?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Приезд епископа Варсонофия в Саранск...
Простите
kalakazo
Саранский попо-респондент по моей просьбе
написал мемуар о митрополите Варсонофии Судакове:


"Приезд епископа Варсонофия в Саранск

В конце 1990 г. в Саранске стали говорить о том, что по ходатайству Обкома партии Мордовская епархия была выделена из Пензенской и Саранской, и скоро к нам приедет собственный Владыка. В начале 1991 г. пришла весть о назначении епископа, которым стал Варсонофий Судаков, ранее служившим секретарем при архиепископе Серафиме Тихонове в Пензе. Варсонофий прибыл в Саранск на белой «Волге» в сопровождении двух иподиаконов, которые таскали «хвост» его мантии при входе в храм. Им было уже под тридцать лет. Один из них страдал белой горячкой, поэтому никогда не причащался. Варсонофий сразу же выступил с программой своего архипастырского служения, во главе которой стояло восстановление Православия в Мордовии. Он обещал открыть закрытые храмы и назначить туда новых священников. В то время во все Мордовии было не более десяти приходов, где совершалось богослужение. В Иоанно-Богословской церкви Саранска, служившей кафедральным собором, прихожанами были женщины старшего возраста, среди которых выделялись два молодых человека: Александр Пелин и я. Я ходил в храм с момента возвращения из армии, т. е. с декабря 1988. Пелин был двумя годами меня младше и пришел из армии осенью 1990 г. Я сразу его заметил: он был в новой полевой форме типа «афганка». Сразу стало понятно, что служил он где-то в ЧМО (частях материального обеспечения), потому что обычный срочник после увольнения в запас не будет носить военную форму. Он мне рассказал, что служил под Новосибирском в стройбате комсоргом роты и перед дембелем купил «афганку» у прапорщика, заведовавшего складом. Он сам подошел ко мне после службы и спросил, не знаю ли я, куда делся священник Андрей Удовенко. Я сказал ему, что отца Андрея в июне 1990 г. отозвали в Пензу, а 31 августа он решил оставить служение в Пензенско-Саранской епархии и вернуться домой в Москву. Я хорошо запомнил дату, потому что мы оказались в одном поезде из Саранска, который прибыл в Москву 1 сентября. Я помог ему донести вещи до его квартиры в районе станции метро «Академическая». Пелин сказал, что перед уходом в армию в 1988 г. он приходил в храм, чтобы узнать, какие православные праздники существуют. С ним разговаривал о. Андрей Удовенко, и после возвращения из армии Пелин захотел с ним встретиться, и он был огорчен, узнав, что о. Андрей находится под запретом за самовольное оставление епархии.
Александр Пелин сообщил мне, что будучи в армии он уверовал в Бога и теперь хочет прислуживать при храме, потому что сейчас происходит возрождение Православия. Во время литургии, на которой произошла интронизация нового владыки, к мне и Пелину подошел соборный протодиакон Виктор и спросил, не хотим ли мы быть иподиаконами. Я отказался, потому что тогда я был студентом исторического факультета Мордовского университета, и все мое время уходило на учебу. Пелин был свободным человеком и с радостью согласился. Так наши пути разошлись, но мы продолжали с ним периодически встречаться после богослужений. Обычно я ходил на всенощную и на раннюю литургию в собор.
Через месяц Пелин, будучи уже иподиаконом, делился со мной восторгом от личности владыки Варсонофия, которого он почитал старцем и прозорливцем. Например, когда он посещает приходы, он точно знает, размер кружечных сборов и требует, чтобы настоятель лично подавал ему всю собранную сумму в конверте, а если денег мало, то он сразу же обнаруживает недостачу и делает замечание. Он сообщил, что владыка настаивает на его рукоположении в священники. Первое время владыка жил в гостинице «Саранск», находящейся в пяти минутах ходьбы от храма. Обычно он передвигался на белой «Волге». Во время проповедей в соборе новый владыка рассказал о том, что ему негде жить и городские власти выделили ему квартиру в новом доме рядом с церковью. Это был обкомовский дом. В конце 1991 г. владыка Варсонофий выступил в газете «Советская Мордовия» и сообщил, что возрождение Православия идет полным ходом, и власти передали 25 старых храмовых зданий епархии, и теперь он требует, чтобы государство выделило денег на реставрацию.
В мае 1991 г. о. Александр Пелин был рукоположен в сан иерея и после 40 литургий был отправлен на приход в мордовское село Старая Теризморга. Жил он в центре Саранска, а на службу ездил каждую субботу, а в воскресенье после обеда возвращался. Он рассказал мне, что владыка Варсонофий много времени проводит на рыбалке. Я предложил Пелину открыть при соборе огласительные курсы и разработал программу. Пелин пригласил меня поговорить с владыкой. Тогда уже епархии передали здания бывшей поликлиники, находившей рядом с церковью. Кабинет владыки был в бывшей лаборатории, где брали анализы, причем стол владыки стоял на том месте, где брали анализы мочи, когда меня призывали в армию.
Когда мы зашли на прием, то Варсонофий сидел задумавшись в кресле. Панагия лежала у него на животе. Пелин подполз под благословение, Варсонофий кивнул ему на стул, а на меня не обратил никакого внимания. Пелин начал говорить, что мы (он показал на меня) разработали программу курсов по катехизации при соборе и далее начал говорить про необходимость православного просвещения молодежи. Его речь продолжалась минут 15, пока Варсонофий его не прервал, показав ему на колокольчик:
- Ты знаешь, что это?
- Колокольчик.
- А где он используется, знаешь?
- Я слышал, что во время Великого Поста в колокола не звонят, а используют колокольчик.
- Нет, это – часть рыболовной снасти. Мне его недавно достали, а я сегодня на рыбалку собираюсь попробовать. А все, что ты говорил мне здесь – это все суета. Не нужно никаких курсов. Если человек – православный, то он подойдет к Чаше без всяких разговоров. Я несколько лет в Лавре встречался с московской интеллигенцией. Они всякую чушь несли про возрождение России и Православия, Беловы там всякие и Распутины, а им старцы говорили: «Если вы такие патриоты и православные – подойдите к Чаше!». Интеллигенты только болтали, а никто не причащался. И вот это все, что вы там написали – никому не нужно.
Пелин заискивающе улыбнулся, дал мне знак и задом попятился к выходу.
После того как мы вышли, он сказал:
- Ничего не понимаю: в городе сектанты головы подняли, а владыка – все время на рыбалке.
В начале 1992 г. в клубе Мордовского университета состоялась встреча университетской публики с владыкой Варсонофием. Зал был полон. Еще было свежи впечатления от выступления о. Андрея Удовенко 3 годами ранее в том же самом помещении, где он одержал убедительную победу в дискуссии с профессорами Мордовского университета.
В этот раз все было не так. Президиум был пуст. Первые ряды заняло духовенство. Владыка Варсонофий вышел на сцену и полчаса перед микрофоном рассказывал о ценностях Православия и монашества, сделав акцент на собственный опыт спасения и аскезы в Троице-Сергиевой лавре. Во время рассказа, мантия распахнулась и подрясник невыгодно очертил большой живот владыки, на которой под углом 45 градусов полулежала панагия. Затем владыка предоставил слово архимандриту Варнаве Сафонову, еще более тучному, чем он. Варнава с трудом поднялся на сцену. На его большом животе почти горизонтально лежал наперсный крест. Два толстых человека в рясах, говорящих о смирении плоти, вызвали смешки в зале. Студенты на задних рядах начали спрашивать:
- Почему такие толстые? От поста?
Встреча была на грани срыва, и организаторы быстро ее закруглили.
В кулуарах один профессор сказал другому:
- Это была лучшая атеистическая пропаганда, которую я видел: два разжиревших поповских мурла учат нас духовности.
Далее владыка Варсонофий потребовал от властей передать ему загородное поместье помещиков Полянских для приема зарубежных делегаций. Власти передали. Затем он требовал все большего и большего. В конце концов, власти его даже стали избегать, потому что он требовал от них все больше недвижимости и денег.
Перед посещениями приходов владыкой Варсонофием вперед приезжал его иподиакон и инструктировал настоятеля: владыке нужно поставить коньяк, остальным попам и водки хватит; кроме того, владыка любит пироги круглой формы, ни в коем случае нельзя перед ним ставить квадратные.
В общем, владыка Варсонофий вошел в историю Мордовии как восстановитель Православия и стяжатель. В результате его правления власти вернули Православной церкви и заново построили много храмов. Кроме того, передали много имущества, которое раньше ни имело никакого отношения к Церкви.
Духовенство любило Варсонофия, потому что последние годы он редко бывал в епархии, и, кроме того, с ним всегда можно было договориться. Он был лично добрым и отходчивым человеком. Он не любил умных попов и обычно отправлял в запрет вскоре после рукоположения тех попов, которые пытались с ним спорить на богословские темы. Как говорили местные попы, за 25 служения Варсонофий рукоположил без образования несколько сот попов, но половина из них оставила служение, сдала кресты (как партийные билеты когда-то) и уехала в Москву работать охранниками. Новоначальные попы потом поступали на заочный сектор в Московскую семинарию. Редкая поездка на сессию проходила без скандалов. Обычно попы везли с собой в Сергиев Посад большое количество мордовского самогона, которым рассчитывались с преподавателями за сданную сессию. Пить они начинали уже в Саранске, и часто ругались с милиционерами, которые сопровождали поезд. Если те делали замечание за распитие спиртных напитков, то пьяный поп мог сказать:
- Ты знаешь кто я? Да я тебя прокляну! Заживо отпою!
Особо буйных ссаживали в Потьме или Рязани.
Тем не менее, Варсонофий обычно за такие провинности прощал, за что попы его и любили".

Какие попы, таков и епископ.
Вы заслужили вашего колхозника.

Просветите убогого, а как это можно изменить?
С таким же успехом можно сказать, что изнасилованный ребенок сам виноват в том, что привлек маньяка.

(Deleted comment)
А зачем Вы заходили в храм? Чтобы убедиться, что он пуст?

(Deleted comment)
(no subject) (Anonymous) Expand
Прямо идеальный архиерей по нынешним временам!

Вот не раз доводилось слышать, что "в современной Церкви не хватает любви, оскудение любви". А тут в рассказе неоднократно отмечается о любви духовенства к архипастырю и о его способностях многократно прощать.


А вообще рассказ напоминает еще одного архиерея, рукоположенного за год до Варсонофия и до сих пор служащего на одной из кафедр в ПФО

Он строитель, а не духовник. Много чего насобирал, создал материальные условия. Для чистоплюйствующих. А рыбалка – очень неплохое занятие, располагает к созерцанию.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Ну вот, а Исаакий не смог отобрать, видать хватку потерял.

Об младом батюшке Алексии замолвлю слово...

Бысть же во граде NN батюшка младой летами, но несмотря на сие - набедренника удостоившийся...

Изображение - savepic.net — сервис хранения изображений


Призревая суету мирскую, и искушение мирское, разоблачился сей батюшка от риз священнических и со гневом праведным отброси одежды далече от телеси своего... Подвиг попрания одежды мирския запечатлил батюшка такожде на смартфон свой подвижнический...

Изображение - savepic.net — сервис хранения изображений

Узнает ли кто из читателей блога достопочтенного калакозо своего приходского младого батюшку ???


Edited at 2017-10-02 08:14 am (UTC)

Ого) что за град дивный , где такие юнцы безусые ризы позлащенныя сбрасывают??? NN Нижний Новгород ???

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(Deleted comment)
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
типичный совецкий бюрократ получивший возможность хапнуть

Юдейский композитор в рясе выдал очередной шедевр афеизма ! в чем сщастье?
Глава ОВЦС МП митрополит Иларион (Алфеев) рассказал россиянам, что "счастье не в деньгах"

Счастье человека не зависит от богатства и количества денег, рассказал глава синодального Отдела внешних церковных связей РПЦ МП митрополит Иларион (Алфеев), сообщает 30 сентября "Интерфакс".

"Многие люди думают, что счастье заключается в материальном благосостоянии: чем больше денег, тем больше счастье. Но жизнь показывает, что это совсем не так. Самые счастливые люди - это те, у кого есть семья и дети", - сказал митрополит-монах в эфире программы "Церковь и мир" на телеканале "Россия-24" (ВГТРК).

Недавно ВЦИОМ провел измерение индекса счастья россиян. Опрос показал, что 84% граждан чувствуют себя счастливыми. Главном фактором своего счастья россияне назвали наличие семьи и детей.

"Человек создан для вечной жизни, после смерти каждый человек уходит в вечность. Но и здесь, на земле, человек продолжает жить в своих внуках и правнуках. Счастье - внутреннее чувство, которое дает человеку удовлетворение, а оно далеко не всегда связано с материальным благом, богатые люди очень часто оказываются несчастными", - сказал Алфеев, добавив, что семья является основным жизненным институтом для любого человека.

Видимо девственники монахи по его мнению самые несчастные люди))вера в Бога духовная жизнь значения не имеют жанись и будет те счастье)Видимо Илларионушка и сам поджениться успел для счастья)

Edited at 2017-10-02 09:21 am (UTC)

Это было бы смешно ,если бы не было так печально .

(Deleted comment)
(no subject) (Anonymous) Expand
просто святость из всех дыр, просто духовности небывалой всего миру надо поучится, вот оно величие русского народа

Ай да Дедулькин!

(Anonymous)
А теперь это разжиревшее мурло со присными приехало правоправить Питерской Епархией! И вот вся эта шобла, как чудище — обло, огромно, стозевно и лаяй на нас.
Дедулькину как всегда велий респект за такой зачетный материалец! Вот бы еще послушать о первых шагах десного владычнего помощничка - Брындина. Который когда-то тоже не на ауди рассекал по граду Саранску, а на ОКЕ.
Господи, видно и впрямь мы зело Тебя прогневали, коли Ты попустил на нас такое иго!

Так Брындин давно уже на микроавтобусе ездит.

Ну, на самом деле да: Варсонофий не злобный коррупционер. В отличие от Гундяя, Варсонофий сохранил хоть что-то человеческое.


Священников Варсонофий не гнобит как, например, Нижегородский м. Георгий и другие.

(no subject) (Anonymous) Expand
А вспомните приезд Карабаса в Питер!!!!

А что было?

Рыбалка делает человека добрее; мирно текущая вода располагает к созерцательности и мудрости. Так что петроградцам повезло с митрополитом, чтобы они тут про него ни писали. А ждать святого праведника в наше время, право, смешно.

Первое собрание в отеле Ленинград. Карабас сказал что нужна новая машина, если каждый офис скинится по лимону, то купим машину! А машину подарил мэр!