?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Об Оптиной пустыни начала 90-х...
СУПчика хочится
kalakazo
Еще одна зарисовка от достопочтенной regenta
об Оптиной пустыни начала 90-х:


"1 января, 2011

Если рассказывать о людях мелкотравчатых

забавно, но не назидательно, то, напротив того, рассказывать о мужах достойных зачастую печально, но поучительно.

Расскажу об одном эпизоде из жизни отца Симона (Гаджикасимова). Постриг он принял в Оптиной пустыни, где получил имя сначала Афанасия, а потом Силуана. Было бы трудно вспомнить, при отсутствии твёрдой хронологии, давно уничтоженной, надо полагать, в архивах этой святой обители, к какому именно этапу его жизни относился этот эпизод — то ли к тому, когда он был Афанасием, то ли к тому, когда уже Силуаном. Однако из личного эпистолярия явствует, что эпизод этот относился ко второму этапу, когда на него были возложены комендантские обязанности, то есть обязанности снабженца. Обязанности эти касались многосторонних закупок — стройматериалов, бензина, съестных припасов и даже бумаги для многотомного издания житий святых.

Братия святой обители относилась к отцу Силуану не только настороженно и ревниво, но и неприязненно: приезжавшие в монастырь паломники почему-то слушали именно его, а не штатных монастырских экскурсоводов, хотя они и вербовались из бывших интеллигентов. Да и вообще: очень уж контрастно смотрелся этот кедр ливанский среди окружающей его равнинной поросли, контрастно и, прямо скажем, чужеродно. А вот где-нибудь в Фиваиде первых веков нашей эры он был бы, наверное, на своём месте. Однако первые века давно миновали, Фиваида занесена песком столетий, и жить приходилось там, где приходилось, и среди тех, кого приходилось.

В своих письмах к автору этих строк отец Силуан характеризовал этот спецконтингент, по старой привычке, стихотворным образом, следующими строками:

«На окошке у меня
Плачутся столетники:
Ой, вся братия-родня,
Все — такие сплетники!
Завидущие таки.
Злые да упрямые...
Их отцы — большевики,
Да при этом — самые...
Да, встают монастыри
И преображаются...
Жаль, что в них богатыри
Что-то не рождаются».

(В миру Онегин Гаджикасимов был большим любителем, знатоком и ценителем русского поэтического и музыкального фольклора, чем, видимо, и можно объяснить именно такую стилизацию.)

Для «братии-родни» этот человек был органически чужим, и, наверное, если бы не та огромная практическая польза, которую он приносил монастырю, монастырь выбросил бы его вон, как ненужную вещь, гораздо раньше того, чем это случилось. Однако отец комендант (или, как он говорил в шутку, «команданте») приносил обители, как было сказано, большую практическую пользу, и его терпели ради кирпичей и бензина, добывать которые в те времена мог только человек, наделённый поистине харизматическими свойствами.

И отец Силуан был именно таким. Однако и враг, как говорится, не дремал, и как-то зимой отец Силуан, спускаясь по обледенелым ступеням восстанавливаемого храма, сломал ногу. С трудом удалившись к себе в келью, он возлёг на свой смиренный одр и погрузился в молитву, ожидая дальнейшего хода событий.

Прошло три или четыре дня, но о пропавшем монахе так никто и не вспомнил. Был человек — нет человека, мало ли что. Одним словом, история могла бы окончиться самым печальным образом, если бы в одно прекрасное морозное утро не вышел из своих покоев, прогуляться, отец настоятель. Отец настоятель, обходя дозором владенья свои, с изумлением остановился у одного из монастырских долгостроев и поинтересовался у сопровождающих его лиц, где кирпич. «Где кирпич? Где кирпич?» — стали вопрошать друг у друга сопровождающие лица, пока настоятель не спросил, кто за него отвечает. После длительной дискуссии выяснилось, что отвечает за него отец Силуан. «А где отец Силуан?» Этого никто не знал. Настоятель дал распоряжение разыскивать отца Силуана. Разыскивали долго, даже звонили своим знакомым в Москву. Постучать в его келью догадались только в последнюю очередь.

Перелом, осложнённый уже и язвами, не вызвал у «братии-родни» никакого сострадания, однако добрый настоятель всё-таки распорядился время от времени приносить болящему хлеб и воду. И время от времени, раз в три дня, их действительно приносили, чем и явили постине христианскую любовь и безграничное милосердие.

Богу было угодно продлить дни жития подвижника, и Провидение вмешалось в ход событий в лице каких-то влиятельных московских друзей и знакомых, которые и перевезли на время болящего в хорошую больницу.

А «братия-родня» — они что? Они люди функциональные: если человек имеет ценность как поставщик кирпича, он ценен, а если нет, то и Бог с ним.

Бог дал, Бог взял, как говорится. Совершить уставную панихиду — и искать нового снабженца.

Правда, панихида — это легко, а вот найти хорошего снабженца куда труднее".
отсюда

"Сами нравы Оптиной пустыни начала девяностых несказанно удивляли отца Силуана. Конечно, он старался, что называется, «заграждать уста» и не высказывать критических замечаний. Однако не делиться своими наблюдениями он не мог.

Во-первых, его удивляло неимоверное количество шнырящего, услужающего и любопытствующего бабья. Он справедливо считал, что если монастырь — мужской, то его хозяйством и должны заниматься мужчины, как оно испокон веку и велось. Мужской монастырь, считал он, должен быть крепостью, затворённый от мира. А если уж и открывать его для паломников, то только по большим праздникам. Однако «братия-родня» считала иначе: «повредившиеся интеллигенты», которыми большинство из них было в миру, там, в светской жизни, явно не пользовались повышенным женским вниманием, зато вот здесь, облачённые в монументальные чёрные одежды, скрывавшие всякие несовершенства, они пожинали плоды восхищения и потому жизненно нуждались в женском обществе. И всё это, в совокупности, производило впечатление какого-то пионерского лагеря для повзрослевших лиц обоего пола.

Над разглаживанием бесчисленных складок своих мантий монахи трудились часами и, соответственно, выглядели почти арамисами. Ну а поскольку искусство художественной глажки отнимало у них очень много времени, практическими работами приходилось заниматься людям посторонним, то есть в основном всё тем же женщинам.

Ну и вообще: «братия-родня» была представлена людьми тонких вкусов. Например, очень большое значение придавалось кулинарному искусству, что приводило отца Силуана в немалое смятение и даже возмущение. Дело в том, что распорядителем монастырских трапез был бывший шеф-повар ресторана «Пекин», девизом которого было: «Братия должна вкусно кушать». При этом, разумеется, постное меню блюлось неукоснительно, однако бывший шеф-повар потчевал монахов вегетарианскими котлетами, по вкусу совершенно не отличимыми от говяжьих. «Так разве мы собрались здесь для того, чтобы вкусно кушать?» — с печальной укоризной спрашивал отец Силуан шеф-повара. Шеф-повар обижался и шёл докладывать начальству.

Да и вообще: порядки Оптиной пустыни начала девяностых располагали к определённой изнеженности, чего, может быть, «братия-родня» чистосердечно и не понимала. А может, и понимала, но ей так было «удобно». Удобно было, например, устраивать общую баню. Считалось, что монахи — это чистые ангелы и вид обнажённой плоти не должен вызывать у них никаких нечистых мыслей. Здравомыслящий отец Силуан пытался и здесь призвать к порядку и объяснить всё неблагоразумие такого установления. Ему говорили: «А чего такого? Если ты стесняешься, обвяжишь мочалкой». Ну и, соответственно, опять докладывали начальству.

Нечего и говорить, что «братия-родня» относилась к отцу Силуану как к чужеродному и даже вредоносному элементу и до поры до времени терпела его, по благословению настоятеля, исключительно ради того, что он привозил в обитель полезные для неё материалы и привлекал туда, через своих светских знакомых, значительные денежные средства".
отсюда

  • 1
Единственная задача, стоящая перед входящим в Церковь организмом, - найти своё место в ней. Если ему это удасться, он будет сыт, пьян и духовно счастлив, а после смерти свят. Ежели нет, то писать ему гадости в гаджеты до бес/славного конца, вот как дьяк, дедуля или простопоп. А ведь Церковь это мать любящая, и в ней есть место для каждого из нас, для татар, для вумных, для голубых, для дебилов, для фашистов и экуменистов. Где же ты, моё сулико?

в покаянии заключается всё сулико, ваше простопопие.

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
Был я однажды на православной ярмарке, разговорилсч с одной старой монахиней, она квас продавала, монастырь в глубинке. Она говорит, пока молодая была все было нормально, а как перестала работать по немощи, так сестры ей говорят, кто картоху не копает, тот пусть и не ест. Я спрашиваю, это которые сестры? Такие в апостольниках с четками и Евангелие читают кажный день? Они самые, грустно улыбнулась старушка.

что же вырастила Оптина?

(Anonymous)
Какие кадры оттуда вышли и откуда пришли?

Митрополит Евлогий Владимирский и Суздальский был одно время оптинским наместником.

БЫЛЬ

(Anonymous)
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПЛЮНУТЬ ПОДУМАЙТЕ 10 РАЗ

Две женщины в избушку постучали
Была жара , хотелось очень пить
Хозяйка пригласила заходить
Они вошли и в ужасе молчали

На возвышении большой печИ
Три маленькие девочки сидят
Себя щипают и безумные глядят
А страшненькие , хоть кричи

-Да что же это за напАсть такая?
Не удержалась путница узнать
Когда с водою подошла их мать
Да это же беда какая!

-Все трое глупые , немые и глухие
И бесполезно по врачам ходить
Они не в силах что то изменить
Надежды нет , а утешения плохие

Однажды думала , что счастье попытаю
Когда прослышала я от людей
Вернулся оптинский подвижник с лагерей
И непременно посетить его решаю

Он многим помогал тогда
Отправилась я в путь дорогу
Просить его молитвы к Богу
Тот день я не забуду никогда

А праведник мне тихо объявляет:
-Супруг твой сделал мир глухонемой
Он колокольню разбивал своей рукой
И девочки за папу отвечают .

P.S. Но сколь неправеден суд человеческий , столь взыскателен Суд Божий . И когда в Оптиной стали собирать воспоминания местных жителей . То оказалось , что среди тех , кто разрушал монастырь в годы гонений , нет ни одного человека , который не кончил бы воистину страшно . А от себя добавлю , что словесный понос на монастыри (особенно клевета) ни чем не отличается от его физического разрушения .

Из книги ПАСХА КРАСНАЯ ( 90-е годы)

«Велика и несравненно-прекрасная река Божия-святая Оптина! Течёт река эта из источников жизни временной в море вечно — радостного жития в царствие незаходимого Света , и несёт она на себе ладии и своих пустынножителей и многих других многоскорбных , измученных ,страдальческих душ , обретших правду жизни у ног великих Оптинских старцев».

С. А. Нилус


Opta

(Anonymous)
Да пидар был Гаджикасимов, вот и не любили его. Тело Христово при Причастии не глотал, а уносил в келью, где занимался колдовством, за чем и был пойман. За это и удален из Оптиной. Не надо рисовать из него портерт интеллигентного человека, которого "злая и грубая" Оптина не вынесла. Было в обители много ребят с великолепным образованием и широчайшим крегозором. Тот же убиенный Василий (МГУ), было еще несколько выпускников МГУ. был из МГИМО, из Бауманки и еще.... Кому то нужно поднять волну про этого пидара старого... ну был хороший песенник, так и оставался бы им...

Re: Opta

(Anonymous)
Говорят, что Виктора Доровских, который теперь архиепископ Тихон Сахалинский (брат митрополита Даниила Доровских) тоже из Оптиной в 1990м году выгнали за "шалости".
Правду говорят?

Re: Opta (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
Болотов (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
Макарий (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
Гаджикасимов (Anonymous) Expand
Гаджикасимов (Anonymous) Expand
Оптину помню с 90- х . Отца Афанасия тоже помню , добрый монах был . Многих монахов знала и знаю . Каждый год ездили и сейчас ездим .Все братья как родные . А если искать нестроения , их всегда найдешь .В родных семьях брат с братом , мать с сыном не могут найти общий язык . Такие уж мы люди .

ещё раз о шахматах

(Anonymous)
Это когда с шахматными фигурами играют маленькие дети , которые просто укладывают их спать .

Бездуховные клеветники не воспринимают смысл Православия . Они , когда сочиняют небылицы про Старцев , монастыри , верующих , думают, что атеистическим (бездуховным) их пониманием этого , можно «прокатить» православных людей . НИКОГДА! Таковые не ВИДЯТ истинного духовного предназначения монастыря и думают , что все люди понимают тамошнюю жизнь точно так же , как они сами . На их удочку попадаются только точно такие же слепцы. Чтобы понять , почему летит самолет и не падает , нужно иметь знания . Атеист в (духовном) плане , похож на ребенка . Он видит летящий самолет , но не понимает почему на самом деле самолет не падает. И если ребенок будет говорить конструкторам самолета что то типа того : наверно он легкий как шарик , то ничего кроме смеха не может вызвать . ДУХОВНОЕ ПОНИМАНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ АТЕИСТОМ , это и есть воздушный- самолет - шарик для детей. И с ними легко согласятся точно такие же дети как они сами . И когда такие люди разбирают по косточкам внутреннюю жизнь монашества , то точно также уподобляются детям , которые разбирают устройство самолета . Но это все , когда нет злого умысла , а обыкновенное незнание как у ребенка . А вот когда взрослый человек , с точно таким же пониманием ДУХОВНОСТИ как устройство самолета для ребенка , начинает говорить ( умышленно) тоже самое , то таковой попадает под определение — КЛЕВЕТНИК .

Оптина пустынь - Свет Православия

Была , есть и будет .

Ещё не так давно почти все Храмы и монастыри стояли в руинах , или были превращены в подсобные помещения . Одни люди строили , а другие шипели как змеи . Но сегодня всё возродилось , русские люди обретают Веру в Бога , растоптаную Обезьяновской — богоборческой властью . Ездят поломники по Святым местам , по монастырям . Находят там Радость Духа , поддержку в своих скорбях . Но есть и другая категория людей (их не много) , которые раньше гадили , и сейчас занимаются тем же . Подавляющее большинство из которых атеисты (в лучшем случае) . В любой среде может встретиться человеческое падение(среди атеистов много больше) вот только в церковной среде эти люди из мухи слона любят раздувать , причём совершенно пустословно . Судить то надо по плодам , а не по помелам ненавидящих Православие людей . Прочитайте книгу — ПАСХА КРАСНАЯ .Там есть ОБО ВСЁМ , в том числе и трудностях тех лет(90-е) . Но в «берлоге» - своя дуда , свои танцоры и своё танго .


Самое обидное ,что о монашестве и вообще о православии берутся судить люди , которые ненавидят все это . Зачем тратить своё время и свои силы на то , что ты не знаешь и не хочешь знать . Злоба разрушает человека . В мире столько много всего интересного ,кроме православия . Православие надо знать,любить и жить им , а не искать в нем недостатки .В мире ничего нет совершенного . Займитесь чем нибудь другим , то что вам близко .

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
Хомич (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
уж слишком мрачно описано прям звери там монахи не люди так не бывает

Edited at 2017-12-06 06:13 pm (UTC)

Бывает. Не звери. Неприглядные стороны они такие неприглядные...

"Смиренно" в келью удалился, сломав ногу! А почему не в травмпункт? Вот ведь звери какие , не прозрели, что он там лежит молча и ждёт, когда о нем вспомнят))

ПАСХА КРАСНАЯ

(Anonymous)
AHHA AKAПOBA– увы клеветница

А по народному - чёрту сестрица

Все ваши «факторы» от богоборцев

Жалких карателей и пустозвонцев

Вылить помои , сожрать человека

С радостью прыгнет духовный калека

Вы ненавидете русскую Веру

Как фарисеи отвергли Христа

И за собою ведёте в геену

Души людей от спасенья — Креста

Кровью залитого , в муках Убитого

Вы чистоплюи распяли тогда

Крепко гвоздями ко дрЕву Прибитого

С левым разбойником вы господА .


*A prostopop -змея - клеветниK

Re: ПАСХА КРАСНАЯ

Присылайте мне Ваши тексты на корректорскую правку. У Вас множество ошибок. Неприлично такое издевательство над русским языком.

рифмы (Anonymous) Expand

БОЕВИКАМ КИКОТЬ

(Anonymous)
Своё дерьмо цветами пахнет?

Оно не влезет в грузовик

В нём твоя совесть злАтом чахнет

Бригады Кикоть боевик .

Отец Силуан мой начальник.
Под его начальством я в Оптиной Пустыни исполнял послушания ,когда иноком Афанасием он был комендантом монастыря,а монахом Силуаном начальником монастырского автопарка.Он с удовольствием рассказывал мне о себе и искренно дружил с иноком Алексеем,послушником Романом Свобода и схиигуменом Илием.Часть братии его искренно боялись и ненавидели.Психопатическая фобия заставляла братию боятся колдунов.Колдуном считали монаха Силуана добрая треть братии монастыря.Иеромонах Герасим донес наместнику,архимандриту Венедикту,что отец Силуан не употребляет запивку после причастия Святых Христовых Тайн с целью Их поругания.Донос рассматривал братский совет на котором присутсвовали помимо наместника игумен Мелхиседек (Артюхин),схиигумен Илий,игумен Антоний,иеродьякон Митрофан(эконом братии)архимандрит Варфоломей исполняющий обязонности духовника братии.Защищал отца Силуана лишь его друг схиигумен Илий .Решение совета большинством было изгнание отца Силуана из монастыря в течении суток.Отец Илий на коленях попросил у него прощения и на "Газели"отца Силуана вывезли в Москву на улицу Герцена.Провожать его вышли только инок Алексей,Свобода.

А чего колдовал-то? Золото варил али как?

Гаджикасимов и вправду был неприятным человеком. Считал себя особенным, поскольку был вполне успешным поэтом-песенником в совке. И для него и для его друзей совковой эстрадной тусовки он вроде как экстремал был, типа, отрекся от мира, уехал в монастырь. Романтика, всё дела. Всё для того, чтоб окунуться в среду, узнать всё изнутри и потом написать об этом. Про то, что он занимался колдовством не уверена. Ну как-то обвинения в этом смешны по отношению к коммунисту. А то, что у него нашли книгу по магии на полке в его келье это факт. А ещё он дружил с Айвазяном Сергеем (уже умер), который жил в келье с Женей Борисовым (Скитоначальника Тихон теперь) и Алахвердиевым Сашей (был снабженцем, сейчас в Новоспасском м-ре). Их тогда называли Три толстяка. Ещё третий был Слава Тимофеев, тогда уже о.Михаил. И Айвазян и Гаджикасимов были очень важными ...)))

Edited at 2018-08-20 08:21 pm (UTC)

  • 1