Previous Entry Поделиться Next Entry
Четверговая соль освящена в Никольском соборе...
СУПчика хочится
kalakazo
Очень странные (языческие) богослужебные обычаи
вывез митрополит Варсонофий из Мордовии.
Я не припоминаю, чтобы при митрополитах Никодиме,
Антонии, Алексии, Иоанне
в питерских соборах архиерейским чином
в Великий Четверток
совершался бы "чин освящения соли"?!
До таких язычных затей
во главе с митрополит-язычником
просвещенный православный Петербург
еще никогда так не деградировал...


«В четверг Страстной седмицы, 5 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в Николо-Богоявленском морском соборе.

Был совершен чин освящения соли. Затем митрополит обратился к верующим с проповедью.

В этот день соль освящается в воспоминание евангельского образа верующего человека: "Вы - соль земли" (Мф. 5:17). Чин связан и с воспоминанием Тайной вечери, когда Спаситель сказал, что Его предаст тот, кто опустит руку в солило (солонку) вместе с Ним. Когда Он потянулся за солью, туда опустил руку и Иуда. В народном сознании предательской рукой он осквернил соль. Она освящается в знак неучастия в этом грехе».

<lj-cut>
отсюда


Протоиерей Сергий Гусельников: "Четверговой соль называется по причине того, что по давней народной, но не церковной традиции в Великий Четверг Страстной Седмицы, называемый еще Чистым Четвергом, ее готовят особым образом (прожаривают до черного цвета), освящают и хранят до Светлой седмицы, а затем используют как целительное средство для людей и животных.

К сожалению, в народном сознании до сих пор живут языческие корни, и даже будучи христианами, люди иногда относятся к святым или освященным предметам как к магическим, обладающим какой-то сверхъестественной мистической силой. Хотя сила у них одна — Божественная благодать, которая помогает человеку в первую очередь укрепиться в вере и очиститься от греховной скверны. Поэтому сведения о той же четверговой соли часто можно встретить и на оккультных сайтах, рекламирующих ее в качестве магического средства для излечения от болезней, защиты от сглаза и порчи и т.п. Конечно, Православие ни в коем случае не может принять такое понимание свойств четверговой соли".
отсюда


"Как Церковь относится к четверговой соли?

Изготовление четверговой соли не относится к церковным обрядам. Напротив, изготовление соли в Чистый четверг и вера в ее целительные свойства — одна из языческих традиций.

В народном сознании соль издавна считалась оберегом. Ее использовали самостоятельно и в сочетании с хлебом".
отсюда


"Может возникнуть вопрос: не относится ли «четверговая соль» к числу действительно церковных традиций, только забытых за годы советской власти?

На этот вопрос мы вынуждены ответить отрицательно. Дело в том, что убеждение в чудесной силе «четверговой соли» — одно из множества возникших в древности языческих суеверий.

В народных представлениях славян соль — символ, используемый главным образом в качестве оберега. Соль, по народным представлениям, способна защитить от враждебных сил и влияний. Особой силой наделялась приготовлявшаяся в Великий четверг «четверговая соль». Это не случайно: к Великому четвергу в народном быту было привязано совершение множества разнообразных ритуалов, призванных обеспечить благополучие в семье и хозяйстве на весь предстоящий год. У восточных славян Страстной четверг почти повсеместно назывался Чистым. Очистительные обряды Чистого четверга касались не только самого человека, но и его ближайшего окружения, прежде всего дома и утвари. На рассвете в этот день или в канун его хозяйки мыли и скребли полы, стены, потолки, столы и лавки, чистили лампады у икон, парили молочную посуду, перетряхивали солому с постелей и т.д..

Кроме этого, в народе было распространено суеверное почитание «страстной» или «четверговой» свечи, хлеба, соли, приписывали им целебную силу.

«Четверговую» соль хранили в течение всего года. Ее использовали от «сглаза» и как универсальное средство при лечении самых разных болезней (как у людей, так и у домашних животных). Крестьяне принимали ее внутрь, растирались ее раствором, а заболевшему скоту давали посоленный ею хлеб или разводили щепотку в поилке. В качестве оберега «четверговую» соль зашивали в ладанку и носили на груди.

Надо ли говорить, что перечисленные выше народные обычаи с точки зрения христианского вероучения являются суеверием, нередко кощунственным? Сохранявшиеся языческие поверья во многих случаях не меняли свою сущность, хотя и связывались в сознании народа с церковными праздниками, событиями и лицами Священной истории. Так и приготовление «четверговой соли» не имеет ничего общего с настоящими традициями Православия.

Скажем теперь о собственно церковной практике. В Требнике существует молитва на освящение соли — «Молитва над солию». Молитва над солию является одной из древнейших… В духовном смысле соль означает спасительное учение Христово и святую жизнь проповедников Его (Мф. 5:13). Новозаветная Церковь использует соль для хлеба, приносимого в жертву бескровную и благословляемого на всенощных бдениях. Церковь благословляет соль и как важнейший продукт питания. Но в богослужебных книгах нет указаний на необходимость освящения соли в какой-то определенный день года. В «Настольной книге для священнослужителей» С. В. Булгакова мы также не найдем предписания об освящении соли ни в Великий четверг, ни на Пасху.

Итак, народное верование в целительную силу «четверговой соли» восходит к дохристианским мифологическим представлениям и никак не связано с церковной «молитвой над солию». Но пережитки язычества бытовали в народной среде. Духовенство тоже не могло не испытывать воздействия народа (тем более что по уровню богословского образования оно зачастую от него почти не отличалось). В истории Церкви известны случаи, когда духовенство воспринимало языческие убеждения прихожан...

В отношении «четверговой соли» такие попытки уже случались. В XVI веке всюду, не только в простом народе, но и в высших классах и в княжеской семье господствовали многочисленные суеверия. Об этом свидетельствует состоявшийся в царствование Ивана Грозного Стоглавый Собор (1551 г.): «В Великия четверток порану солому палят и кличют мертвых; некоторыи же невегласи [невежды] попы в Великий четверг соль под престол кладут и до седмаго четверга по Велице дни [Пасхе] там держат и ту соль дают на врачевание людем и скотом».

В те времена народная медицина вся состояла из заговоров и кудеснических средств. Народные и частные бедствия, неудачи, семейные разлады и прочее постоянно приписывались ведовству, и средством к устранению их было ведовство. Дух кудесничества проникал в само христианство народа. Заговоры получали христианскую форму, заменив в своих воззваниях имена мифических сил именами святых; с другой стороны, некоторые христианские молитвы превращались в заговоры через сообщение им в народном сознании кудеснической силы, списки их носили на шее, хранили в домах как талисманы, употребляли в колдовстве. Кудесничество пользовалось для своих целей даже священными предметами, например, просвирни наговаривали над просфорами,.. священники… клали на 6 недель в церкви на престол детский послед. Ходили по рукам разные гадальные тетради — Рафли, Аристотелевы врата, Шестокрыл. С XVI века с запада перешли к нам астрологические суеверия и гадания, помещавшиеся в Остронумеях, Зодеях, Альманахах…

И все же Стоглавый Собор (1551г.) в этих условиях проявил достаточно христианской мудрости, чтобы отвергнуть целый ряд попыток проникновения суеверий в церковную среду, и в их числе – указанный своеобразный способ получения церковной «санкции» на «четверговую соль». Постановление Собора по этому поводу гласило:

«Заповедати в Великий бы четверток порану соломы не палили и мертвых не кликали, и соли бы попы под престол в Великий четверг не клали и до седмаго бы четверга по Велице дни не держали, понеже такова прелесть еллинская и хула еретическая. И который поп таковая сотворит, и тому быти по священным правилом во отлучении и в конечном извержении»".
отсюда

Хучь и ругаюсь я на злобнаго Ромея, однако кое в чем он прав, а именно, - забыли русские некоторые исконно древния православныя традиции, а мнят себя умными, наглотавшися западной учоности и клеймя всё непонятное "язычеством" и "суеверием". Тогда как древния народы сохранили важное бережно и мудро. Как вот армяне и греки-понтийцы, которые на праздничные дни приносили жертву в виде барашка, но для отделения от язычников освящали животное посредством особой соли, которую вкладывали в рот животного и которой солили мясо. И доныне так делают сии древния и мудрыя народы, приходя в храмы и прося освятить соль, а их встречают умныя/глупыя юныя попишки призывного возраста и клеймят язычеством. Поп тупой, прочти молитву в требнике, где просится "Сам благослови и соль
сию и приложи ю в жертву радования". В жертву, усёк Васёк?

В нашей жизни христианин должен молитвой освящать все ,пищу,машину,колодец,тоесть все с чем он соприкасается в бытовой жизни и в этом ничего плохого и предсудительного нет.И ХВАТИТ поливать Церковь грязью ,с наступающей вас всех Пасхой.

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Наш два года тоже освящал. Вчерась вроде обошлось без сего действа

Погибнете теперь в вечности

Православие всё пронизано язычеством. Увы.

Ну да, крашенные доски - иконы, бусы - чётки, капища - храмы ..

Это ещё что, вон Владимир привёз из Византии языческие обычаи - пить кровь бога и есть его тело, Варсонофий лишь продолжает традиции привоза, помогай ему господь!

Владимир языческих обычаев из Византии не привозил, читать надо, лопух)

Молодец Варсонофий, ещё вчера жопу рясой вытирал, а сегодня страпонит святой град Петров .. с солью!
Как говорится - всё могу со укрепляющем меня Иисусом

Зато такой Варсонофий очень выгоден Кириллу, не подсидит.

В требнике есть молитва на освящение соли в Великий четверг. Традиция эта церковная, а не языческая. Другое дело, что не все совершают освящение соли в этот день. Отец Богдан Сойко все время освящал, также и о. Павел Красноцветов. В Петербурге имеет широкое распространение эта традиция, как нигде больше.

Пресвятая соль мелкого помола, моли Бога о нас!

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
Я думаю , что можно и освящать и. не освящать .Кому как сердце подсказывает ,греха нет ни в том ,ни в другом случае . Грех в нашем осуждении , насмешке , нелюбви .

А плоды освящать на Преображение тоже язычество? Или, мед, например, орехи и тд.

Вранье про Петербург, не было здесь отродясь такой традиции.
Появилась буквально в последние годы у предприимчивого Пётра Мухина.

А в чем предприимчивость? А воду освящать, вербы тоже предприимчивость?

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
А Иуда ведь и к деньгам прикасался своими руками мерзкопредательскими...

Извиняюся я...кхым. А что за спор вокруг соли, хулители? Ну жритя все без соли, и сатана вам в помощь. А мы посолить любим, дак чтоб посмачнее. Отт народ, огурцов с капустой не солят и нам не дают. Одним словом, жидовья.

А вы когда в следующий раз выступать будете? Я обязательно билетик возьму.

(no subject) (Anonymous) Expand
Да какая разница!!!
Команда гундяева будет делать ВСЁ, что б только бабки капали.
Гундяев их бог, за ним стоит великая золотая богиня Бабка, с которой, если правильно молиться сыпяться, текут или капают бабки.
Правильнее, богинь Бабк. Они жа все гомосеки.
От всего женского их начинает колбасить.
Богинь Бабк и Гундяй - пророк его.
Божок помельче, но тоже очень деньгомогщественный.

afanasii 1

(Anonymous)
А ЭТОT ТИХИЙ <<ПРОТЕСТАНТ>>

"ДУХОВНОЙ мУДРОСТИ СУНДУК"

В РЕЧАХ ЕВАНГЕЛЬСКИХ „тАЛАНТ“

У ПРОСТОПОПА ВЕРНЫЙ ДРУГ .

капслок настрой, Афонька. И не дури. Откуда знать твоей башке ,кто с кем якшается.

+++Стоглавый Собор (1551г.) в этих условиях проявил достаточно христианской мудрости, чтобы отвергнуть целый ряд попыток проникновения суеверий в церковную среду, и в их числе – указанный своеобразный способ получения церковной «санкции» на «четверговую соль». Постановление Собора по этому поводу гласило: «Заповедати в Великий бы четверток порану соломы не палили и мертвых не кликали, и соли бы попы под престол в Великий четверг не клали и до седмаго бы четверга по Велице дни не держали, понеже такова прелесть еллинская и хула еретическая. И который поп таковая сотворит, и тому быти по священным правилом во отлучении и в конечном извержении».+++

?

Log in

No account? Create an account