?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Умом Россию не понять...
СУПчика хочится
kalakazo
Еще одно шедевральное интервью "серого кардинала"
при патриарсе Кирилле – Александра Щипкова:


«Ложь "догоняющего развития"

Излишняя кооперация с Западом тормозит развитие России

Кто виноват в вековом "отставании" от Запада? Во всём ли мы отстаём, и только ли Россия отстаёт? Можно ли догнать мировые центры капитала, оставаясь на "периферии" экономико-политического пространства? Почему в либеральной публицистике тема отставания перевёрнута с ног на голову? Об этом "Парламентской газете" рассказал советник председателя Государственной Думы, доктором политических наук Александр Щипков.

– Александр Владимирович, проблема отставания России от Запада всё время вызывает пристальный, а то и нездоровый интерес. Он оправдан? Ведь нельзя отрицать, что до начала XVIII века наука и искусство в России отставали от западноевропейских.

– Промышленный переворот XVIII-XIX веков вообще вначале утвердил британское лидерство над всеми. Но смотрим дальше. С одной стороны – Лавуазье, Уатт, Эдисон, Парсонс, Сименс, Маркони, Даймлер, Бенц, Дизель. С другой – Ломоносов, Циолковский, Менделеев, Лодыгин, Яблочков, Попов. Так ли у нас всё было плохо с наукой? Другое дело – реализация изобретений, но это уже вопрос социально-политический, а значит, связанный с геоэкономикой. И вот геоэкономика сталкивала Россию на аграрный путь. Здесь отставание действительно было. Но зададимся вопросом: а что такое Прогресс, стоит ли говорить о нём обобщенно?

– В каком смысле?

– Можно ли говорить о Прогрессе, имея в виду не технические открытия, а именно "Прогресс вообще", "Прогресс человечества", Прогресс с большой буквы. Когда пели гимны веку Прогресса, обычно не уточняли, что именно и куда развивается. По аналогии с техникой мыслили развитие культуры и общества – так возник миф прогрессорства. К чему это привело? ХХ век – это самая бесчеловечная война в истории, самая бесчеловечная идеология (нацизм), больше всего заключённых в концлагерях всего мира, самое страшное оружие, мировой терроризм, разрушение семьи, гимн греху и потреблению, виртуальная экономика, жизнь в информационных "пузырях". А где же "Прогресс всего"?

Модель монетаристского общества терпит фиаско. Некритичное отношение к идее прогресса привело к её мифологизации. Антураж научности и прогрессивности заслонил собственно прогресс. Много инноваций, но прорывные открытия в области фундаментальной науки давно не происходят. Мы до сих пор живём за счёт открытий 1970-х годов. Научно-критическое сознание утрачивается вслед за религиозным. "Цифровая экономика" имеет мало общего с наукой и классической рациональностью. "Нажми на кнопку – получишь результат" – это и обезьяна может, если дать ей вместо палки кнопку.

– В чём причина?

– Причина – это разрыв. Расщепление культурного универсума на рациональное, символическое и сакральное. Рационализм, в свою очередь, стал расслаиваться внутри себя, порождая собственную онтологию, мифологию, квазирелигию. Я думаю, научно-критическое мышление будет возрождаться в союзе с традиционными ценностями, а не в "пику" им, как в XVIII веке. Нас ждёт возрождение христианского универсализма и классической рациональности. Я называю это аксиомодерном (сочетание понятий "ценность" и "современный").

– Какова была ситуация с русским искусством? Оно отставало от западного?

– Некорректно говорить, что русское искусство отставало от западного. А древнерусская литература, а русское барокко? Русское барокко более радостное, светлое, оптимистичное, более декоративное, чем западное и менее многозначное. О взлёте и расцвете, который начался с Пушкина, я даже не говорю, это очевидно. В России не было Ренессанса, и за Средневековьем сразу шли классицизм и Просвещение, что и сформировало особую эстетику.

Русская и западноевропейская эстетические системы не сопоставимы друг с другом. Здесь нет и не может быть отставания. Говорят, что в России "не было литературы". Это старая тема, обсуждаемая, кажется, со времён Карамзина, но это не так. Конечно, в нём была сильна назидательность – это влияние духовной словесности. Литература русского барокко часто была посвящена государственным темам и воспитательным задачам – вспомним хотя бы Симеона Полоцкого с его "Ветроградом многоцветным", с загадками и "максимами".

Например: "Человек некий винопийца бяше / Меры в питии хранити не знаше / Тем же многажды повнегда упийся / В очию его всяка вещь двоися / Во едино время прииде до дому, / И вся сугуба зрешася оному". Сильвестр Медведев, Карион Истомин, Феофан Прокопович, Кантемир, Сумароков, Карамзин, Ломоносов – разве не писатели? И как бы в условиях отставания мог возникнуть фундамент "золотого века", как могли в конечном счёте появиться Пушкин, Гоголь, Достоевский, Лесков, Бунин? В искусстве всё уникально и всё – развитие. Искусство не бывает отсталым, хотя упадок в нём возможен – мы это наблюдаем сегодня.

– Правомерно ли оценивать развитие искусства так же, как развитие гражданских и политических институтов?

– Нет, конечно. Это именно то, чем страдали теоретики соцреализма. У искусства внутренние источники развития, хотя и социальные факторы играют роль.

– Но общественная система в России ведь явно отставала от западной?

– Снова не соглашусь. Наряду с монархией были Земские соборы, общины, были Уложения – чего именно не хватает? Давайте вспомним, как выбирали Михаила Романова после Смуты. Его выкликали всенародно. По сути, это была форма плебесцита своего времени.

Существует устойчивый миф о новгородской "демократии" как якобы более западной и более прогрессивной политической модели, чем "московская деспотия". На самом деле это просто модель компрадорского меньшинства, которое насильно тащило горожан от Москвы в сторону Литвы, ориентируясь на князя Казимира IV. Но "литовская партия" состояла всего из трёх-четырёх сотен самых богатых людей. Их потом историки назвали "партией белого хлеба", это, говоря по-нынешнему – поклонники пармезана. А большая часть новгородцев ела дешёвый чёрный хлеб. И у них было отнято право голоса. Чтобы достичь нужного решения, партия белого хлеба скупала голоса, запугивала несогласных, творила погромы, топила неугодных в реке. В общем, устраивала майдан. И вела подробную переписку с князем Казимиром, консультировалась с ним. Это демократия? Нет, это олигархия.

Иван III пришёл затем, чтобы защитить народ и православную веру от этой шайки. Он установил подлинную демократию, то есть приоритет интересов большинства. И это было куда прогрессивнее, чем диктатура олигархов-компрадоров. По-моему, вся эта новгородская история очень напоминает ситуацию в Крыму накануне его освобождения.

– От чего зависит развитие тех или иных социальных и политических моделей?

– Это развитие следует либо за традицией, либо за экономикой и соответствуют месту страны в мировом разделении труда, степени её суверенитета. Например, крепостное право в России поддерживалось ролью страны как поставщика зерна на мировой рынок. И вот здесь, в сфере организации экономики, действительно имело место серьёзное отставание.

– Но что было причиной отставания?

– Избыток влияния западных институтов. Не недостаток, а именно избыток. Излишняя кооперация с Западом как раз тормозила развитие, в том числе и отмену крепостного права.

– Именно поэтому политически и экономически Россия всегда отставала в развитии от стран Запада?

– Зависимость всегда ведёт к отставанию, а не наоборот. Это аксиома. Но отставала не только Россия. Отставали все периферийные и полупериферийные страны. Это результат диктата транснационального капитала в глобальной экономике, который существовал уже тогда, в XVII-XVIII-XIX веках. И чем выше вовлечённость страны в сферу глобального рынка, тем больше отставание. Контроль за направлением финансовых потоков со стороны стран "центра" позволяет им развиваться, а страны периферии вынуждены их спонсировать. По этой причине "вторичная модернизация", то есть попытка догнать основных экономических игроков, обречена на провал независимо от предпринимаемых усилий.

Выход – в создании собственной, альтернативной экономической зоны. Китаю это сегодня удаётся.

– Значит, даже переняв западную систему общества и государства, Россия не сможет это отставание ликвидировать?

– Конечно, не сможет. Так она его только ещё больше увеличит. Наглядный пример – современная Украина. Страна должна заимствовать и переосмысливать технологии, но не социальные институты и не культурные особенности. Только приспособив технологии к своим традиционным институтам, она и становится конкурентоспособной, поскольку создаёт "оригиналы", а не плохие "копии". По нашей оборонке это хорошо видно. А когда-то это происходило и в науке.

– По-вашему выходит, что в либеральной публицистике тема отставания перевёрнута с ног на голову?

– Именно так. Тема "отставания" – одна из самых мифологизированных. В радикальном варианте она включает в себя дилемму "западничества и славянофильства", а в ультрарадикальном превращается в идеологию Смердякова из романа Достоевского. Смердяков, как мы помним, говорил: "Умная нация должна завоевать глупую". То есть дать добровольное согласие на колонизацию. При этом свои достоинства – то, что нельзя перенять, а можно только создать самим – отбрасываются. Например, православие начинает "мешать" историческому развитию, как полагает Владимир Познер.

– Нет ли в понимании отставания западниками некоего религиозного оттенка?

– Есть, и очень ощутимый. Ведь для них западные институты – предмет культа, как для туземцев поделки из Европы. Идея "догоняющего развития" построена на культе этих институтов – чудесных атрибутов земного рая. При этом упускается из виду, что институты – если только они не фиктивны – вырастают из традиции, а традиция-то национальна.

– Где начинается зона сакрального в восприятии этой проблемы?

– Начинается она с отсутствия рациональных объяснений. Вместо них господствует абсолютно магическое отношение к этим самым институтам. Западники считают, что эти институты упали на Европу как манна небесная и могут быть воспроизведены где угодно по неким лекалам. Хотя это то же самое, что за сутки родить ребёнка, вырастить дерево или изменить черты лица. Не находя желаемого, эта публика злится и заводит песню о нашей якобы неполноценности цивилизационной, а то и биологической.

– При этом традиционную религию они недолюбливают.

– Это и понятно, ведь традиционный культ мешает культу новому, модернистскому. Точно так же как он мешал большевистскому культу коммунизма.

Отсюда наряду с русофобией возникает ортофобия, антиправославность западников. В общем-то эта модель у нас воспроизводится со времён Петра Чаадаева, который считал, что все беды России от неправильного выбора религии. Вот склонили бы мы колена перед Святым Престолом – глядишь, и с культурой, и с экономикой было бы получше. Правда, век католичества в его классическом виде оказался недолог – и вот сейчас приходится привлекать для идеи "догоняющего развития" куда более экзотические культы. Скажем, неогностицизм и техноязычество. А поскольку естественным образом этот тип религиозности в России не приживается, его адепты грезят о майдане и оккупации нашей страны натовскими армиями.

– Как разрушить мифорелигиозный ореол этой темы?

– Долгими усилиями историков, экономистов, социологов, публицистов. А пока я могу предложить вам пять демифологизирующих тезисов на тему "Отставание России".

1. Отставание – особенность не России, а всех периферийных стран.

2. Отставание предопределено не позицией периферийных стран, а позицией Запада.

3. В случае некритичного заимствования социально-экономических моделей (сценарий "догоняющего развития") отставание не уменьшается, а увеличивается.

4. Техническое отставание вовсе не означает отставания в социальной и культурной сферах.

5. "Догоняющее развитие" ведёт к деградации социальных, политических и культурных институтов.

– Существует легенда о Петре Первом как о мудром преобразователе, прорубившем окно в Европу. Это тоже миф?

– Прежде всего этот путь означал смену государственного культа – от идеи "Москва – Третий Рим" к идее "Запад – страна святых чудес" (ироническое определение Аксакова). То есть смену византийской преемственности на западническое подражательство. И в этом смысле он, конечно, был ошибочным, поскольку вёл к разрыву традиции, потому что византийская и вообще христианская традиция аккумулирует и собирает, а западная модернистская означает экспансию, подчинение, колонизацию. Запад разрушил и свою традицию, и чужие. Исторический разрыв вёл к гражданскому расколу между правящим слоем и народом, а в итоге к революции. Стратегически это было ошибкой, что не отменяет ряда отдельных достижений петровского времени – например, преобразование армии и флота.

Основанная на крепостном труде петровская промышленность обусловила отставание России в XVIII-ХIX веках. Кстати, до знаменитой поездки в Европу со своим "Великим Посольством" Пётр предполагал расширение России в сторону Чёрного и Средиземного морей, контроль над проливами и Константинополем. А по возвращении его стало интересовать в первую очередь Балтийское направление. Это был геополитический просчёт. Россия – наследница Византии – должна была быть черноморской державой.

– Каковы же основные причины отставания?

– Причины отставания в разные эпохи разные: хлебная зависимость в XIX веке, сырьевая зависимость в ХХ веке, идеологическая, культурная и институциональная вторичность, отказ от собственной национальной научной школы (Болонская система), от национальных принципов образования (ЕГЭ), от нормальной связи между поколениями (ювенальная юстиция).

– Как связаны проблема отставания и внешняя политика?

– Гонка преследования – это процесс, исход которого зависит от обеих сторон. И поскольку конкуренцию в мире никто не отменял, наше желание догнать отнюдь не совпадает с желанием наших партнёров. Зачем им новые конкуренты? Поэтому они отнюдь не против того, чтобы мы шли путём слепого, буквалистского подражания – но, наверное, этот не тот путь, который позволит нам кого-то догнать. Потому что при разных исходных условиях нужны и разные принципы движения, чтобы оказаться примерно в той же точке. Автомобиль не догонит катер, если поедет по воде, но легко обойдёт его по суше. Это так называемые ножницы развития. Принцип "ножниц" важен и в технологической, и в идеологической сферах.

– А как это связано с идеологией?

– Конкурентам есть смысл пустить нас по ложному пути. То есть идеологически вменить нам неэффективный сценарий. Например, строго подражательный: сделайте в точности как у нас, один в один. Или наоборот: убедить нас в том, что чего-то ни в коем случае делать нельзя. Например, свободную эмиссию национальной валюты, вложений в науку и образование. Так, британцы в XIX веке убеждали наших дипломатов в том, что России непременно надо оставаться аграрной страной – мол, так вам Богом предначертано, таково ваше призвание. Мотивация была проста. С одной стороны, устранить возможного конкурента в промышленно-технической сфере.

С другой – обеспечить продолжение бесперебойной продажи зерна в Европу, освобождая европейцев от этой головной боли и закрепляя за Россией роль хлебного поставщика. Точно так же и сегодня за нами пытаются закрепить роль мировой бензоколонки, идеологически запрещая поддержку внутреннего рынка и реального сектора экономики. В итоге продолжается вывоз капитала из страны, а экономика всё время недофинансирована. В научной литературе это называется "мировым разделением труда". Невыгодная роль в ходе этого разделения отбрасывает Россию назад, тормозит развитие, закрепляет её периферийный статус.

– И отсюда идея "догонять через подражание"?

– Да. Компрадорский класс России всегда помогал Западу под предлогом европеизации тормозить наше развитие. В частности, этому способствовал культ Запада. Причём из этого абстрактного культа делались прямые социально-политические выводы. Например, в Восточной Европе после распада советской системы не было ваучерной приватизации, вместо этого проводилась реституция. Таких примеров много. Многие реформы по западному образцу были абсолютно антиинституциональны для России. И потому деструктивны. Все эти нестыковки оставили печать на сознании российского правящего класса.

– Как именно?

– Русские пытались с Западной Европой договориться "по-хорошему", каким-то образом в неё "вступить", словно мы сами по себе не европейцы и не имеем за спиной христианской традиции. Нужна была ещё какая-то сакральная санкция. В итоге глубинные культурно-исторические основания нашей общественной жизни подменялась попытками соответствовать сиюминутным политическим проектам и идеологиям. В том числе европейскому христианоборчеству, позитивизму, социал-дарвинизму, трансгуманизму. Это дезориентировало общество, лишало его собственного незаменимого опыта, выстраданного столетиями, обнуляло этот опыт.

– А что же сами европейцы?

– А из Европы к нам приходили только с войной. И не один раз. И хотя только по вине гитлеровской коалиции (а это, напомню, несколько европейских стран) мы потеряли несколько десятков миллионов человек, мы всё никак не можем избавиться от иллюзий. В результате возникают такие уродливые явления, как "плач" по солдатам вермахта, которые якобы "не хотели воевать", как утверждал один уренгойский школьник в бундестаге.

Или попытка повесить в Санкт-Петербурге мемориальную доску Маннергейму, бомбившему Ленинград и учреждавшему в Карелии концлагеря для советских граждан. У нас всё ещё очень короткая историческая память. Но, думаю, это поправимо.

– Как оценить советский период в контексте темы отставания?

– В этом смысле 1917 год парадоксален. Он означал декларацию отказа от периферийной модели развития, противопоставление себя Западу как нового глобального и идеологического центра. Но вместе с тем эта цель достигалась ценой утраты своих культурных, исторических, символических и иных ресурсов. Это была системная ошибка. Весь советский период ушёл на её преодоление.

– Как выглядит спор западников и славянофилов сегодня?

– Это всегда был надуманный спор, а сегодня особенно. Обратите внимание – на самом деле ни в Европе, ни в Америке никогда не было "западников". Но если их не было у них, то зачем, спрашивается, они нам? Если их нигде не было, значит, это лишнее колесо в телеге».

отсюда

  • 1
А что такое отставание?
Отставание от чего или от Кого?
А есть ли вообще отставание?

Типа Бог вот тут у нас запоздал?

Тоже мне... Как и Душенов - холуй и ничтожество, который сам пошел, чтобы его вертела на члене банда российско-русских воров и убийц. Им и место в петле на осине - вместе с этим ворьём. О чем тут еще говорить?
Во что бы подобная нечисть не рядилась - хоть в профессора, хоть в премьер-министра - это все одно - подлый крепостной холуй из дворни, который только и ищет как позабавить барина и угодить ему, даже если этот барин - вор и убийца и главарь банды.

Отставание не оспаривает никто, даже Путин. Глупая болтовня, недостойная ответа.

Маленький, но важный оффтоп, наконец -то раскрыт источник доходов знаменитого блогера деда Курая. Оказывается у него есть целый свой собственный край!


целый край!

(Anonymous)
После Ваших слов вижу целый зелёный квадратик.
Это край или миру мир)?

Re: целый край!

Вам нужно настроить браузер, там фотография продукции под маркой "Край Курая" село Чекмагуш.

По существу вопроса. Как можно догнать того, кто печатает для тебя деньги? Эмиссионный центр России находится в Нью-Иорке (США), курс рубля к доллару определяется в Лондоне (Великобритания), там же и цены на золото и нефть устанавливают. Как говорится, все внимание на лидера гонки)

Вы заблуждаетесь, все курсы и цены давно уже устанавливаются на пленумах ЦК КПК

Да ладно, вы не напомните за какую валюту продаются нефть, газ, золото на мировом рынке?

За валюту, которую поддерживает ЦК КПК. Когда решит, что уже не нужно, тогда мир заполонят интересные, но ничего не стоящие бумажки

Отставание, так, ради примера....Первая аптека появилась в Багдаде в 8 веке, в России-в 18 веке, ибо церковь не одобряла.
В 15 веке в Германии работали механические лесопилки, а в России первая такая появилась в 18 веке.
Все ростки здравомыслия карались каторгой и костром,в пример-судьба философа Матвея Башкина,пытавшегося проповедовать "жизнь по совести".
"Написано: весь закон заключается в словах — возлюби искреннего своего, как сам себя; если вы себя грызёте и терзаете, то смотрите, чтобы вы не съели друг друга. Вот, мы Христовых рабов держим у себя рабами, а Христос всех называет братиею; а у нас на иных кабалы нарядные (фальшивые), на иных полные, а другие беглых держат. Благодарю Бога моего, у меня были кабалы полные, да я их всех изодрал, держу людей у себя добровольно; кому хорошо у меня — пусть живёт, а не нравится, пусть идёт куда хочет; а вам, отцам, надобно посещать нас, мирян, почаще да научать нас, как самим жить и как людей у себя держать, чтобы их не томить." Результат-костер, ибо как это посмел- холопов на волю отпустил да попов призывал жить по евангелию.
А кому было в России двигать науку и технику, если основная масса населения, вплоть до второй половины 19 века-крепостные рабы, да и к тому же,с намордниками в виде православия?

В России матушке до 1861 года можно было на рынке человечка себе прикупить для хозяйственных нужд.

Торговля людьми в России с начала XVIII и до середины XIX столетий была совершенно обыкновенным делом. Владельцы продавали крепостных крестьян точно так же, как любое другое имущество, давая объявления об этом в газетах или приводя свой живой товар на рынки. Читатель «Московских ведомостей» встречал на страницах такие объявления: «Продаются за излишеством дворовые люди: сапожник 22 лет, жена ж его прачка. Цена оному 500 рублей. Другой рещик 20 лет с женою, а жена его хорошая прачка, также и белье шьет хорошо. И цена оному 400 рублей. Видеть их могут на Остоженке, под № 309… Продаются шесть серых молодых лошадей легких пород, хорошо выезжанных в хомутах, которым последняя цена 1200 рублей. Видеть их можно на Малой Никитской в приходе Старого Вознесения…»

Николай Тургенев писал о публичной торговле крепостными, что «торг сей простирался до того, что даже в Санкт-Петербург привозили людей целыми барками для продажи». Кроме петербургского крупные невольничьи рынки существовали в Москве, Нижнем Новгороде, Самаре. Один старый дворовый рассказывал незадолго перед крестьянской реформой: «Бывало, наша барыня отберет парней да девок человек тридцать, мы посажаем их на тройки, да и повезем на Урюпинскую ярмарку продавать. Сделаем там, на ярмарке, палатку, да и продаем их. Больше все покупали армяне… Каждый год мы возили. Уж сколько вою бывало на селе, как начнет барыня собираться в Урюпино»…

http://www.razlib.ru/istorija/rossija_krepostnaja_istorija_narodnogo_rabstva/p6.php

Ну в те же годы в старой доброй Англии простонародные мужи жён на ярмарке продавали, да и в Штатах рабство только ещё плавно переходили в затяжную лет на 100 дискриминацию чёрных... В России давно замечено, дело в чем-то другом, мы не только страна рабов, страна господ, - мы ещё в массе своей, - как там, у Победоносцева: лихой человек с топором. Т. е. Слабо мотивированы на обустройство на земле за счёт кропотливого каждодневного труда, как там у Ленина: русский человек - плохой работник.. Может так проявляется наша серемяжно-православная правда: инстинктивно-духовное екклесиастическое понимание тщеты земных трудов в глазах Божиих...

Так проявляется генетическая память о монгольском нашествии. Типа нафига строить основательно, если узкоглазые все порушат? Сделаем времянку.

Да, это так.Заниматься "науками" было некому. Дворянам и тем более, боярам, было "не вместно", рабам было не до наук, себя бы прокормить да быть бы живу, а русское монашество занималось тем, что пило, жрало, делало то, что рифмуется со словом жрало и в промежутках между этими занятиями молилось богу. Это на богомерзком Западе монахи-бернардинцы в 13 веке смогли изобрести доменную печь и поставить выплавку металла на промышленную основу.Это на богомерзком Западе , основатель книгопечатания Гутенберг мог свободно заниматься своим ремеслом, тогда как нашего отечественного первопечатника Федорова затравили попы, науськиваемая ими чернь сожгла его типографию и дом, а сам Федоров бежал вместе с семьей в Литву. Вот и все "догоняющее развитие".....

ну да легко всех под одну гребенку а если к вам ее применить что вы то совершили атеист кроме срачега в компе

Хотелось бы, чтобы Запад ползал на карачках перед Россией, лизал перст земный и просил прощение за всё.
К сожаления, пока получается почти наоборот.

Кто виноват? Запад же и виноват.
Что делать? Запастись надеждой, что настанет время когда Запад будет кусать локти и взывать: "ну почему мы не ценили Россию?"
Но будет уже поздно.
Вот такого типа надежда пусть греет душу всякого россиянина и делается смыслом жизни, ради которого можно и поголодать, и побомжевать, ибо это и есть русская духовность, непонятная и непостижимая разумом. Что за такую духовность обещаны райкие блага (но только за гробом), гарантом выступает Кирилл и его РПЦ МП.

Домашнее задание: интервью с самим собой

(Anonymous)
///Об этом "Парламентской газете" рассказал советник председателя Государственной Думы, доктором политических наук Александр Щипков.///

Это тип "интервью", который сам себе сочиняет "интервьюируемый", поэтому вопросы задаёт газета, подъезд, лифт, стул, стена, окно... Философ -мыслитель отвечает на животрепещущие вопросы объективно существующего мира.
Мучительно сопереживает несправедливость, чего то догоняет и опережает.
Вот стул и прямо в лоб:
- Кто виноват! Сидим и отстаём?
Кострюля следом:
- Переворот?
И мудрый шкаф:
- А прогресс?
Александр Владимирович, может просто полтергейст в вашем захламлённом мозгу случился?

  • 1