?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Демиург
Простите
kalakazo
Несколько лет меня мучила загадка
филоновской метаморфозы,
пока в году 1988-м или, может, 89-м
не оказался в музее Фёдора Михалыча на лекции
начинавшей только тогда свой звёздный путь
звезды нашего отечьего богословия –
в пестрядном пиджачке, рыженькаго
и с повадками бывшего комсомольского вожака
тогда ещё юного небожителя.
Он хорохорился гоголем
и под именем православной учёности
вещал ядрёно поперченную,
с миру по нитке собранную солянку
китчевого постмодерну.
Я, по известной простоте душевной и
тогдашней своей наивности,
полагал, что теории всегда предшествует
собранный компендиум каких-либо
предварительных и сурьёзных изысканий,
здесь же сия умная голова сначала изыскивала
подходящую ей теорию,
а потом уж для неё и фильтровала надлежащия
и вырванныя из контексту цитаты.
Вершиной истинного православия объявлялось
отечье учение об "обожении"
и очень смело из него изводилось,
что всякий, идущий к нему правильно
и перевоссоздавший себя,
способен достичь
пожизненнаго бессмертия во плоти.
Воочию я перед собой
такого бессмертнаго и лицезрел,
какой и ступал важливо,
словно он нитшеановский сверхчеловек,
хорохорился петушливо,
без месту намекая на свою
приближённость то к митрополиту Питириму Нечаеву,
а то и к самому ОВЦС.
Само «времечко», двусмысленное и двоившееся,
снова порождало демиургов
переустроечнай перестройки духа,
точно из табакерки Павла Николаевича
выскакивавших обезьян...

  • 1
+++способен достичь
пожизненнаго бессмертия во плоти.

это что такой за зверь? как Енох и Илия что ли?

Бод-хи-сат-ву, бод-хи-сат-ву!

А знаете, я тоже помню такой тезис. Говорилось, что обоженный праведник, став бессмертным и вечным как Бог, уже не подлежит закону смерти и умирает единственно из добровольного подражания вольной смерти Христовой. И, помню, я удивлялся лишь одному: у буддистов были (как они говорят) бодхисатвы, которые отказались от совершенства нирваны, избрав пребывание с людьми (правда, путем перевоплощений, а не бессмертия) ради пользы сих последних; отчего же у нас не нашлось ни одного святого, который соизволил бы остаться в мире ад майорем Деи глориам? Представляете, какая польза для проповеди? Но проповедь еще ладно, а вот для каноничности!!! Вот, скажем, Василий Великий или Златоуст не стали бы умирать, а по икономии остались бы с нами и возглавляли бы ИПХ, и никто бы не спорил, какая там юрисдикция самая истинная... Эх! Ну где же православные бодхисатвы?

Re: Бод-хи-сат-ву, бод-хи-сат-ву!

ну, примеры Еноха и Илии, говорят, что это не невозможно (т.е. не умирать). Запомним этот пример, и пойдем дальше. У отцов точно встречал мысль (не могу сейчас указать, где именно), что Богородица приняла Успение исключительно по состраданию с человеческим родом, т.е. вольно. А не повинуясь общему закону, к которому приговорен чел. род. Что касается обоженых святых вообще, то и они, в отличие от прочих разных человеков, смерть принимают по иному образу - не в качестве закона наказания за свои грехи и грех прародителей, а так же как Богородица - по состраданию с чел. родом, вольно. В православии нет бодхисатв потому, что по образу Христа святые сострадают человеческому роду в смерти. Это понимается не как недостаток святости, а напротив - как ее проявление. Т.е. с одной стороны, мы имеем примеры Еноха и Илии (хотите верьте, хотите - нет), что святой может и не умирать, а с другой - факт, что и великие святые, и даже Б.М. смерть принимают. Из сопоставления одного с другим получаем: умирают по состраданию с человеческим родом, а не в наказание за грех свой или Адамов. И в этом сострадании проявляется - в частности - их святость. Реконструкция мысли моя, уж не знаю, так или как-то иначе объект дружеского шаржу К-зо это понимает, я этого лично не слыхал.

Re: Бод-хи-сат-ву, бод-хи-сат-ву!

+++что всякий идущий к нему правильно,
и перевоссоздавший себя,
способен достичь
пожизненнаго бессмертия во плоти.

я бы добавил: способен, но, если идет правильно, не станет заниматься достижением такого бессмертия.

тут т.ск. парадокс. или апория. Думаю, что прп. Серафим, который мог призывать Св. Духа, Животворящего, когда хотел, мог бы не умирать. Но такие цели себе не ставил. Или нужно отказаться от этого слоя предания, типа - сказки все это.

и почему же именно 80е породили такое количество харизматиков...
ни в 70е, ни в 90е уж накал-то был не тот


Ой, за этот пост особенное спасибо...

«... сначала изыскивала подходящую ей теорию, а потом уж для неё и фильтровала надлежащия и вырваныя из контексту цитаты.»
:)))))))) вот уж воистину...

харизматиков, думаю, хватало всегда :))). Другое дело — условия. Думаю, во времена инквизиции мало кто спешил явить миру нечто анормальное, если была возможность это засунуть поглубже :)), равно как и в те же 70-е или ранее перспектива провести остаток дней в дурке мало кого прельщала. Хоть и не костер, но...

А про кого ето ?:)

benev - но смерть же, для кого то это освобождение ?:)

benev - но смерть же, для кого то это освобождение ?:)

не понял, это вопрос ко мне? смерть для святых - переселение навсегда к Богу, я полагаю.
+++

а про кого ето? да, К-зо все всегда про одного и того же... Начнет с Филонова, а кончит все тем же. Любимый персонаж.

Это пра Беневского лутшего друга и наставника - Лурье.

  • 1