?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Бурса сегодня нежизнеспособна?
СУПчика хочится
kalakazo
Прот. Всеволод Чаплин:

"Куда идет бурсацкая "система"?

Отец Георгий Максимов дал смелую и предельно правильную оценку проблем современных семинарий:



https://www.youtube.com/watch?v=ofblfep_bPM .


Подписываюсь под каждым словом. И добавлю вот что.

1. Бурса сегодня нежизнеспособна. Стремительное падение количества и качества поступающих – самое яркое свидетельство об этом. Готовить священников из вчерашних школьников, особенно современных, инфантильных – безумие. Ничего толкового из этого не получается. Уникальные исключения не в счет. К пастырству надо готовить зрелых людей – минимум с 25-летнего возраста. Но в бурсацкую казарму они не пойдут, рыть канавы и подчиняться всякой мелюзге не будут. Рукополагать же в священники надо по канонической норме – не ранее 30 лет (как человек, рукоположенный в 23 года, особо на этом настаиваю).

2. Спасти духовную школу и вообще подготовку духовенства может переход к преимущественно вечернему (но не заочно-фиктивному) обучению зрелых людей, крепко связанных с приходскими общинами и духовно готовых стать пресвитерами. Казарма для этого не нужна – в отдельных случаях сгодится обычное общежитие. Вечернее обучение надо не убивать, как сейчас, а постепенно делать основной формой. Та же Московская духовная семинария вполне могла бы открыть вечернее отделение в Москве. А опыт Свято-Тихоновского университета показывает, что такое обучение становится наиболее правильным, хотя и нуждается в большем приспособлении именно для нужд подготовки пастырей.

3. Я знаю людей, которые позитивно оценивают опыт быта и субординации в армии. Я даже знал людей, которые позитивно оценивали годы, проведенные в сталинских лагерях. Я не знаю ни одного человека, который – не в официальном контексте, а в доверительной беседе – хорошо говорил бы о бурсацкой «системе» (образовательный процесс – другое дело). Большинство людей желает из нее поскорее вырваться – на приход, на «особое послушание» или куда-то еще. Я не понимаю, зачем искусственно поддерживать эту «систему», заимствованную у латинян и ныне зашедшую у них в тупик. Деградирует она и у нас. А большинство лучших священников – как раз не из числа ее питомцев."
отсюда

P.S. Удивляет "фигура умолчания" у сих глашатаев правды-матки:
оба правдоруба в своих огненных глаголах умолчали
заглавнуб причину недобора в семинарии:
они готовят бесправных попо-холопов,
фактически - крепостных.
Быть православным священником ныне в матушке России -
это каждый Божий день ступать по минному полю.
И церковная Система, с коей сталкивается бурсак в семинарии
изначально пронизана недоверием и неуважением к личности учащегося.
Она по сути своей лицемерна и бесчеловечна,
ничего евангельского и христианского в ней нет.
Система ломает личность,
настоящее образование подменяет
бессмысленным зубрежом и долбежом
и выпрастывает из своего садка рабов,
с фиктивным "образованием".

Из зрительских отзывов на видео от Георгия Максимова:


"Сейчас я вам напишу в чем проблема семинарии. Вы можете соглашаться со мной, а может и нет - дело ваше. Но на мой взгляд, (взгляд бывшего семинариста) проблемы следующие: всей администрации в семинарии АБСОЛЮТНО наплевать на духовное состояние учащихся, начиная от деж.пома и кончая проректорами. Им плевать на все переживания и чувства семинаристов. Им плевать на все те духовные переломы и трудности, которые есть в душе и жизни каждого семинариста. Администрацию волнует только, чтобы семинаристы соблюдали устав семинарии, зазубривали до автоматизма преподаваемый материал и беспрекословно выполняли все "послушания." Если что либо из этого будет нарушено, администрация семинарии сразу же прибегает к радикальным методам наказания, типа того как лишение семинариста дней каникул, внеочередные послушания или унижения на пед.совете...ну или сразу - угроза отчисления или само отчисление. Вместо того, чтобы попытаться найти саму причину духовной проблемы семинариста и помочь справиться с ней, его тупо НАКАЗЫВАЮТ. И в этом никто не может помочь. Даже духовник семинарии, который, как правило, во всем поддерживает решения пед.совета и воспитательского совета. А еще в семинарии в воспитательском совете часто участвуют люди совершенно не понимающие ничего в жизни церкви светские люди - вот от них только и жди справедливого решения. Семинария в наше время - это конвейер современного духовенства.@


@Уважаемый иерей Максим! В утверждении, что в семинарии не должно быть духовной поддержки Вы не правы. Семинария это закрытое учебное заведение, где кроме всего должна быть психологическая поддержка как это есть в любых учебных закрытых учреждениях. А семинария, как один из духовных институтов, просто обязана оказывать духовную поддержку. Из собственного опыта могу сказать, что проблема семинарий в том, что там практически нет преподавателей с педагогическим образованием. Большая часть преподов провинциальных семинарий это вчерашние выпускники других духовных школ, которые понятия не имеют как преподавать, как общаться со студентами и т.д.
После семинарии я пошел учиться в гуманитарный педагогический университет, получил образование преподавателя психологии, некоторое время сам преподавал с духовной семинарии (около 6 лет - ушел по доносу секретаря епархии, который решил выслужиться перед новым архиереем таким низким способом). Сейчас работаю по специальности. Имея опыт семинарской жизни, собственного преподавания и полученных знаний по специальности, могу сказать, что на 80% всех проблем внутренней жизни семинарий это отсутствие нормальных педагогических кадров.
"Нет хуже начальника, чем вчерашний раб" - говорили древние римляне. Когда я видел как вчерашний пацан-выпускник, роптавший на проблемы "системы", по окончании семинарии оставался в этой же самой семинарии преподавателем и начинал точно также морщить студентов, всегда возникал вопрос: зачем нужна такая система, которая кроме системы ничего не рождает? "повелители" получают пример от "повелителей".
Другой пример это преподы священники с высшим светским педагогическим образованием: студенты к ним тянутся. Именно такие священники помогают многим семинаристам двигаться по пути дальнейшего духовного и карьерного роста: дьяконства и священства.
Любовью можно вылепить из этих неокрепших пацанов настоящих пастырей, а нагоняйкой - вырастить "деспотов". Как-то так...@

"Отец Георгий, молодежь берут именно потому, что они не сформировались. Их легче ломать под себя, под систему. 30-летнего мужика попробуй сломай. Это не выгодно начальству. Нужно воспитывать "простите/благословите", а не "я считаю иначе".
Вот вам и рыба с головы."

"Ситуация 1917 года повторяется: революцию творили семинаристы, сейчас вполне может быть то же самое.
Но с другой стороны, я окончил семинарию стационарно в 28 лет (сейчас учусь в академии), и у меня есть мирское образование, но должен сказать, что у администрации отношение к семинаристам далеко не одинаковое. Старших даже больше наказывают за малейшие проступки, а инициатива все равно наказуема, как и мотивация. Священноначалие само во многом виновато, что семинария портит молодых пацанов, которые в самом деле ни грамма в жизни не соображают."

"конечно на государствен уровне давно уже лет как 5 мин признается семинария.высшим образованием бакалавр.незнаю где бесплатно но в украине платно.одесса год 500 долар это 2007год.а кормили в одессе отвратно при том что платили мы.все время макароны.рыба изредка.мясное вообще не видали.если раз в год.при то что семинар.обязаны работать на послушание и многое в ущерб учебе.печалька.учиться не давали.ток работа работа.говорят ночью учи.при том что отбой в 22.00 а с послушание приходили в 8 .9.при том что помытся надо.ка?баня 2 раза в неделю.ужас..в остальное время мылись в умывальниках.при том что за это ругали.я так понял лучше ходить вонять?короче поступать в семинарию можно.но не нужно.лучше заочно.здоровье подорвешь.кормят просто еда вся протухшая.......семинаристов рукопологают не то что в нарушении всех правидл...например девственность из всех семинаристов мне хватит пальцев одной руки назвать кто не занимался сексом....и это пастыри..при том что не голословно .лично знаю.....есть и которые с замужными спят...короче ужас....ниче хорощешо....а монастырь который при семинарии все сваливает на учащихся...чтоб деньгами не траться на рабочих....строика копка все семинаристы....бесплаитное рабочая сила.........короче не видно плюсов...и это еще не все сказано есть и похуже вещи.как домогательства сексуальные...семинарии надо либо закрыть ток заочная форма.либо проверки устраивать и не верить дурным начальникам семинарии как в казани у нас все хорошо.а верить семинаристам...никто не говорит что семинаристы хорошие а преподы и др плохие...просто наплевательское отношении к семинаристам как к рабам....и никто не продает деньги мы сами плат им за обучение...........понятное дело может видим только плохое но только святые могут устоять...там где в семинарии бухают.пьют...либо быть изгоем...хорошо говорит пока ты ссам в этой шкуре не был....невозможно из болота(семинарии )выйти не испачкавшимся...а пример преподы и священники что в семианрии какой дают???сами перед нашим носом и бухают..и т.д.............да есть хорошие стороны не отрицаю в семинарии...это старцы которые помогают...."

"Заочка - это не учёба, система нужна, очка учит дисциплине, те кто ноет по поводу системы или несправедливости действительно должны уходить и в этом должна им помогать система, нас на первом курсе было 72 человека, а закончили 22 из которых были только один или 2 священника, несколько диаконов. Действительно человек должен понимать, куда идёт, а система должна утвердить его в принятом в начале своего пути решении или же заставить поменять его. Нужно помнить, что над всеми дежпомами, ректорами и т.д. есть Господь, Который не попускает нам испытаний сверх наших сил, а ещё то, что справедливости нет нигде, т.к. даже Бог не поступает по отношению к нам по справедливости! Если по справедливости, то почти все мы должны бы сейчас не читать или смотреть это, а гореть в аду, т.к. не идеальны, но Бог терпит нас и ждёт нашего покаяния. Христос нигде в Евангелии не призывал к справедливости! Справедливость - термин Ветхого Завета, где глаз за глаз, а Новый Завет - это любовь, которой нет почти ниукого, и это - САМАЯ ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА И ПРОБЛЕМА и семинарий и всей нашей жизни!"

"В военных училищах проблем с дисциплиной не больше, чем в СССР.
Видимо, проблема в экуменистическом характере современных образовательных методик. Молодежь гиперчувствительна к фальши.
Не знаю, как в семинариях, а крах воскресношкольного образования связан именно с этим.
Главное - фундамент. Остальное, со временем, наладится."

отсюда

Очень надеюсь, что то болото в которое превратил МДАиС архиеп. Евгейний осушат и богословская школа, которая сейчас живет только на импульсе прошлого, снова повезет бурсацкий локомотив к горизонтам лучшего учебного заведения РПЦ

Спасти духовную школу

спасать то нечего, там изначально - мёртвые пески.

(Deleted comment)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Так и вся Церковь представляет собой систему, единственное назначение которой- воспроизводить саму себя. Церковные люди убеждают себя, что должны жертвовать всем ради сохранения Церкви, хотя бы даже порядки ея были им непонятны. Это вирусная система, вирус бездумно размножается, даже если этим убивает носящий его организм. Скажете, он поступает глупо? Но ведь он выживает, а его носители не всегда. Так что, снусмумрики мои, вы сдохнете, а Церковь и семинарии останутся.

А что, может, так и задумано Богом, - в грехопадшем мире, лежащем во зле, - в неизлечимо больной церковной организации, - Слово Божие через века в целости и сохранности, - звучит ежедневно в храмах, распечатывается миллионными тиражами легально, - и всё это ради горстки имеющих уши и соблюдающих Слово жизни в сердцах своих.
А если бы цены рковники жили по заповедям, - мир зла не дал бы им размножится и распространиться во вселенной, как чужакам и возмутителям злопорядка. Создатель перехитрил лукавого и мудрецов века всего...

(Deleted comment)
(no subject) (Anonymous) Expand
Главная проблема современного богословского образования в его полной ненужности.

-В РПЦ карьеру делают только любимчики архиерея. И для этого не обязательно учиться. Достаточно стать иподиаконом. И вот ты уже свысока смотришь на маститых протоиереев.
А специфика пребывания рядом с архиереем заключается в том, чтобы спину держать посогбенее, а лицо поглупее. Наличие ума, знаний и (не дай Бог), собственного мнения- категорически не приветствуется.

-А из иподиаконов легко и в секретари епархии прыгнуть. И тоже без всякого образования.

- Тем кто сделал карьеру в РПЦ и стал секретарем епархии или епископом, знания вообще не нужны. Твори что хочешь и мели языком, что вздумается. На тебя уже нет управы.

- Знания нужны верующим и идейным священникам. Но на практике, увы, они им тоже не пригождаются. Ибо удел идейных- служение в маленьких, захолустных селах. Кому там проповедовать? Только двум глухим бабкам. А бабкам твои богословские знания нафиг не нужны.

это точно в умирающей стране образование не нужно

По этой теме уместно некоторое обобщение.
Проблема современных семинарий, - повторение пройденного безобразия бурсачьей системы в самодержавной России. "Мемуаров/воспоминаний" о тех нравах - достаточно написано.
Но ведь начинать надо с поступающих на учёбу, с их морально-нравственных, душевных качеств. А это никого не интересует. И не только в Церкви. Главным экзаменом и в педагогические, и в медицинские универы, - тоже должен быть тест на любовь, сопереживание к людям. Среди чиновников для работы с людьми, - и здесь профпригодность немыслима без душевности в общении с гражданами. Персонал больниц, интернатов, - обязательно должен фильтроваться от хамов и стяжателей.
Ну и где вы такой подход к кадрам или претендентам вы увидите!?!?
И это при том что в профпсихологии разработаны множество толстенных тестов/опросников, позволяющих и без личного собеседования составить/выявить психпортрет, даже намеренно лукавствующего соискателя...

(Deleted comment)
Малютина, по себе то не суди. Бедный Малер.

(no subject) (Anonymous) Expand
Бурсы закрыть все. а кому без диссера не жизнь - есть кафедры всевозможных философий, защищайтесь. Зато и толк в науке может появиться, не так как сейчас - сплошь магистры да кандидаты, а апостолов по именам не знает.
В дьяки ставить мужика, не менее как 40-летнего. уж в этом возрасте всяко какое нить образование есть, а дурака уж и видно. Ну и "доброе свидетельство от внешних". И пусть 10 лет минимум дьячит, при архиерее глотку дерет, да кадилом машет. в 50 лет можно ставить в попы.
Но в эрпэцухе задача другая - количеством брать.

Надо Сретенскую ДС академией сделать - там все окей, ребята нормальные. И бывший ректор экстерном закончит.

(Deleted comment)
все верно.
примерно об этом я писал в статье для РАГС ещё в 2000 г., предостерегая государства о плотного союза с РПЦ, но увы.

ИМХО проблема семинарий не в казарменом быте, в офицерские училища конкурс, и не в качестве образования, богословие это фикция, халява, а в том что нет гос.диплома на выходе, фактически ты даром потратил несколько лет и остался без образования. Добавим сюда вероятность, что даже если стал попом, тебя могут в любое время вытурить из церкви в любом возрасте и с семьей и никто не поможет, а образования нет и диплома нет. Да еще был кирилловский указ о возврате средств на обучение при отчислении. Видимо современная молодежь прагматична и кота в мешке не хочет брать.

Edited at 2018-06-01 08:26 am (UTC)

"Видимо современная молодежь прагматична"
Можно стать епископом, отучившись заочно в какой-нибудь захолустной семинарии.

И зачем тогда учиться очно и в Москве?

К тому же епископы умных не любят и всячески гнобят.
Так что в современной РПЦ богословское образование- это скорее недостаток.

Ну а самым идейным я бы советовал поступить в престижный ВУЗ и параллельно экстернатом в семинарию.

По этой теме уместно некоторое обобщение.
Проблема современных семинарий, - повторение пройденного безобразия бурсачьей системы в самодержавной России. "Мемуаров/воспоминаний" о тех нравах - достаточно написано.
Но ведь начинать надо с поступающих на учёбу, с их морально-нравственных, душевных качеств. А это никого не интересует. И не только в Церкви. Главным экзаменом и в педагогические, и в медицинские универы, - тоже должен быть тест на любовь, сопереживание к людям. Среди чиновников для работы с людьми, - и здесь профпригодность немыслима без душевности в общении с гражданами. Персонал больниц, интернатов, - обязательно должен фильтроваться от хамов и стяжателей.
Ну и где вы такой подход к кадрам или претендентам вы увидите!?!?
И это при том что в профпсихологии разработаны множество толстенных тестов/опросников, позволяющих и без личного собеседования составить/выявить психпортрет, даже намеренно лукавствующего соискателя...

каким надо быть наивным что идти ссучиться в эту гундяйкину шарагу)

Edited at 2018-06-01 07:12 pm (UTC)

БЫЛЬ

(Anonymous)
Дорогие читатели! Есть такая поговорка - Кто небыл на войне , тот Богу не молился . Рифмую другое свидетельство* - о явной помощи свыше , казалось бы в безнадёжной ситуации . Стихотворение о силе пламеной молитвы называется:

МОСТ

Идут немецкие состАвы
Везут оружие на фронт
СкрипЯт железные сустАвы
Ползут змеЁй за горизонт

А там всего одна дорОга
Под ней бурлЯщая вода
СредИ камней ревУт порОги
А сверху ходят поезда

Над речкой возвышАлся мост
Его взорвать необходимо
План заминировать не прост
От туда шёл огонь лавИной

На том мостУ засели фрИцы
ВооружИвшись до зубОв
И подойти к его границе
Не удавалось с берегОв

И вот приказ зачИтан новый
По речке ночью подступИть
ВзрывчАткой обложИть опОры
Погибнуть , но не отступить

Четыре группы утонули
А мост остался невредИм
Ребята пАли не от пули
Но все замЁрзли как один

Вода в той речке ледянАя
ПотОком бешеным неслАсь
О камни тело избивАя
РевЕла , пЕною крутЯсь

Из тех , кто в пятый раз пошли
погибли трое человек
А двое всё-таки дошли
Их оказался дОлгим век

Они молитвой согревАлись
Казалось больше нЕту сил
И чУдом до мостА добрАлись
Там пулемёт по ним палИл

Уже в беспАмятстве лежали
На серых свАях как в бредУ
ПрожекторА в потьмАх блуждАли
А пули рвали бороздУ

СковАло холодом всё тЕло
Не гнулись пальцы на руках
ОнО стонАло и болело
Но отступал в молитве страх

И в этом плАмени страдАний
УвИдев помощь на явУ
Взорвали мост , спаслИся сАми
Прошли в пехоте всю войну .


*Одно из многочисленых свидетельств , взятое из книги отец Арсений .

Правки (МОСТ)

(Anonymous)
СредИ камнЕй ШУМЯТ пороги (было ревУт) , 2 четверостишие 3 строка . ВОКРУГ
мостА засЕли фрицы (было на том мостУ) , 4 четверостишие 1 строка .

Подойти к мосту по берегу можно было не ближе чем на 100 , 200 метров . Дальше уже распологались доты и всё было оцеплено колючей проволокой (из книги) .