kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Categories:

Что есть Церковь?

Пишет велий ученый муж, профессор, священник Андрей Берман,
он же достопочтенный andber:


"Религиоведческое.

Есть разные классификации религиозных ассоциаций (именно понятие ассоциации должно лежать в любом правовом акте о религии). Самое популярное (но не значит самое научное) предполагает деление на церковь, секту, деноминацию. Но, на мой взгляд, это не совсем правильно. На мой взгляд надо говорить об общественном сознании. И есть центр этого сознания, а есть и периферия. Конечно возникает соблазн соотнести все это с теорией «мир-системы» Валлерстайна, но тут сложнее. Вообще, в нашем, марксистском, деле соотношение «базис-надстройка» еще далеко от разрешения. Я не об этом. Рано или поздно, выросши из иудейской секты христианство становится «большой религией». Это связано с тем, что внутри секты находится какая-то идеологическая составляющая. Которая отвечает интересам определенной и массовой общественной группы. Энгельс правильно заметил, что многое было соответственно борьбе евреев против римлян. И вполне можно сказать, что римская бюрократия тоже что-то свое нашла в христианстве. Тут речь не о том.
Когда-то, маленькая секта становится мейнстримом потому, что находит идеологическую магистраль, в этом направлении работает. Собственно, идеологически религия конструирует новый порядок. Но, то, что было идеологически самым важным в этой секте, по мере того, как она становится «большой религией», подвергается сильнейшей коррекции как только это все становится мейнстримом. То, что не входит в систему нового социального порядка вытесняется на периферию. Любая религия имеет функцию социального контроля. Эту функцию осуществляют жрецы, т.е. сакральные (запрещенные) субъекты, тесно связанные с правящим классом (в силу способности социального регулирования). Рано или поздно устоявшаяся система социальной регуляции приходит в упадок. Вместе с ней устоявшаяся в религии система социальной регуляции подвергается инфляции. В этом случае религия начинает искать какую-то наиболее важную часть своей истории – редуцируется к первоначальному религиозному импульсу. Т.е. возрождает те формы сознания, которые в момент расцвета считались периферийными или даже сектантскими.
Я хочу сказать, что пока есть секты – значит есть у религиозной традиции жизнь. Нет сект – религия умерла. Другое дело, в ситуации государственного контроля самая жизненная часть религии – секта, не может конфессиолизоваться и существует внутри большой религии. Ищите… и обрящете".

отсюда
Tags: andber, Андрей Берман, православный инет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 69 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →