?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Очередной скандал в СПбДА...
СУПчика хочится
kalakazo
Анатолий Степанов:


"Очередной скандал в Санкт-Петербургской духовной академии …

Практически лишен часов преподавания в Санкт-Петербургской Духовной Академии (СПбДА) известный церковный ученый, знаменитый путешественник, профессор СПбДА архимандрит Августин (Никитин), сообщил редакции «Русской народной линии» источник в Духовной Академии.

Со слов нашего информатора, еще в конце марта сего года «серый кардинал» Академии протоиерей Георгий Митрофанов, являющийся заведующим кафедрой церковной истории в СПбДА, вызвал архимандрита Августина и заявил ему примерно следующее: «Отец Августин, Вам уже исполнилось семьдесят лет, перспектив с защитой докторской диссертации у Вас никаких. Поэтому пусть ваши курсы по истории Поместных Церквей читает мой сын, доктор исторических наук Андрей Юрьевич Митрофанов».

Архимандрит Августин, якобы, пытался возражать, указав, что он автор 20 монографий и 800 статей по теме своих курсов. А у сына протоиерея Георгия трудов в этой области не имеется. Однако отец Георгий был непреклонен в своей решимости избавиться от маститого лектора и парировал в ответ, что надо было «корочками обзавестись, а не книжки писать».

В результате отца Августина (Никитина) перевели на богословскую кафедру, которой заведует иеромонах Димитрий (Лушников), где ему оставили смехотворные два часа лекций, тогда как раньше у него было десять часов. Между прочим, такая тактика постепенного увольнения характерна для «стиля руководства» протоиерея Георгия Митрофанова. В своё время таким образом был уволен из СПбДА известный в Санкт-Петербурге ученый-востоковед, ныне ректор формирующейся Санкт-Петербургской Восточной Академии, профессор Андрей Леонидович Вассоевич: сначала у него отобрали основные курсы, оставив те же два часа по еврейской палеографии, а потом и вовсе уволили из Академии.

Кстати, официальное объяснение протоиереем Георгием Митрофановым мотивов увольнения архимандрита Августина заботой об укреплении Академии кадрами докторов наук в свете грядущей аккредитации церковного вуза не выглядит убедительным. Известно, что именно благодаря отцу Георгию в разное время из СПбДА были уволены идеологически не совпадавшие с отцом протоиереем (известным «церковным власовцем»), несколько докторов наук и докторантов, в частности, доктор исторических наук С.Ю. Чимаров, доктор психологических наук В.Е. Семенов, уже упомянутый доктор философских наук А.Л. Вассоевич, а также докторанты церковной аспирантуры иеромонахи Кирилл и Мефодий (Зинковские).

После смены руководства Академии, в результате чего протоиерей Георгий Митрофанов и стал, по сути, «серым кардиналом» СПбДА, жертвами его «кадровой революции» стали не только светские ученые-профессора. Были лишены преподавательских часов многие старые профессора в сане, в частности, протоиерей Иоанн Белевцев, протоиерей Владимир Сорокин, протоиерей Александр Кудряшов, протоиерей Иоанн Малинин и другие.

Пикантность полуувольнению архимандрита Августина (Никитина) придает, несомненно, тот факт, что протоиерей Георгий Митрофанов забрал часы у заслуженного профессора для своего сына А.Ю. Митрофанова, который лишился места в Санкт-Петербургском государственном университете после того, как на несколько лет уехал за границу на заработки, а теперь вот вернулся и нуждается в трудоустройстве.

Причем, как отмечают специалисты, замена архимандрита Августина на А.Ю. Митрофанова является неравноценной. Отец Августин - церковный ученый с мировым именем в области истории Поместных Церквей, автор большого числа книг и статей по тематике своего курса, а его сменщик является специалистом в области канонического права. К тому же известно, что в свое время докторская диссертация А.Ю. Митрофанова была защищена со скандалом из-за нареканий специалистов (см об этом здесь и здесь).

Есть у этой истории и очевидное нравственное измерение. В результате лишения часов преподавания архимандрит Августин остается фактически без средств к существованию. На это, насколько нам известно, обращали внимание протоиерея Георгия Митрофанова. В ответ он предложил 70-летнему старику идти служить на приход рядовым священником, разумеется.

И последнее. Как предполагают эксперты, с которыми эту проблему обсуждала редакция, одним из мотивов репрессий в отношении архимандрита Августина (Никитина) (а иначе как репрессиями полуувольнение о. Августина назвать трудно) могла послужить его антивласовская позиция. Отец архимандрит неоднократно резко негативно высказывался о Власове и власовцах. А как мы знаем, для протоиерея Георгия Митрофанова, известного борца с «победобесием», критика Власова является почти преступлением.

Во всей этой истории у независимых наблюдателей возникает закономерный вопрос: а какую роль во всей этой неприглядной истории играет формальный глава Санкт-Петербургской Духовной Академии архиепископ Амвросий? Ведь по закону именно он возглавляет церковное учебное заведение и отвечает за кадровую политику. Или не он?

Редакция «Русской народной линии»".

отсюда


P.S. Был бы очень признателен моим дорогим читателям
за электронную версию воспоминаний
достопочтенного архимандрита Августина Никитина.


  • 1
Смешно немного читать про Вассоевича. У меня с ним были очень хорошие отношения, но, справедливости ради, надо признать что он человек не вполне психически здоровый, хотя и добрый по своему.
Его учитель, настоящий учёный Ю. Я. Перепёлкин, известный египтолог, судя по всему незадолго перед смертью немного повредился рассудком, и ему стали наяву являться египетские боги, которых он всю жизнь изучал. Так вот, Вассоевич, будучи его верным молодым учеником, внимательно записывал рассказы Перепелкина об этих явлениях и на основании этих записей защитил свою докторскую диссертацию, посвящённую «Психофизиологическим открытиям Ю. Я. Перепелкина». Он потом издал эту диссертацию в виде качественно оформленной монографии и нам презентовал ее на лекциях в Академии. Из этого можно уже сделать вывод, что было у Вассоевича в голове. Я помню как троллил его на лекциях, спрашивая как именно он совмещает свою веру в реальность египетских богов с православием. Он смешно смущался и уходил от ответа.
Его лекции по истории Древного Востока в СпбДА заключались в том, что сначала мы заучивали наизусть отрывок из Эпоса о Гильгамеше, на аккадском. Это заняло месяц или около того. Потом мы заучивали список имён шумерских и аккадских царей, потом список имён ассирийских царей. Потом... год закончился. Причём реально все эти бесконечные имена заучивал у нас только один студент, остальные просто вешали шпаргалку прямо на кафедру, где стоял Вассоевич, и читали по ней, когда нужно было отвечать. Он был совершенно наивен, как дитя.
Ещё он преподавал у нас древне-еврейский. Мы начали с алфавита. К каждой букве мы записывали ее каббалистическое толкование на еврейском и должны были заучить его наизусть. Дело продвигалось туго и к концу года мы дошли только до середины алфавита. Естественно почти никто из нас не учил эту чушь, а отвечая, читали по шпаргалке. Потом, спустя много лет, я встретил Вассоевича на стрелке Васильевского острова, перед зданием Биржи и он рассказал мне, за что его уволили. Оказывается, следующие за нами курсы, смекнув, что Вассоевич совершенно наивен, стали писать шпаргалки даже не так как мы, а прямо на стенах. И какая-то комиссия из Москвы, приехав посмотреть, как тут идут дела в Питере, с ужасом обнаружила, что некоторые аудитории буквально исписаны сверху донизу каббалистическими текстами. После этого Вассоевича вызвали к ректору и попросили уйти. Он сокрушался, что так все получилось, но не был ни на кого обижен.
Каким образом он, такой классический образец псевдо-науки, вообще попал в Академию и держался там так долго, вот это не вполне понятно.

  • 1