?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Шутачки-прибауточки
СУПчика хочится
kalakazo
Вчера умер Егор Летов - Царство ему Небесное,
и, благодаря своим друзьям
дедулька kalakazo был наконец-то просвещён
в отношении русского "панк-рока".
Без сомнения, это творчество столь рано угасшего
идола молодёжи искренно и не лишено таланту.
Но беспощадностью приятия безысхода и отчаяния
вызывает ощущение крысятной норы,
куда бедная человеческая душа загнала себя,
посматривает из нея на мир Божий
и почему-то так и не способна
оттуда никак выбраться.
Это вся та же европейская традиция обезбоженной экзистенции:
подростковое сознание загнанности в угол
враждебным ему миром взрослых,
бунтом против него и
категорическим отказом от дальнейшего взросления.
В дореволюционные времена и гимназисты и кадеты,
разговаривали между собою на протестном "сленге",
и у них тоже была своя протестная,
пусть и рукописная, поэзия и
своя протестная "бардовская" муза.
Но они взрослели, сами становились отцами
и начинали вскорости говорить как нормальные люди,
и внимать уже музе взрослой "классической" культуры.
Нынче уже второе, а может и третье поколение,
тем кому уже за пятьдесят и даже шестьдесят,
по-прежнему говорят своим внукам
"ништяк", "зашибись" и "клёво",
и так же трепетно внимают
протестной музе своей хипишной младости.
Что ж: что имеем то имеем,
но я совсем не понимаю,
зачем это, простите, стадо перезрелых подростков
надобно силком загонять в Православие
и протаскивать в православную духовность их же
застарелое богоборческое крысятничество?
"Правда ли: кто ничего не курил, не нюхал, не вкалывал,
не ссал в парадняке и не умирал от передоза,
то и православным стать не может?
И что Вы думаете?
Пришел Хгр и сказал - мол, правда все,
кто не понял, о чем поет Летов, тот и не православный"

http://kalakazo.livejournal.com/213649.html?thread=4332433#t4332433.
Понятное дело, Христос пришёл спасти каждого погибающего,
но к каждому Он ведь приходит Сам и в своё время.
Я сейчас, что и вспоминаю с ностальгией,
то это Православие шестидесятых и семидесятых -
да экуменизма, да Никодимовшины -
но это было совсем тогда "малое стадо",
свободное от балласта "изнывающих" и "томящихся" и
и на Херувимской выходящих на "перекур".
За посещение храма можно тогда было
выпасть из очереди на квартиру
или совсем слететь с работы.
Молодых людей тогда в храмах
тоже почти совсем не было,
потому что за молитву в храме Божием
требовалось заплатить собственной маргинализацией
и отказом от всяческой светской карьеры.
Религиозность есть ведь такой же дар Божественный,
как и способность слышать классическую музыку,
и ведь его может и совсем не быть.
И религиозно людей бездарных,
но непрестанно о Боге говорящих,
я вижу сплошь и рядом ныне вокруг себя.
И нынешняя наша церковность
напоминает мне филармонический зал,
куда на слышание, скажем, малеровских речитативов
нагнали скучающих переростков,
какие, сидючи в наушниках,
продолжают кайфовать от своей "музЫки",
и где господа вроде Андрея Кураева или Димочки Лурье
тоже от природных им скуки и изнывания
потешают остальных во всеуслышание
своими кощунственными "шутачками-прибауточками"...

  • 1

Re: тяготы зноя не понесшим

нет, я про разные способы маргинализации. Кто-то маргинализовался в советское время именно так, как Вы описали, жертвуя чем-то вроде социальных связей -
"За посещение храма можно тогда было
выпасть из очереди на квартиру,
или совсем слететь с работы.
Молодых людей тогда в храмах
тоже почти совсем не было,
потому что за молитву в храме Божием
требовалось заплатить собственной маргинализацией,
и отказом от всяческой светской карьеры."

Был другой путь протеста и маргинализации, панки, хиппи и прочая этакая братия. Мне лично это чуждо, но я не стал бы одну маргинализацию предпочитать другой...

Re: тяготы зноя не понесшим

я даже примерно знаю, почему именно мне это чуждо, и в этом нет ни моей заслуги, ни вины. У меня со всех сторон было множество очень долгоживущих родственников, которые родились задолго до революции (включая отца) и прожили по 85-95 а то более лет. Поэтому просто не было никакого зазора поколений, я в зрелом возрасте беседовал с бабушкой своей жены, которой было 18 лет на момент Октябрьского переворота, или с братом бабушки - который родился в 1894, и с еще примерно дюжиной таких же людей...

не стал бы одну маргинализацию предпочитать другой...

А самому избрать путь "не растанусь с комсомолом - буду вечны молодым" -
конформизма, социальной мимикриии и приспособленчества.
Таких сейчас большинство в Церкви нашей и есть:
сначала они "работу с молодёжью" довели до абсурда в своём комсомоле,
а сейчас теми же комъячейскими прихватами и прибамбасами
превращают её в казённый фарс и в нынешнем Православии...

Re: не стал бы одну маргинализацию предпочитать другой..

Есть такое дело, и я не думаю что комсомол тут источник. Знаю с пару десятков попов никак и ничем по жизни с комсомолом не общавшихся, которые по готовности к глубокому прогибу ничем не уступят, причем, от всего сердца, с идеологическим обоснованием, не просто так. Думается мне, что это просто разные проявления одной болезни, и дореволюционные "комсомолисты" были ничуть не лучше, разница только в том, что они тогда никому не были нужны. В постсоветском православии не больше уродства, чем в дореволюционном, или византийском - есть только особенности...

Re: не стал бы одну маргинализацию предпочитать другой..

дедушко, мысль о том, что народец в церкви - всё упыри по большей части, ясна
каковы в стране упыри, таковы и в церкви
но ни разу Вами не был затронут другой "большой русский вопрос" а что же делать-то?

Re: не стал бы одну маргинализацию предпочитать другой..

"Спасай да спасёт свою душу" - есть внутренняя жизнь души
и незримая мира духовное тесание своего сердца...

Re: не стал бы одну маргинализацию предпочитать другой..

а, спасибо

Re: тяготы зноя не понесшим

Честно говоря, среди моих знакомых 35-40 лет наиболее серьезные православные - это, как правило, как раз бывшие неформалы. Это и неудивительно: у нас христианство и рок по одну сторону баррикад оказались, в отличие от Запада. Поэтому неции его и сакрализуют до последней степени - мол, кто против рока, тот против молодежной миссии и, в конечном счете, против Церкви. Баррикады уже много лет как сломаны, но вода и масло, налитые в один стакан, по-прежнему воспринимаются ими как одна жидкость. Да и рок - я имею в виду серьезный, типа того же Пинк Флойда или Дорз - сейчас слушает очень небольшое число молодежи, в основном - университетские умники за 25. А кто хочет найти общий язык с племенем молодым и незнакомым, пусть посылает нашего Диакона на переговоры с группой Tokio Hotel :)

Re: тяготы зноя не понесшим

мои знакомые чуток старше, но вполне возможно, что общий нон-конформизм открывает путь к нон-конформизму религиозному. На Западе в отношении к рок-музыке преобладает влияние морализма и отчасти пуританизма, ну и общей для православных тенденции отрицания истории и культуры. Все эти "отрицания" дают довольно замысловатые комбинации на выходе...

Re: тяготы зноя не понесшим

Нон-конформизм у нас был очень разный! Опять же, по воспоминаниям друга, на всякого рода хипповских сборищах стояли всегда двумя достаточно враждебными лагерями - "брахманы" и "наркоманы". "Брахманы" интересовались духовными вопросами - и были достаточно всеядны: от Евангелия до зороастризма и буддизма. "Наркоманы" тоже были достаточно всеядны, но в химическом смысле :) Поэтому нынешние серьезные православные - это из выживших, в буквальном смысле, и их немного. Путь такого нонконформизма оказался достаточно кривым, с большими ямами по дороге и с плохим освещением... Сейчас, спустя много лет, он представляется гладким, а ведь это не так!

Re: тяготы зноя не понесшим

80-е годы, годы блужданий и всяких духовных поисков. я знаком в основном с дзен-буддийским и даосистским компонентами этих поисков, благо вся литература была в наличии в университетских библиотеках...

Re: тяготы зноя не понесшим

вода и масло, налитые в один стакан, по-прежнему воспринимаются ими как одна жидкость.
***
почему бы все-таки их не разделить, благо время позволяет. И наряду с ностальгическим умилением не пожалеть о потерянном времени.

Re: тяготы зноя не понесшим

в смысле "напрасно потерянном времени". Времени, затраченном на абсолютно пустые, мнимые ценности

Re: тяготы зноя не понесшим

Это вопрос не ко мне :) Я уже того поколения, когда можно что-то "из этого" слушать и любить без попытки придать своим вкусам некий высший смысл.

  • 1