kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Category:

На церковном ковчеге...

В продолжение темы "Открытое обращение к митрополиту Пантелеимону..."

Как же нам преодолеть церковные нестроения?
Ответ анонимного "паси овец пастыря":


«На церковном ковчеге

Извечные русские вопросы: кто виноват и что делать? Ах, как же жизненно важно и необходимо найти православные ответы на эти вопросы... Какие, на мой взгляд, здесь нас подстерегают искушения? Прежде всего, ошибочно идеализировать историческую Церковь. Она такая из-за наших несовершенств и такой была всегда (за исключением начальных моментов своего существования, когда у верующих было "одно сердце и одна душа") с поправкой на апостасию. Казалось бы, что это очевидная истина, но непринятие этого факта чревато серьёзным когнитивным диссонансом. Для формального мышления, коим страдает либерализм, когнитивный диссонанс неизбежен, поэтому тут выход только один - бескомпромиссная борьба с "церковной системой" или выход из неё на "свободное" пространство личностной жизни. Но в действительности это всего лишь иллюзия и бегство от самого себя, попытка компенсировать недостаток внутренней духовной свободы, отстаиванием формальных прав и свобод личности (при всей их важности). Указанное внутреннее противоречие должно разрешаться исключительно самопознанием и внутренней борьбой со своим внутренним злом, что и будет нашим реальным вкладом в борьбу за чистоту внутрицерковного пространства и путём достижения внутренней гармонизации, а отнюдь не приспособленчеством. Сосуществовать со злом можно лишь тогда, когда видишь его в себе и ведёшь с ним внутреннюю борьбу. Это излечивает от критиканства, осуждения и формирует терпимость. Существование в "церковном" аду возможно, если не терять веру и не отчаиваться. Более того, это важный и закономерный этап духовного пути, который либо делает нас по-настоящему верующими, либо выбрасывает за борт духовной жизни. Требуют платить дань? А разве Христос не дал дидрахму (Мф. 17,24)? Дал, и нам поможет! А что сказал ап. Павел: "Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь" (Рим. 13,7). Великий князь Александр Невский собирал дань, усмирял народные бунты, ездил на поклон к хану и достиг святости. А вот Иван Калита собирал дани больше чем нужно и для кого-то он коррупционер, а для кого-то собиратель московских земель, объединитель русского государства, святой и мудрый правитель. А что евангельский мытарь (сборщик налогов)? Ведь он оказался более оправдан, чем фарисей. Может и нам приходится из двух зол выбирать меньшее, идти на какие-то жертвы (не ради себя любимых) и каяться в этом? Можно ли вообще жить в мире (а земная Церковь - часть этого мира), лежащем во зле, и не испачкаться? Как относиться к унижениям и оскорблениям со стороны начальствующих? Дадим слово преп. Иоанну Лествичнику:" Иди, и если возможно избери себе наставника о Господе из всех людей суровейшего и строжайшего, и укрепившись терпением, ежедневно пей от него поругание и уничижение, как мед и молоко". Крепостное рабство достало? Читаем комментарий Златоуста на слова ап. Павла:"но если и можешь освободиться, лучшим воспользуйся" (χρησαι), т.е., тем более служи. Для чего же он повелевает оставаться рабом тому, кто может сделаться свободным? Для того, чтобы показать, что рабство не только не вредит, но еще доставляет пользу"(Т.10, кн.1). Так что все существующие в церковной жизни нравственные и канонические проблемы, в т.ч. с церковной соборностью, не вчера возникли и не мешают нашему спасению. Мы плывём с вами на церковном корабле и он не повторит судьбу "Титаника", поскольку его кормчий - Христос. Да, наш корабль имеет повреждения, некоторые члены команды - пьяные и развратные пираты..., но несмотря на всё это и бушующие волны житейского моря, мы идём в верном направлении - тихую гавань Царствия Небесного. Стоит ли при виде всех ужасов внутрицерковной жизни бросаться за борт или искать другое судно? Я осознаю, что приведённые здесь рассуждения могут кому-то показаться безумием или послужить соблазном (1Кор. 1,23), но такова, в моём понимании, суть христианского пути. Однако, всё сказанное не означает полного безразличия к состоянию церковного корабля. Рано или поздно мы обязательно вернёмся к тем вопросам и решениям, который ставил Поместный собор 1917-18 гг. Таковы закономерности исторического развития».

отсюда
Tags: На церковном титанике
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 105 comments