Previous Entry Поделиться Next Entry
Откуда взялись в России "мирология" и экуменизм?
СУПчика хочится
kalakazo
Протопоп Всеволод Чаплин:


«Откуда взялись в России "мирология" и экуменизм

Из той же книжки - об истоках официального богословия 60-х - 90-х годов:

После кончины, обычно насильственной, почти всех преподавателей и большинства выпускников старой богословской школы к руководству церковными учреждениями приходили талантливые самородки, обычно не имевшие собственной интеллектуальной позиции. Таким, например, был знаменитый митрополит Никодим (Ротов), в 60-е и 70-е годы возглавлявший ОВЦС. Человек мощного ума и недюжинной энергии, он с энтузиазмом взялся за новое дело — восстановление контактов Русской Церкви с зарубежным миром.

Впрочем, для полноценной работы на Западе нужно было выступать с интеллектуально состоятельными речами, представлять позицию по огромному кругу вопросов. Причем ожидалось, что тамошней публике — эмигрантской, западной или восточной, православной или католической, протестантской, иудейской или неверующей — российский представитель понравится. Именно это оценивалось церковными и светскими властями как один из главных показателей успеха в работе. И именно ради того, чтобы быть «принятыми» в кругах, жестко контролируемых западными элитами, было де-факто решено выработать приемлемую для них — но одновременно и для хрущевско-брежневских советских властей — богословскую позицию. А также забыть опыт 1948 года, когда — при Сталине — в Москве было собрано совещание Православных Церквей мира, которое фактически выдвинуло претензию на создание именно в России нового центра христианского мира. Без оглядки на Ватикан или кого-либо еще. При Хрущеве с параллельными центрами решили дружить — а в реальности стали заискивать перед ними, подстраивая под них русскую богословскую мысль.

Понятно, что иерархам-самородкам требовались знающие и более опытные советники. Таковыми, как часто бывает в России, оказались люди с либеральными убеждениями — а иногда с опытом жизни вне СССР. Тексты митрополита Никодима и многие озвученные им идеи формулировали эмигрантский политик, репатриант Александр Казем-бек (впрочем, этот человек в некоторых вопросах критиковал западный либерализм), а также проведший юность и получивший образование в «буржуазной» Польше протопресвитер Виталий Боровой. Несколько особняком стояли два других спичрайтера — Алексей Буевский и Николай Заболотский, сторонники сближения христианства с коммунистической идеей. Первого из них я хорошо знал — он был, конечно, верующим человеком, но пафос «миротворчества» и «гуманизма» в советском варианте почти полностью изжил в нем традиционные для Православия общественные взгляды. Второй скорее был тайным западником — и на старости лет переехал в Швейцарию.

От этих людей и митрополит Никодим, и два его преемника на посту главы ОВЦС — митрополиты Ювеналий (Поярков) и Филарет (Вахромеев) — интеллектуально зависели довольно сильно. Существовало и прямое влияние западных философов и теологов, в том числе принадлежавших к русской эмиграции. Встречаясь с этими людьми, наши иерархи подчас некритически воспринимали ими сказанное. Митрополит Никодим и вовсе был очарован Ватиканом — на фоне подсоветской ослабленности Русского Православия эта структура, с ее великолепными храмами, известными профессорами и епископами, университетами, издательствами, прессой, — казалась непререкаемым образцом для подражания.

В итоге лидирующая группа иерархов, богословов, составителей официальных церковных документов «проглотила» наживку в виде идей, весьма далеких от главного направления православной мысли XIX и предшествующих веков. Стало обычным делом говорить о том, что к Богу могут вести разные религии. Ради призывов к «миру» было подзабыто учение о том, что христианская вера может утверждаться силой государства, а защита ее с оружием в руках — как и защита Отечества, народа, ближних, — является священным долгом ученика Христова (о защите Родины, правда, много говорили в связи с опытом Великой Отечественной войны). Общепринятой тенденцией стал «экуменизм» — стремление сблизить разные, условно говоря, «христианские» сообщества, причем без явного и четкого заявления о том, что истина содержится только в Православии, а объединение может быть только на этой основе (настоящий православный человек иначе говорить и думать не может)».

отсюда


Отец Всеволод лукавит: риторика аввы Никодима и его спичрайтеров
определялась Идеологическим отделом ЦК КПСС.

Дедулькины "пять копеек" из скриптов 2011 года::


"Верёвка в стане повешанного...

Говорить нынче о идеоложных приспособах к царству Ирода,
каковые птенцы аввы Никодимуса
бойко озвучивали на всех международных конгрессах
на протяжении доброй четверти века,
также не "comme il faut",
как и молвить в стане повешенного о верёвке.
"В Питере в конце 60-х – начале 70-х,
цвёл безбашенный экуменизм:
дружба и братание с кем ни попадя,
тогда обретая втихую уже и
коммерческу составляющую,
и, помнится,
рассержанность одного из тогдашних аэромонахов:
"Ты представляешь, наше золото,
ну, это – из какого кольца 586-й-то пробы –
не берут черти!
Скоты!
Оно им видите ли и даром не надо...".
А сами потом финские люторе
мне потом так вот и жаловались:
"Едва только разговориться успели,
как они нам и говорят,
на часы глядючи:
"Вы уж простите,
но нам завтра уже уезжать,
а мы ведь и по магазинам
ещё даже не пробежались...".
Сам Никодимушко двигал
тогда "красное богословие",
и с лёгкой руки его
все норовили ему "понравиться",
и у кого как получалось –
старался сбрендить кандидатскую
про социализм в Евангелии
и коммунизм в первых христианских общинах.
Николя Заболотский запустил тогда же,
ставшую потом расхожей,
цидулю про "анонимных христиан":
дескать, строют себе светло будущее,
а даже и не догадываются,
что они-то и есть
самыя настоящие христиане...
И становилось временами и мне тоскливо
посреди всеобщего страха,
верчения маховика
от иммитации пассионарного активизма,
от подлаживания и подделывания,
от фигушки в кармане
и блаженной уверенности,
что "мы ИХ – мутноглазых-то,
снова успешно перехитрили"..."
http://kalakazo.livejournal.com/104978.html
отсюда


Гуттаперча...

17 ноября, 2011
70-е недаром в скалозубных кругах
прозывались "Пустосвят-эпоха":
эпоха эрзац-кофе, эрзац-мыла, эрзац-веры.
И младые никодимовцы своими заготовками
бойких вопрос-ответок
на скользко-неудобные вопрошания
пафосно-дубовой риторикой
в дни Великой Октябрьской,
своим нарочитым энтузиазмом,
прогрессизмом сомнительно хилиастного толка
тютелька в тютельку
напоминали мне
живчиков в кожанках
из тогдашнего ЦК Комсомолу:
тот же самый воинственный каръеризм,
во всём и вся брутальный конформизм,
та же самая гуттаперча
ради вращивания в грядки
тогдашней геронтократной номенклатуры.
От этого и роднящая их
уникальная способность
к хамелеонной мимикрии,
ежели-то потребно "Нате вам" –
Хлестаковской легкости в мыслях необыкновенной
и Ноздрёвской завиральности.
И при этом – в кулуарных разговорцах –
ещё и довесочек "здорового цинизму":
"Сами понимаете, нас ведь понуждают так свидетельствовать!"
А за эти словесами – хитрый прищур
весьма умного русского мальчика,
криворотная усмешливость
и стреляние в собесёдника глазками:
произвело впечатление,
допёрло али всё ещё нет?
К никодимовцам , несмотря на то
что главы этих двадцатилеток
украшали уже митры
с натуральными каменьями в детский кулачище,
а их ненаеденныя ещё "аналои" – златые массивы
в виде креста и с брюликами,
ни в ту пору, ни позже
невозможно было обращение "батюшка":
как и их соработники по идеоложной обслуге
комсомольцы-добровольцы –
это была гильдия искусных функционеров,
начинающих своё восхождение
по охлократной леснице,
Карабас-Барабасных кукловодов..."
https://kalakazo.livejournal.com/852257.html


Матрёшка, батюшка, самовар...

В середине 70-х
у главного идеолога МП РПЦ
профессора Николая Анатольевича Заболотского
наблюдается характерный откат
от самых одиозных перлов красного богословия –
о том, что Боговоплощение полностью реализовалось на Земле
только после Великой Октябрьской революции
и прочая плохо снедаемая ахинея
у афеистких столпов,
вызывавшая бурю благородного негодования:
"Церковники пытаются примазаться
к самому для большевиков святому –
социалистическим идеалам!
А в вместе с тем, в его чётко выраженных
идеоложных лекалах
происходит отказ
от начал православной сотериологии –
там уже нет ни Бога, ни Боговоплощения, ни Христа,
а есть только Ея Высочество Традиция:
Постепенно под влиянием новых норм жизни
происходило формирование нового общественно-христианского сознания,
которое способно синтезировать глубокую православную веру,
преданность традициям с социалистическим образом мышления,
с сознательным и ответственным служением в Церкви, обществе и государстве".
(ЖМП, 1977, 11)
Вычеркните социалистское иль замените его на национальное
и вы получите идеологию
церковного генералитета
девяносто – нулево-двухтысячных,
какая и довела нас до надвигающейся
катастрофы дня сегодняшнего:
Православие – ведь это не более
как форма национальной традиции,
часть национальной культуры,
сопровождающая каждый важный эпизод человеческого бытия
характерным православным ритуалом
и к жизни во Христе никак не обязывающая.
Ну и плюс к сему – высокая христианская мораль,
на коей должны зиждиться
семейные устои, вот вам и вся религия.
Немудрено на единстве этих профанных ценостей
было так скоро объединиться с зарубежниками,
для коих Православие тоже давно уже состоит
из матрёшки, батюшки и самовара...
https://kalakazo.livejournal.com/852502.html


"Металлист...

18 ноября, 2011
В 70-х самым для меня тошнотворным
в публичной риторике никодимовцев
были их плешь-проедающии спекуляции
на советском патриотизме,
на подострастном желании доказать,
что они тоже в доску свои –
абсолютно во всём,
сродные Совдепии
образцовые советские патриоты:
"Бог, Творец и Промыслитель всякого совершенства,
направляющий движение человеческой души и деяния людей ко благу мира...
как мы веруем, благословляет день
шестидесятилетнего юбилея Советского государства
как день, в который верующие должны радоваться и веселиться,
ибо этот день является одним из дней, которые сотворил Господь..."
(ЖМП, 1977, 11)
Хотя понятие советский в годы брежневского застою
уже тогда было синонимом энтропии:
при всеобще пафосном тру-ля-ляйстве –
символом всеобщего бардака и развала
на совдепном Титаниусе.
Жажда интегрировать себя и всё церковное
в матрицу Небытия,
стать шестернёю тикающего механизма,
заведённого на самоизничтожение,
означал, конечно же, добровольный отказ
тогдашних князей Церкви
от собственной трагической истории,
от сонма новомучеников.
Это можно было бы принять
за желание валять Ваньку,
ежели бы двадцать лет спустя, в середине 90-х,
в потухших глазах отцов Звездониев
не отствечивались бы всполохи ностальжи
и, именно, по семидесятым,
как лучшим годам их всеблаженного бытия:
За провалом конкурса поповьей красоты
последовала попытка выявить
героя кутейного труда
по количеству заработанных
кутейным сословием
в поте лица
орденов и медалей.
Сивыя от ветхости пуделя,
из коих уже и песочек сыпался,
полжизни прослужив Богу и людям
по капиталистическим заграницам,
гордо выпятив грудь,
бряцали орденами Красной Звезды и Красного Знамени,
золотыми Звёздами Героя и орденом Тридцати Серебрянников,
а неции отцы Звездонии
ещё и бережно прижимали к груди
истаскавшиися в уголках
партийныя паспортины.
Профессор Николай Заболотский, отец и созидатель в 60-х
знаменитого на весь мир красного богословия,
по совместительству –
референт аввы Никодима
и по хлёстко бурсацкому прозванию – металлист,
и вовсе был обвешан Белыми Орлами и Чёрными Воронами:
ордена дружественных православий
по его пиджачной паре
шли плотными рядами,
наползая друг на дружку
доспехной бронёю
и сообщая правообладателю
вид слетавшего в космос,
узвёздённого даже с боков,
Юрия Гагарина..."
http://kalakazo.livejournal.com/516635.html

  • 1
Эх, дедулька, так ведь экуменизм, братание со всеми, разговоры о социализме и борьба за мир- это и есть та Церковь, в которую мы обращалися и в которой впервые к Чаше шли. Помните ль? А теперя Вы с Чаплиным-фашистом, бывшим экуменистом, эту Церковь дуэтом пинаете. Добро ль? А среди истоков того богословия, коего я много в ЖМП читал, вы забыли о парижской школе и об обновленцах. Последних предали все, усатый их пересажал, а историки прокляли, но их мысль не изучена, а была она не проста.
А "всеобщий страх" я сейчас ощущаю, когда предатель экуменизма зовет к силе, войне и льет братскую кровушку. А Вам не страшно ль?

о да! ностальгия! вспомни, како поклонялси Меню и зачитывал до дыр книжки Шмемана, счастливые времена были твои, а щас только фильмы ужасов на ночь

Лукавите, товарищ поп!

(Anonymous)
Лукавите, товарищ поп! Смысл, например, борьбы за мир был вовсе не в мире, а в том, чтобы в ходе этой борьбы не оставить камня на камня от мира капитала. Смысл экуменизма был в той же борьбе за мир, а также в инфильтрации агентов советов в мир капитала и в вербовке шпионов.

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
Вернуться к простоте апостольских собраний первого века "на дому", - вряд ли возможно, тогда Благовестие было новым учением с самоотверженными безсеребренниками проповедниками, побросавшими и свои дома, и домочадцев.
Ныне нету ни пророков, ни слушателей. Такие времена и раньше бывали в библейской истории человечества, сам Господь гневался, что не к кому посылать провозвестников воли Своей.
Для теплохладных и церковь соответствующая немощная, сама с примером и оправданием немощей человеческих.

Извините.

"...и прилепится к жене своей; и будут одна плоть"

лл

" И увидел ..., что это хорошо"



(Deleted comment)

приходили талантливые самородки

родился и вырос не в то время и не в том месте

как жаль бывает таким талантливым самородкам оказаться на обочине жизни, как автор сего ЖЖ, и оттуда анализировать события, к которым не имел отношения из-за своего малолетства.

Но "добрые люди" рассказали и показали нужные документы, чтобы вырос этот "рупор правды", пострадавший за правду.

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand

Слова не юноши, но старой ГБшной проститутки...

(Anonymous)
"
И именно ради того, чтобы быть «принятыми» в кругах, жестко контролируемых западными элитами
"

И это написано ГБшной проституткой Севой, у которой член на мужиков перестал вставать, в статье про ГБшную проститутку Никодима! Но с каким умным видом! "круги, жестко контролируемые западными элитами". Да если бы Никодим или Сева вякнули что-то против линии партии, их посадили бы на зону, где их день и ночь трахали бы в зад и в рот уголовники и просто все желающие.

Я думаю, ни у кого не вызывает сомнения, что Сева в силу занимаемого им ранее положения - главы ОВЦС - как и Патриарх Кирилл должен являться лубянским сексотом. И не есть та клоунада, которую Сева затевает в последнее время, то его "прозрение" после отлучения от титьки, очередным ГБшным спектаклем?

Re: Слова не юноши, но старой ГБшной проститутки...

конечнго спктакль иначе его в запретили это выпускание пара

Смена парадигмов

(Anonymous)

А чему удивляться-то? Какая страна, такая и церковь. В СССР страной управляли колхозники, естественно, что и высшие церковные кадры они подбирали под себя соответствующие.
Сейчас страной управляют братки из 90-х, опять та же математика. Но вот что характерно, при царе батюшке в церкви порядку не больше было, если судить по мемуарам современников.
И католицкие учебники как раз в 19 в, который хвалит полоумный Чапа как раз таки списывали под копирку и пользовали в наших семинариях. Может в самой системе какая-то проблема?

У меня ко всем христианам простой вопрос, где сейчас Иисус Христос!?

В космосе, по неотложным делам. "Что вы стоите
и смотрите на небо? Сей
Иисус, вознесшийся от вас
на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо". Деян 1:11

(no subject) (Anonymous) Expand
Там, где двое или трое собраны во Имя Его...

https://bible.by/verse/40/18/20/

Сева что то путает в ,,то " время представители были не российские , а СОВЕТские , а готов что ни на есть советский, вспомнить письмо Бориса Талантова.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account