?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Несбывшиеся чаяния...
Простите
kalakazo
Из портретов, развешанных по стенам,
всегда притягивает лицо Владимира Соловьёва:
в совковые времена его имя было стёрто из истории,
и уже на моей памяти
это полотно Ивана Николаевича Крамского
появилось среди портретов Достоевского и Льва Толстого.
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post12817558/
Что-то есть необычное в тонкой змеящейся улыбке
этого, без сомнения, отца, учителя и наставника
русского Серебряного веку,
русского декадансу и "русского религиозного возрождения".
Был он один воин в поле
среди модного в 80-х разночинного афеизму
и звал, и вёл вроде как к Свету,
бредя и ведя других
на самом деле по топям и трясинам,
вслед за болотными огоньками:
двусмысленной прелестностью зрится его софиология,
двоящейся оказывается и сама его
заглавная идея всеединства
в желании соединить несоединимое
и величайшим люциферовым соблазном веет от
выстроенной им теократии –
мировой утопии,
где правят осчастливленным человечеством
от имени Божьего русский император,
римский папа и достаточно ясно опознаваемый
в нём самом Пророк.
Так что в образе Антихриста из "Трёх разговоров" –
гениального философа, гуманиста и просветителя человечества –
легко и опознаётся его собственный лик.
По соловьёвскому пути
в ожидании разверзающихся обетованных небес
и скорой новой эры
брели и его ученицы,
до конца уже договаривая им недосказанное,
явственно уже мешая свет со тьмою,
Антихриста со Христом:
"...Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди – Исус Христос".

  • 1
спасибо за портрет. :) Не знаю как Три разговора, но Оправдание добра и Основы духовной жизни никак не назовешь болотными огоньками в топях и трясинах.

Воля Ваша, любезнейший сударь мой, и, верно, есть в этаком суждении нечто от истины. Софийские грезы мыслителя и впрямь - прозрачно-ясными не назовёшь. Есть-таки в них темнотца хлыстовкая - хотя б махонька, с ноготок всего. А и того хватит!
Но так-то вот квачём с размаху марать, виноват-с, не стоило бы. Разное было там, поелику живой был человек Владимир Сергеич. Душа человеческа свойство имеет очень тонко свет и тень переплесть - порою и сам не сразумеешь, где что. И уж - паки же, виноват-с! - не был бы я столь категоричен и обойтись бпостарался без неуместных генерализаций в уподоблении сего в третьем поколении дворянина некоему лицу из колена Данова. Да и не с Володимр Сергеичас спрос за рухнувшую в одночасье волшебную сказку о российском Бловодье да Китежеградье. Не с него спрос за коленопреклоненныя толпы на Дворцовой в четырнацатом - с исступленным обожанием взирающия на балкон с двумя крохотными белыми фигурками. Не с него спрос за обманутую и оболганную мечту. Вот и Александр Александрович в мучительном одиноком угасании своем силился узреть Исуса Сладчайшего в снежном клубящимся мареве. Не вина его, но беда, что осмотрелся. А ведь Господь и дела приемлет и намерения лобызает. Но, положа ручку-то на сердце, и в иных местах разглядеть Его - Света Спасыньку не удавалось, ежели честно о том рассудить, ни себе, ни иным голову не мороча. То-то кутейну квашню опрокинуло да расплескало - по сей день не собрать. Архиереи-то со книжники куда как сноровисто приветствовали падение трёхсотлетней смутно-немецкой династии... И не угонишься! А ведь, поди, и без Сергеича управились...


Да уж коли к слову пришлось: Простите ради Христа, а и Вас Господь да простит и помилует.

Душа человеческа свойство имеет очень тонко свет и тень переплесть - порою и сам не сразумеешь, где что.
Так они и сами по себе в падшем мире порой так тесно, сложно и плотно бывают переплетены и спаяны, что распутать бывает слишком трудно, а отодрать одно от другого если и удается, то только с мясом.

Согласен с Вами по сути всего сказанного.

Re: Mutatis mutandis

Простите, друг мой любезный, дурака старого,
снова что то видимо сбрендил
давно уже с ума выживший старикашка.
А Владимиру Сергеевичу я ведь десять лет жизни отдал,
и он как был любимейшим моим гением,
так таковым и по сю пору остаётся.
И не эссе малого он достоин, а целую книжицу мог бы наваять про него любимого.
Я то явственно вижу духовную драму в его метаниях и отречанием
и самой его злонесчастливой судьбине,
он и сам ведь в последних "Трёх разговорах"
вполне ведь осознанно в виде Антихриста себя и живописует,
и там то от соблазнов "богочеловечества" и отрекается совестливо.
Первый то он пожарища мирового апокалипсиса и увидал ведь ненарошливо,
и оставил нам в плоды своего покаяния...

Re: Mutatis mutandis

Полноте, друг мой безценный, не кручиньтесь. Меня ведь, как знаете, завести ничего не стоит - не от мудрости словеса мои, а от ревности не по разуму. Недавно нарек меня един от друзей - романтиком и безсребренником. Не ведал он о чём глаголал! Мне то кажется, что просто - бодливой корове Бог рогов не даёт.
Владимир же Сергеич, брёл наощупь, претыкаясь порою - что уж и говорить. Но финал "Краткой повести", на мой взгляд - вещь провидческая. Единство малого остатка перед лицом бестии - то без чего трудно представима эсхатологическая судьба исторического христианства. Именно так - Петр, Павел и Иоанн. И уж простите, коль опять несусвет какой сморозил.

Re: Mutatis mutandis

А ведь и умер он как красиво - как пробил смертный час, исповедался перед батюшкой из ближайшей к имению церкви - в пяти, почитай, шагах от дома Трубецких. Причащен был от Обеденных Даров, да с тем и отошел поповский сей внук, положив благой предел всем своим поисками и мечтам. Тешу себя надеждою, что и меня где-нибудь там, у самого предела земного поприща моего дожидается немудрященький попик с Чашею Милосердия Господня.
Да, а диванчик, на коем навеки упокоился великий сей русский человек, ещё и в восьмидесятых годах стоял себе в биллиардной Дома творчества "Узкое" и многие светочи совецкой уже мысли обретали на нем упокоение временное составам своим, утрежденным в американо-пирамидальных батальях.

нарек романтиком и безсребренником

"Не нажил от трудов праведных палат каменных" - чем только нашего брата не обидишь...

буду ходить как ограбленный, буду кричать как страус...

Это правда - не нажил. Но если б я сказал, что и не хотел никогда, то моего ханжества невозможно было бы вынести. Цена показалась чрезмерной, вот и всё. Обида же здесь, право, друг мой, не при чём. Скорее - привычное тяготение к точности.

А мне тут уважаемый Яков Гаврилыч Кротов отповедь в ЖЖ дал не давно - что это Краткая повесть - мол уже старческое произведение философа в неполном уме и совсем Соловьева недостойна!

Сколько людей - столько и мнений. Гуманизм!

десять лет жизни отдал.

Извините, что вмешиваюсь в ваш диалог,
но может быть когда-нибудь и сможете
написать о В.С Соловьёве более подробно.
Всё таки за 10 лет изучения его наследия - это немало.

По-моему, надо судить по тому, сколько людей благодаря ему к Богу пришло.
А вот чтоб его книжки кого-то от веры отвратили, не слыхал.

  • 1