?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Отметить Next Entry
Четверговая соль освящена в Никольском соборе...
СУПчика хочится
kalakazo
Очень странные (языческие) богослужебные обычаи
вывез митрополит Варсонофий из Мордовии.
Я не припоминаю, чтобы при митрополитах Никодиме,
Антонии, Алексии, Иоанне
в питерских соборах архиерейским чином
в Великий Четверток
совершался бы "чин освящения соли"?!
До таких язычных затей
во главе с митрополит-язычником
просвещенный православный Петербург
еще никогда так не деградировал...


«В четверг Страстной седмицы, 5 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в Николо-Богоявленском морском соборе.

Был совершен чин освящения соли. Затем митрополит обратился к верующим с проповедью.

В этот день соль освящается в воспоминание евангельского образа верующего человека: "Вы - соль земли" (Мф. 5:17). Чин связан и с воспоминанием Тайной вечери, когда Спаситель сказал, что Его предаст тот, кто опустит руку в солило (солонку) вместе с Ним. Когда Он потянулся за солью, туда опустил руку и Иуда. В народном сознании предательской рукой он осквернил соль. Она освящается в знак неучастия в этом грехе».

<lj-cut>
отсюда


Протоиерей Сергий Гусельников: "Четверговой соль называется по причине того, что по давней народной, но не церковной традиции в Великий Четверг Страстной Седмицы, называемый еще Чистым Четвергом, ее готовят особым образом (прожаривают до черного цвета), освящают и хранят до Светлой седмицы, а затем используют как целительное средство для людей и животных.

К сожалению, в народном сознании до сих пор живут языческие корни, и даже будучи христианами, люди иногда относятся к святым или освященным предметам как к магическим, обладающим какой-то сверхъестественной мистической силой. Хотя сила у них одна — Божественная благодать, которая помогает человеку в первую очередь укрепиться в вере и очиститься от греховной скверны. Поэтому сведения о той же четверговой соли часто можно встретить и на оккультных сайтах, рекламирующих ее в качестве магического средства для излечения от болезней, защиты от сглаза и порчи и т.п. Конечно, Православие ни в коем случае не может принять такое понимание свойств четверговой соли".
отсюда


"Как Церковь относится к четверговой соли?

Изготовление четверговой соли не относится к церковным обрядам. Напротив, изготовление соли в Чистый четверг и вера в ее целительные свойства — одна из языческих традиций.

В народном сознании соль издавна считалась оберегом. Ее использовали самостоятельно и в сочетании с хлебом".
отсюда


"Может возникнуть вопрос: не относится ли «четверговая соль» к числу действительно церковных традиций, только забытых за годы советской власти?

На этот вопрос мы вынуждены ответить отрицательно. Дело в том, что убеждение в чудесной силе «четверговой соли» — одно из множества возникших в древности языческих суеверий.

В народных представлениях славян соль — символ, используемый главным образом в качестве оберега. Соль, по народным представлениям, способна защитить от враждебных сил и влияний. Особой силой наделялась приготовлявшаяся в Великий четверг «четверговая соль». Это не случайно: к Великому четвергу в народном быту было привязано совершение множества разнообразных ритуалов, призванных обеспечить благополучие в семье и хозяйстве на весь предстоящий год. У восточных славян Страстной четверг почти повсеместно назывался Чистым. Очистительные обряды Чистого четверга касались не только самого человека, но и его ближайшего окружения, прежде всего дома и утвари. На рассвете в этот день или в канун его хозяйки мыли и скребли полы, стены, потолки, столы и лавки, чистили лампады у икон, парили молочную посуду, перетряхивали солому с постелей и т.д..

Кроме этого, в народе было распространено суеверное почитание «страстной» или «четверговой» свечи, хлеба, соли, приписывали им целебную силу.

«Четверговую» соль хранили в течение всего года. Ее использовали от «сглаза» и как универсальное средство при лечении самых разных болезней (как у людей, так и у домашних животных). Крестьяне принимали ее внутрь, растирались ее раствором, а заболевшему скоту давали посоленный ею хлеб или разводили щепотку в поилке. В качестве оберега «четверговую» соль зашивали в ладанку и носили на груди.

Надо ли говорить, что перечисленные выше народные обычаи с точки зрения христианского вероучения являются суеверием, нередко кощунственным? Сохранявшиеся языческие поверья во многих случаях не меняли свою сущность, хотя и связывались в сознании народа с церковными праздниками, событиями и лицами Священной истории. Так и приготовление «четверговой соли» не имеет ничего общего с настоящими традициями Православия.

Скажем теперь о собственно церковной практике. В Требнике существует молитва на освящение соли — «Молитва над солию». Молитва над солию является одной из древнейших… В духовном смысле соль означает спасительное учение Христово и святую жизнь проповедников Его (Мф. 5:13). Новозаветная Церковь использует соль для хлеба, приносимого в жертву бескровную и благословляемого на всенощных бдениях. Церковь благословляет соль и как важнейший продукт питания. Но в богослужебных книгах нет указаний на необходимость освящения соли в какой-то определенный день года. В «Настольной книге для священнослужителей» С. В. Булгакова мы также не найдем предписания об освящении соли ни в Великий четверг, ни на Пасху.

Итак, народное верование в целительную силу «четверговой соли» восходит к дохристианским мифологическим представлениям и никак не связано с церковной «молитвой над солию». Но пережитки язычества бытовали в народной среде. Духовенство тоже не могло не испытывать воздействия народа (тем более что по уровню богословского образования оно зачастую от него почти не отличалось). В истории Церкви известны случаи, когда духовенство воспринимало языческие убеждения прихожан...

В отношении «четверговой соли» такие попытки уже случались. В XVI веке всюду, не только в простом народе, но и в высших классах и в княжеской семье господствовали многочисленные суеверия. Об этом свидетельствует состоявшийся в царствование Ивана Грозного Стоглавый Собор (1551 г.): «В Великия четверток порану солому палят и кличют мертвых; некоторыи же невегласи [невежды] попы в Великий четверг соль под престол кладут и до седмаго четверга по Велице дни [Пасхе] там держат и ту соль дают на врачевание людем и скотом».

В те времена народная медицина вся состояла из заговоров и кудеснических средств. Народные и частные бедствия, неудачи, семейные разлады и прочее постоянно приписывались ведовству, и средством к устранению их было ведовство. Дух кудесничества проникал в само христианство народа. Заговоры получали христианскую форму, заменив в своих воззваниях имена мифических сил именами святых; с другой стороны, некоторые христианские молитвы превращались в заговоры через сообщение им в народном сознании кудеснической силы, списки их носили на шее, хранили в домах как талисманы, употребляли в колдовстве. Кудесничество пользовалось для своих целей даже священными предметами, например, просвирни наговаривали над просфорами,.. священники… клали на 6 недель в церкви на престол детский послед. Ходили по рукам разные гадальные тетради — Рафли, Аристотелевы врата, Шестокрыл. С XVI века с запада перешли к нам астрологические суеверия и гадания, помещавшиеся в Остронумеях, Зодеях, Альманахах…

И все же Стоглавый Собор (1551г.) в этих условиях проявил достаточно христианской мудрости, чтобы отвергнуть целый ряд попыток проникновения суеверий в церковную среду, и в их числе – указанный своеобразный способ получения церковной «санкции» на «четверговую соль». Постановление Собора по этому поводу гласило:

«Заповедати в Великий бы четверток порану соломы не палили и мертвых не кликали, и соли бы попы под престол в Великий четверг не клали и до седмаго бы четверга по Велице дни не держали, понеже такова прелесть еллинская и хула еретическая. И который поп таковая сотворит, и тому быти по священным правилом во отлучении и в конечном извержении»".
отсюда


  • 1
А Вам кажется, что апостол Павел говорит лишь от себя, не именем Христа? Что он заблуждался, утверждая " уже
не я живу, но живет во мне
Христос."? Гал 2:18 А Вы в самом деле христианин?

Мне кажется, что апостолы разные и не всегда они есть продолжение Христа в полной мере. Тут уже начинает работать человеческое нечто.

Вот пример: Апостолы спорят? Суд.
Суд, любовь к миру,

Ну просто голова идёт кругом. Где истина? Кто кого судит и за что и как? Совершенно противоположные утверждения видим. Может вообще ничего не видим?

Вот написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.» [Рим.11:8]

Иаков: Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. (Иак. 2:2526) Павел: Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными. [Евр.11:31]

Иаков: «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?» [Иак.2:24]
Павел: «Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.» [Рим.3:28]

Христос: "Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь." [Ин.5:24]
Христос: "И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы." [Ин.9:39]
Христос" "И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир." [Ин.12:47]
Христос: «ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге.

А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.
А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.
Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.» (Мф. 13: 19-23)

: "Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий. Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых." (Лк. 22:27 - 30)
Христос. "Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну" (Ин. 5, 22).
Христос. «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; (Ин.3:17-19)



Павел: "Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое” (2Кор. 5:10).
Павел: «А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.» [Рим.14:10]

Иаков: «Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?» [Иак.2:20,21]
Павел: "Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом " (Рим. 4:2)

Павел.: "Разве не знаете, что святые будут судить мир?" (1 Кор. 6:2)
Так кто же будет судить мир, Отец, Сын или святые? Из представленного получается, что Отец никого и не судит, но весь суд отдал Сыну, но и Сын никого не судит, но весь суд отдал святым. А святые это кто, и каким судом судить будут?

Павел: "Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости" (Тит.3:5).
Павел: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар; не от дел, чтобы никто не хвалился.» (Еф.2:8-9)

Бог жить может только в людях. В ином случае Его существование не имеет смысла.
Мир духовный есть противоположность миру плотскому.

Суд Божий противоположен суду мирскому. Его суть в искании оправдания нас и спасения.
Христос.: «не прииму от дому твоего телцов, ниже от стад твоих козлов. Яко Мои суть вси зверие дубравнии, скоти в горах и волове. Познах вся птицы небесные, и красота сельная со Мною есть. Аще взалчу, не реку тебе: Моя бо есть вселенная и исполнение ея.» (Псал. 49, 9-12)

И кстати. Апостолы явно повторяют позиции двух сестёр, Марфы и Марии. И вот что им говорит Христос: "Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё". (Лк. 10:41,42)

Видите ли, часто слова в Новом завете это просто риторика, не предполагающая буквального и строгого прочтения. Например, вырви глаз, подставь щеку. Никто этого не собирается исполнять.

Видите ли
Как интересно! Ему про Фому, а он про Ерёму. Обычно такая позиция у американцев.

  • 1