Previous Entry Поделиться Next Entry
Паки о "картонном православии"...
СУПчика хочится
kalakazo
Алексей Дунаев, он же достопочтенный danuvius:


«Снова о книге Сенькина

Похоже, мало кому она нравится. Вот и Сенина забраковала Сенькина (не по Сеньке шапка) :) Но появилась, наконец, и вдумчивая рецензия: http://ahilla.ru/chto-tam-za-kartonom/. Мысль, что все православие превратилось (причем давно) в новое фарисейство, меня уже много лет не покидает.

Книга Сенькина производит более "глобальное" впечатление потому, что автор не просто повествует о своем опыте или отдельных недостатках тех или иных монастырей, а касается (по крайней мере, композиционно) самой сердцевины православного монашества -- борьбы со страстями -- и показывает, что декларируемая цель в монастырях не достигается. Собственно, о том же идет речь и в полемике по поводу дневников Иоанна Кронштадтского, хотя тот не был монахом и жил в миру.

Монашество уже давно (едва ли не с победы над иконоборцами) признается квинтэссенцией христианства (Лурье так вообще возводит этот принцип к древнейшим временам). И я отметил бы некоторые причины, по которым православное монашество не смогло достичь должного прогресса.

1) Неправильное отношение к физиологии человека и страстям. Это "манихейство" (отчасти восходящее к богословским представлениям об испорченности падшей природы и мнению о сексуальных отношениях как пути передачи смерти) было присуще особенно сирийским подвижникам (колоритные рассказы собраны Феодоритом). Во главу угла ставится борьба со страстями (под предлогом "преображения" и проч.) вместо того, чтобы искусно использовать на пользу все ресурсы человека, как это делают восточные практики. Отсюда совершенно неразвитая христианская антропология (ее просто нет), недостаточное внимание к медицине и проч.

2) Подозрительное отношение к наукам. Посему в монастырях (особенно русских) научно-богословские исследования не считаются одним из самых главных деяний монахов. Монашеский опыт не систематизировался, не анализировался, не развивался в "школьных институтах" -- как это происходит, например, в буддийских школах и монастырях. Со смертью отдельных подвижников или даже направлений накопленный опыт терялся (что можно видеть на примере Иисусовой молитвы). Христианской аскетики как науки на самом деле нет (отсюда верно раздаются упреки в адрес сочинений аввы Дорофея или Лествичника). Умолчу (ибо многажды касался этого в своем ЖЖ) и про отсутствие в православии хотя бы внешнего "ученого монашества" (и вообще разных организационных форм монастырей и орденов).

Вследствие указанных причин монастыри (особенно русские) всегда представляли ту самую картину, что нынче изображена Сенькиным (исключения типа Нила Сорского и отчасти Оптиной были редки). Никакой идеализации "святой Руси" быть не должно -- махровое иосифлянство со страстью к стяжанию все больших монастырских имений всегда было идеалом, ограничивавшимся лишь государевой десницей.

Я могу лишь приветствовать издание книги Сенькина (пускай в ней может быть множество недостатков), потому что без постановки диагноза или хотя бы честного описания симптоматики болезнь не станет очевидной. Правда, лекарств я тут не вижу (кроме радикальнейших перемен в духовно-монашеском образовании и организации путем использования всех лучших формально-методических наработок буддийской и католической систем, но даже они дали бы лишь внешние изменения, ибо внутренне традиция мертва) и считаю ситуацию безнадежной. Окончательная смерть пациента (вырождение и упразднение умного монашеского делания, а потом и самих монастырей) -- вопрос лишь времени».

отсюда

  • 1
Да ладно вам, вырождение! Тому кто протянул столько веков не страшны никакие вырождения. эта система живет сама по себе сама для себя. Этакий биоценоз. Вырождение возможно только если государство перестанет оказывать помощь монастырям. Перестанет назначать ктиторов. Перестанет подкачивать деньгами. Перестанет крышевать. Тогда да, тогда действительно грядет полное вырождение. Ну остануться там по квартирам пару-тройку нелегальных насельников и все. Все как всегда упирается в деньги. Любой монастырь- это куча культовых построек не считая келейных корпусов, служебных помещений, "крепостных стен", башен и пр. архитертурной атрибутики. Содержать все это на текущем ремонте громадные деньжищи, которм неоткуда взяться у насельников "святой обители сея". При всем трудолюбии монахов, если таковое допустить, можно заработать только грыжу. Без внешней подкачки монастыри нежизнеспособны. А если они до сих пор стоят, значит это кому то нужно. При любом режиме и правящей партии. Так и будут стоять.

Новая революция с реальным перекрытием кислорода вполне возможна (конечно, не "при любом режиме").

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
Вот не могу понять монахов которые лезут учить семейных как им жить, но не менее нп понимаю мирян которые ничего не соображают в монашестве. Это яркиц пример того, как человек набивает себя интеллектом и полагает что он теперь компетентный во всех вопоосах.
Преклонение перед научностью оглупляет людей, убеждаюсь ещё раз.
Монаху не нужна научность, имею ввиду настоящему Монаху, а не обладателю клобука бороды. Монаху нужно смирение т.е. видение себя больным и покаяние, ежедневное покаяние.
У католиков монашества давно нет, и тем более у буддистов.
Умное делание даже при Ниле Сорском мало кто понимал что это такое. У преп. Серафима Саровского не было учеников монахов, он ни кому не передал опыт умного делания. Суть умного делания - стяжание духа покаяния, без которого все труды тщетны.
Если бы отцы оставили систематизированный опыт умного делания, то нынешние монахи занимались бы имитацией умного делания. Осипов в лекциях об откровенных рассказах странника в 3х частях сделал отличный подбор и дал верное направление к умному деланию.
В нынешних, подчиненных епископам, монастырями монашеская жизнь не возможна, там не стоит искать делателей умного делания. Просто чтением лествичника и аввы Дорофея не возможно стать делателем и. м. Невозможно быть исихастом, если ты лукавишь хоть в малейшем чем либо, не только с людьми, но и с самим собою, искренность одна из фундаментальных добродетелей. Не возможно быть исихастом если ты придаешь внешнему злу большее значение нежели внутреннему, т.е. боязнь ИНН, чипирования, паспортов, антихриста и проч, пример псевдостарец Рафаил (Берестов). Не возможно стяжать Духа Святаго, если ты самонадеян, горд, тщеславен, словом раб многих страстей. Точка.
Почему у нас нет делателей умной молитвы? Внешних причин много, одно из них, да иосифлянство, и зависимость от архиерея, но не только это. Есть и другие причины, это и светская книжность, которая не нужна в этом деле, в результате которой человек книгу рассматривает как практическое пособие или инструкцию по применению. Пример Марии Кикоть показывает, как человек, не поняв цели написания "лествицы" может найти там то, чего там нет, а именно бежать срочно в монастырь спасаться. Я помню себя, когда впревые прочитал эту книгу и другие аскетические книги, и мысли о монашестве не было, наоборот я видел себя далеким от всего этого и, воспринимал их как полезные, но не как некий призыв.
Так что, если кто имеет желание встать на путь исихазма, пусть начнет со своего лукавого сердца, и помнит во все время пути - без плача о грехах и страстях нет ни монаха, ни умного делания, да и христианина то нет. С призыва к покаянию начинается евангелие, но оно не должно оканчиваться у аналоя, а лишь тогда, когда предстанем пред Богом.

Калаказо в принципе не отсеивает посетителей (ради статистики?). В моем ЖЖ более жесткая кастрация. По числу орфогр.ошибок Вам у меня был бы бан (очередной "вученый", блин).

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
Варвара
Люди добрые не читайте Сенькина!
Начала в инете читать по-диагонали, ту беспл.часть как ознакомление. Уже там лжи предостаточно, а конец беспл.части - это то, что на Афоне 1\3 п-в, т.е. одержимых содомск.грехом.
Чуть не вырвало.
З Разве за этим Богородица запретила жен.вход на Св.гору?
Зачем нам знать про похождения ( не могу слов подобрать), у нас своих проблем в Церкви хватает, чтобы еще подробности про зверства на Афоне читать. Неужели это всё, что можно сказать о 20 монастырях, да ещё так подробно описывая грех!(

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
"А скажите - как же существовали монастыри до этого? - те же ТС-Лавра. Пюхтицы, Печоры, украинские - Флоровский, Покровский, Корецкий, Почаев?
Их никто не финансировал, напротив они сами себя кормили и давали возле них кормиться другим."

Что значит сами себя кормили? Они в прямом смысле пахали и сеяли? А вы в курсе сколько нужно ковыряться, чтобы только на себя картошки вырастить, до следующего урожая? Нужна земля, прилично так земли. Нужна техника, а это значит, топливо, запчасти, масла, да и просто старенький трактор тоже ведь никто не подарит, если уж все "сам". Картошку допустим вырастили, но ведь не картошкой единой живет монах? Нужна "зелень травная", а еще лучше огурчики-помидорчики, нужно молочко, рыбка, маслице, хлебушек в конце концов. Монахи в состоянии обеспечить всем этим себя "сами"? А ведь еда это только "ма-а-алая толика"... Знаете сколько стоит отопление одного только храма в месяц? А ведь кроме храма еще как минимум должен существовать келейный корпус. А электричество? Вот только эти два параметра ежемесячных трат уже выводят кругленькую сумму. Ну и на компот идет текущий ремент зданий. Чтобы они тупо не рассыпались от сырости и плесени. Тут подштукатурь, тут покрась, там навес, здесь отвод грунтовых вод... И так постоянно, это ежемесячный ясак, без этого никак. Я уж молчу про "благоукрашение святой обители сея", там вообще суммы астрономические. Опять повторюсь, даже если монахи захотят обойтись своими силами со всем этим объемом работ, то даже работая в три смены по шестнадцать часов, у них будет только грыжа. Даже если там будут только киборги. То есть нужна наемная сила. Трудники? Знаем мы трудников... Это тоже статья расходов. И все дыры трудниками не закрыть, нужны специалисты. А специалисты по монастырям просто так не бегают, им в миру есть что делать. И даже трудники- это всего лишь раб.сила, а нужны именно деньги, много денег, иначе никак. Вот вы мне и объясните, где монахи, которые "сами себя", в советские благословенные времена, брали деньги на свои дорогие увлечения?

И кто же их, этих монахов, в советское время содержал по-вашему? И какие такие у них были "дорогие увлечения"?

(no subject) (Anonymous) Expand
"Мысль, что все православие превратилось (причем давно) в новое фарисейство, меня уже много лет не покидает."

"... борьбы со страстями -- и показывает, что декларируемая цель в монастырях не достигается."

Да, именно красивый имидж, имидж доброго человека - вот и вся "духовность".
Это актерство в крови у российского населения и прививается с детства, когда ребят учат быть "хорошим", чтоб учителя и соседи хвалили.
Никаких принципов в совков не закладывают, и если они сами не возненавидят родной совок и себя в нем, если не захотят изменить свой жалкий жребий,
то так всю жизнь и остаются инфантилами, умеющими лишь играть в цирк и изображать дутые понты.

Edited at 2018-02-22 07:18 pm (UTC)

"упразднение умного монашеского делания, а потом и самих монастырей) -- вопрос лишь времени".
========================
Останется всё как было. Образцово показательные монастыри-театры, монастыри-колхозы, и т. п. Новых сказок понапишут про "умное делание", новых старцев-ясновидцев назначат, критиков будут объявлять "врагами церкви", клянчить у государства деньги, и так далее. Ничего плохого с монастырями не случится при нынешней власти, и её приемниках.

Очень правильное замечание. Зашла , почитала комментарии у Дунаева. Понравилось вот это :

Какой из этого следует практический вывод? Мне кажется, что православный христианин вынужден добираться до христианства в православии, а для этого надо очистить своё понимание православия от четырёх наслоений:
1) от "языческого", этнического, фольклорного;
2) от "византийского", государственнического, царебожнического;
3) от "фарисейского", обрядоверческого;
4) от "эллинского", философского.

Я даже сохранил это себе, ибо пишу и говорю тоже самое. :) Есть единомышленники.

Только это не Дунаев написал. Он спасение решил в буддизме искать.
Я вам написал в личку в фейсбуке - проверьте сообщения неотвеченные.

Edited at 2018-02-23 10:01 am (UTC)

Дунаев хочет размеживаться с русским православием, это его личное дело. Но способы и методы, которые он выбрал, весьма странные. Да и тяготение к индуизму и буддизму смешны.
Дело Бори Гребенщикова живет и здравствует? :)

К тому же удивительно, что в исихазме он толком и не разбирается, как и в православной аскетике. Агрессивное неприятие Дионисия Ареопагита вообще мне не понятно.

На самом деле это не удивительно - учителей-то у него не было никогда в этом вопросе, а сейчас их просто не найти в русском православии. Но непонимание теории - как так? Есть же современные греческие богословы, которые переведены на русский. Есть Лосский с очерками мистического богословия. Есть Симеон Новый Богослов. И т.п..


У меня ощущение, что господин Дунаев вместе с водой выплескивает младенца. Это, наверное, нормально для неофита, который разочаровался в конкретной религиозной организации. Но он же образованный, как будто бы человек. Но в христианской антропологии не разбирается совсем. Судя по тому, что пишет о восточных религиях, сравнивая с ними христианство.



Edited at 2018-02-24 06:10 am (UTC)

<<Сенькиным>> отмазывают << послушницу >>

(Anonymous)
Дорогии читатели! На экранах монитора продолжается мыльная опера бунтаря - Стаса Сенькина . Таки ей пытаются УБЕЛИТЬ грязную лжеисповедь М. Кикоть . И в обоих этих инето-сериалах бледную поганку продают под видом белого грибочка . Вы будете покупать ядовитые грибы у сомнительных грибников? Вот стоят к примеру на рынке маленькие дети , которые по незнанию насобирали в парке красивых мухоморов и решили их продать , чтобы на вырученые деньги поесть мороженное . Ну ребёнок есть ребёнок , ему простительно ошибаться . Сенькин и Кикоть - взрослые , но «духовность» имеют точно такую же , как сии маленькие дети - познания в грибах . И они подобно малышам продают людям смертоносную отраву . Тока в первом случае пострадает организм покупателей не разбирающихся в грибах , а во втором варианте душа читателей , таких же духовных слепцов как эти двое писак . Те что наелись мухоморов , но не крякнули , врятли захотят в следующий раз покупать грибы у детей* . И если охоту хавать грибы у них не отшибло окончательно , то в дальнейшем , НЕ ГРИБНИКИ , пойдут за етим продуктом в магазин «лесные дарЫ» . Таким же образом и далёкие от Церкви люди прочитав грязную клевету , отравятся и о Православии будут иметь ложные знания . Так куда им надо идти покупать духовные книги чтобы не отравиться (душой)? К «детям» или в Храм , где о Православии пишут святые отцы? На этом можно было бы поставить и точку , но есть тут ещё одна нехорошая превратность . Маленькие дети сами не знали о том , что продают мухоморы , а господА-сочинители прекрасно понимают (в мыслЯх) , чем они занимаются . Для них Бога не существует и посему Суда Его они ничуть не боятся . Они - ГЕРОИ , опплевали ЧЁРНОЙ клеветой не мирских людей , которые с такими «фактами» как у них в суд бы подали , а тех кто никогда не отдаст назад . А посему ИМ можно смело зарабатывать деньги в областЯх БЕЗОПАСНЫХ , там и помело сойдёт за «неопровержимые доказательства» . А главное:

Повар высокО летает

много денег получает

Мама , а я денежки люблю .

А знаете почему это так? Да потому , что ни один нормальный человек не будет писать о том , чего сам не ведает . И наверное действительно понять то о чём написано выше невозможно . Наверное кто-то из больших мудрецов заметил , шо - Сапожник точит сапоги , но не рулИт в кабине самолёта .

*покупать грибы у детей = покупать книги у М. Кикоть и С. Сенькина ( для «не грибников»)

P.S. Да у них и подпевалы-лжесвидетели с той же «духовностью» - постоянно плюются в Заповеди Божии . Одни тока Малютина , да ВовАн Родионов чего стоют , хотя и остальных совсем НЕ ТРУДНО рассмотреть . Не верите? Тогда прочитайте вот эти маленькие реплики из комментариев и вы увидите , что ни Кикоть ни Сенькин ничем не отличаются от обыкновенных слепцов-богоборцев и гонителей Веры во Христа . Вот какое отношение у Кикоть к Суду Божиему (возмездию)

visionfor
24 Mai 2017, 20:37:08 UTC
.. решили позащищать православие в этом блоге ради бонусов на страшном суде?

Anonymous
24 Mai 2017, 23:21:35 UTC
.. насчет бонусов, делами не оправдываются на Страшном Суде.

(примечание . Опять упоминаются БОНУСЫ)
И кнечно же «лживую веру» нельзя противопоставить ЕЁ - «МУДРЫМ ЗНАНИЯМ»

visionfor
25 Mai 2017, 06:37:32 UTC
..Свою веру только? Свои какие-то переживания, ощущения "благодати", сказки и выдуманные жития и тд?..

Anonymous
25 Mai 2017, 10:25:07 UTC

..Маша, вот наконец то вы и открылись сами до конца. Спасибо за честный отзыв ..

И вот такие богоборцы смеют размышлять о ДУХОВНОСТИ и открыто плевать на людей , посвятивших свою жизнь Богу . Причём , не имея на то НИКАКИХ аргументов , акромя РАСХОЖДЕНИЙ В ЛЖЕСВИДЕТЕЛЬСТВАХ и откровенного БРЕДА (у Кикоть) , и «духовных» познаний из КРЕПКОГО РОМА (у Стаса Сенькина) . Есть такая песня:

Ах где ж ты друг , наш третий друг
засыхает плавленный сырок

Этим третим другом является распинатель Св. Пр. Иоанна Кронштадтского - <<великий подвижник благочестия>> , всеми уважаемый Алексей Плужников (Ахилла) . Вот такой получается расклад , дорогие читатели .

о комментариях

(Anonymous)
Комментарии к лжеисповеди (в тот числе и ответы самой Кикоть) читали многие люди и отпираться от очевидного , лишь ещё раз продемонстрировать свою лживую натуру.

Если бы Сенькин писал только о своём опыте, не делал бы обобщений и не поливал грязью Церковь, вопросов бы не было.
А так, один есть: когда его держали вниз головой на высоте 15 метров (как он пишет), какие мысли были у него в тот момент?

церковь и религиозная организация не тождественны.

sergeev(y) (Anonymous) Expand
  • 1
?

Log in

No account? Create an account