкой мёда с затаившейся на донышке дохлой крысой,
и посему сами ея таинства и она сама –
"абсолютно безблагодатной".
Решение могло быть только одно:
как можно стремительней выйти
из сего "собрания нечестивых"
и обратиться к той церковности,
какая и благодать сохранила,
и какая тут же по переходе
наградила бы Василия поповским званием..."
отсюда


"Ледовое побоище...

26 марта, 2010
Было бы удивительным,
ежили бы свершившие в июне 1997 года
свой знаменательной переход из МП в РПЦЗ
об этом кому-либо поведали бы:
а на что призыв Спасителя "...будьте хитры как змеи",
а на что всегдашне византийское лукавство?
"Батюшка не сразу объявил о своем уходе из РПЦ МП.
Он по-прежнему продолжал отпевать в часовне при морге, а в храме больше не служил.
С 29 июня начались регулярные службы в часовне при больнице.
В патриархии о них пока ничего не знали..."
http://st-elizabet.narod.ru/kniga/4_03.htm
И ничего пока не подозревавший
назначенный митрополитом Владимиром Котляровым
настоятель храма св Елизаветы,
"обследовав материальное состояние прихода Дорохов, был сильно разочарован.
Прихожан было не так уж много, и доход от храма был невелик.
Мысль проводить в храме ежедневные богослужения была вскоре отброшена,
т. к. в будни с утра в храм почти никто не приходил.
Дорохов стремился взять в свои руки отпевания,
но денежные посулы работникам морга не помогли:
они знали и любили о. Александра,
завоевавшего эту любовь бескорыстным подвижничеством.
Как-то в морг по просьбе Дорохова пришли двое священников МП
в рясах - поговорить с санитарами о "сотрудничестве с о. Валерием".
Санитары встретили их буквально с распростертыми объятиями:
один из них слегка приобнял Дороховского посланца, но приобнял не просто так,
а в нужном месте - и обнаружил под одеждой гостя диктофон.
После чего санитары разговаривать с пришедшими не стали и просто выдворили их вон.
Сам Дорохов в морг заходить боялся..."
http://st-elizabet.narod.ru/kniga/4_01.htm
Простые "санитары", знавшие и любившие "только отца Александра",
по ухваткам своим
смахивающие на профессионалов КГБ,
и сам вновь назначенный от МП настоятель,
который даже "в морг заходить боялся", –
всё это вполне милые детали
нравов времён канибалистского капитализма.
На елизаветинском плацдарме
тайнообразующе групировался "второй фронт":
"Хотите войны – ну что ж, будет вам и самая настоящая война!" –
в по-византийски мудрственной главе Василия Лурье
вызревал план нового "ледоваго побоища"..."


"Церкви похвало...

27 марта, 2010
Протоиерея Александра Жаркова убили
раннишним утром 14 сентября 1997 года:
выстрел в сердце, контрольный выстрел в голову
и затем уже по бездыханному трупу
проехались ещё дважды автомибилем.
Ужасная смерть и исключительное событие,
в коем за все послевоенные десятилетия
ленинградский священник умер насильственной смертью.
"Отец Александр был убит не за то, что он перешел из ложной церкви в Истинную.
И даже не за то, что он привел за собой основную часть прихода.
А убит он был, как это все знают, за то, что он не оставил в ложной церкви храм...
Отец Александр был далеко не первым из тех мучеников,
которые пострадали за то, что не отдавали храмы в руки еретиков и отступников...
Для нас главное — спасение нашей души...
Либо Он нас избавит от насильственной смерти,
давая нам возможность и дальше что-то делать в этом мире;
либо, наоборот, во время благопотребно мы примем мученическую кончину,
и тогда смерть наша тоже послужит на пользу Церкви.
И вот, смерть нашего настоятеля — это для всех.. очевидный пример того,
как на крови праведника, на его смерти утверждается его дело..."
http://hgr.livejournal.com/144130.html
Не правда ли красивая риторика:
священник яко агнец грядый на заколение заклан,
но враги и убийцы – Санкт-Петербурская епархия, митрополит Владимир Котляров –
просчитались, и смерть честнаго аввы
послужила на пользу не им,
а Вадиму Миронычу Лурье и его окружению.
И что поражает в сём красноречии –
не жизнь, а прежде всего, смерть служит "пользе Церкви",
и ежили смерть настолько ценна,
то почему бы иногда и не помочь
честному труженику на ниве Христовой
отойти в мир иной как можно раньше:
сам он, погибая, сразу же становится "Церкви похвало" – святым
и на его крови, как на нерушимом камне,
утверждается правое дело его последователей..."
отсюда


"Благостливое недеяние...

18 июня, 2012
К самому благостливому "недеянию"
епископа Евтихия Курочкина
следует отнести
так и неруковозложение им
Вадим Мироныча Лурье – многоликой личности,
разыгрывавшей тогда
одновременно несколько ролей:
и второго Максима Исповедника,
и Яго (при деспотных ушах) –
менеджера церковного,
совсем уже новаго постмодерного учудения,
удивительным образом сумевшего сочетать
бескомпромисное "стояние в Истине"
с "комбинатом ритуальных услуг",
и даже своего настоятеля
ради "пользы церковной"
определить в святые мученики:
"На сороковой день со дня гибели
протоиерея Александра Жаркова
заупокойную литургию и панихиду
сподобился служить епископ Ишимский Евтихий Курочкин.
Амбарный замок с Елизаветинского храма был снят,
а сам храм окружало оцепление
из двух десятков бычьешеих, бритоголовых крепышей.
"А это кто?!" – недоумению владыки Евтихия не было предела.
"А это и есть наши "строители"!" – немудрствуя лукаво
ответствовал на правах церковного старосты Василий Лурье.
После трогательной в совершенно пустом храме службы
Василий Мироныч известил деспоту
о спонсорском ультиматуме:
"Служить в этом храме и быть в нём священником
могу только я – только мне доверяют "строители"!"
Ещё большей новостью, удивившей владыку-бессеребренника,
оказалось то,
что отпевания в морге необходимо срочно возобновить –
"строители ждут возвращения долгов",
но что отпевать в морге
те же самые "строители" могут доверить
только ему, Василию Лурье.
Деспотный ответ на сей ультиматум
оказался убийственно огорошивающим:
"Если всё происходит так, как Вы говорите,
то Зарубежная церковь пачкаться о такой храм никогда не станет –
мы от него обязаны отказаться совсем: молитесь на квартире.
Вопрос о Вашей хиротонии откладывается
до следующего моего приезда.
Служить в Вашей обшине я благословляю отца Алексия Тархова.
А совершать в морге отпевание кого попало и за мзду
я категорически воспрещаю!"
http://kalakazo.livejournal.com/603422.html



отсюда

  • 1
умел же раньше дидулька писать, а теперь только комменты перепощивает

Нужно добавить, что перед убийством о. Александра, по ошибке была взорвана машина другого о. Александра - Недайхлебова. Рядом с храмом.

"Взорвана" и "подожжена" - отдельно. Взорвана была граната в алтаре, еще да начала служб. А машина подожжена в другое время, когда уже службы шли. Как раз стояла под окнами абсиды. Сгорела прямо на глазах литургисавшаго хозяина!

Возможно, Вы правы. Сам слышал сию печальную повесть из уст обезлошадившего батюшки, и, как слышал, так и передал.

Так и не понял за что убили честного отца...

Re: вот я тупой

Все по-разному объясняют. Если он получал с морга 1/30, то не мог отдать долги по определению, да и возникает сомнение, брал ли он деньги вообще на храм и зачем этот храм был ему нужен? Там прихожан полторы бабки.

Отсюда

https://kalakazo.livejournal.com/2052153.html?thread=47282233#t47282233

Храм строился на земле, принадлежащей больнице, без должного оформления землеотвода и утверждения проекта здания. Под силу ли это было одному о.Александру? Очевидно, что в этой схеме его вес был практически незаметен.
Отпевание происходило в морге, морг (тогда) принадлежал больнице, больница разрешила стройку на своем участке, на что юридически не имела права. О.Александру лично, как тогда говорили, выдавалась морговскими 1/30 часть вырученных от "отпетия" денег. Хотя без него схема бы не работала. Финансирование стройки происходило отдельно, "строители" утверждали, что работают "за так". Потом, при попытке местной митрополии договориться с моргом, это "за так" превратилось в счет на несколько миллионов рублей.
Недели за две до 14 сентября по сигналу в ОБЭП нового настоятеля от МП на приход о.Александра нагрянули сами знаете кто и забрали самого о.Александра, о.Алексия Тархова и кого-то из мирян. Допрашивали два часа, потом отпустили.
Но кто-то, видимо, решил, что если о.Александр ничего не сказал в этот раз, то возможно, что скажет потом.
Конечно же, это была не Санкт-Петербургская митрополия.
А сливки, в конце концов, достались Лурье.

Re: вот я тупой

Да никому он ничего не был должен! Морг напрямую финансировал стройку. И не ради "полутора" бабок... Вы в тамошнем морге не бывали? Это же "третья истребительная" больница! Покойных там, что людей на Московском вокзале, один гроб еще с лавки не успели снять, а другой уже рядов на руках держат.

Re: вот я тупой

Да, морг там действительно напоминает производственный цикл, я не поленился, почитал по теме, некто Бурыкин, ныне осужденный, был главарем этой мафии и как я понял, храм был нужен ему для расширения бизнеса,но вот за что убили отца Александра я так и не понял. То ли не договорились с ним насчет рабочего процесса, то ли, как говорит одна из версий, обвинили в утаивании денег, то ли роптать начал, а еще я прочел, что таикм образом бандюганы догнали двух зайцев - избавились от Жаркова и "повязали кровью" молодого подельника, вобщем версий много, а правды мы наверное не узнаем.

Re: вот я тупой

"повязали кровью молодого подельника"
Коготок увяз, всей птичке пропасть.
"правды мы наверное не узнаем"
Воистину.

Re: вот я тупой

Интересно, что человек, по непроверенным данным убивший о.Александра, впоследствии стал коммерсантом и ушел от "российского правосудия" за несколько миллионов рублей.

Вот писал же Дедуля когда то поэмы - не хуже Гоголя!

А что счас приключилось с нашим главным бытописателем поповского сословия ?

PS А вл. Евтихий молодец -это да.

Edited at 2017-09-27 03:46 pm (UTC)

На всякий случай:

К о.Александру - никаких претензий.

  • 1