kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Categories:

Казус с прикрытием статуй...

"«Демонстрация тела — самоубийство культуры». Священники осудили обнаженные тела в искусстве


Статуи под прикрытием

Новосибирский государственный университет архитектуры и дизайна (НГУАДИ) решил защитить делегацию Русской православной церкви от «непристойностей» и прикрыл все обнаженные статуи внутри здания. Неужели вековая традиция искусства оскорбляет чьи-то чувства?

Днем 23 августа в университет пришла делегация РПЦ, целью которой было обсудить доступность храмов для маломобильных граждан. До прихода служителей церкви администрация университета повесила на все обнаженные статуи драпировку — ткань со складками. Чтобы наготу вообще не было видно, по бокам одеяло закрепили канцелярскими зажимами. Процесс попал на видео.


В пресс-службе университета подтвердили сайту NGS.ru, что действительно прикрыли статуи драпировкой. Однако отказались раскрывать причину. В кулуарах учреждения объяснили, что на такие меры администрация пошла, чтобы «не ранить чувства». И в этом есть смысл, ведь когда делегация ушла, одеяла сняли.

В разговоре с радиостанцией «Говорит Москва» настоятель Покровского храма протоиерей Александр Матрук одобрил решение администрации вуза. Об интересах творческих людей он не сказал ничего.

А зачем вообще эти скульптуры там стоят? Для чего они там? Искусство? Ну и что, что искусство! Разные взгляды у людей разных на искусство. Я думаю, правильно поступило руководство вуза, распорядившись прикрыть эти скульптуры. Одно дело, когда здесь люди учатся, которые с натуры и с этих скульптур пишут, потому что это входит в их образовательную программу. Другое дело, когда пришли внешние люди, в большинстве своем церковные, были ведь и представители приходов. Ничего не должно смущать человека.

На ум сразу приходят события XVII века в Риме. Тогда началась «эпидемия нравственности» и папа Иннокентий Х очень боялся, что духовные скрепы граждан поколеблются. Он издал указ: прикрыть всем статуям срам. С женскими скульптурами дело бы проще — их закрывали фиговыми листками. Мужчинам повезло меньше. Папа заставил отрубить все выступающее молотком и зубилом. Отрубленные фаллосы собирали и показывали предстоятелю. Но несколько десятков лет назад искусствоведы Ватикана решили вернуть глиняные пенисы их каменным владельцам. Они ходили с ящиком и прикладывали отколотые органы к разным статуям, определяя, какой орган и кому принадлежит.


«360» обсудил ситуацию с искусствоведом и священнослужителем. Художественный критик Александр Евангели назвал произошедшее ахинеей и посетовал, что закон об оскорблении чувств верующих наделил людей от религии особенными правами.

«Это не имеет никакого отношения ни к вере, ни к чувствам верующих. Скорее всего, это довольно идиотская инициатива местных чиновников. Но, впрочем, эта инициатива имеет под собой некоторую почву, связанную с нарастанием градуса идиотизма в отношении таких зыбких чувств верующих. Я помню ситуацию, когда возникала эта статья, когда Ельцин и патриарх обсуждали эту статью в законе как некую позицию, которая обеспечивала бы символическую гарантию неповторения того, что было в СССР после революции», — отметил Евангели.

По его словам, в те годы никто не предполагал, что чувство верующих станет повседневной реальностью. Это была эзотерическая вещь, которая касалась сугубо внутренней жизни верующего человека, озабоченного спасением души.

«Ситуация, с которой мы сталкиваемся сегодня, даже близко не соотносится с той эзотерической реальностью, которая закладывалась в реальность этой статьи, когда она обсуждалась как символическая статья в законе. Разумеется, невозможно было представить, что она начнет действовать в том виде, в каком она действует сегодня, выделяя верующих как категорию особых граждан в государстве, где церковь отделена и автономна. Конечно, это полная ахинея, эти интерпретации, как мне кажется, вредят всем. Все эти вещи нуждаются в нормализации», — заключил искусствовед.

Протоиерей и настоятель храма Феодора Студита у Никитских ворот Всеволод Чаплин одобрил действия руководства университета. «Это поучительный и хороший повод для обсуждения. На самом деле, нам наконец нужно постепенно приходить к пониманию того, что обнаженное тело в искусстве — это ненормально. Что во времена господства язычества, что во времена так называемого Возрождения», — подчеркнул он.

Чаплин согласился, что над администрацией вуза будут смеяться из-за ее решения не оскорблять чувства верующих, но порадовался, что люди «почувствовали ненормальность» в показе женского тела.

«В принципе, люди, которые так поступили, будут подвергнуты критике, над ними будут смеяться, издеваться. Но то, что они почувствовали ненормальность демонстрации обнаженного тела — это уже хорошо и важно. Люди чувствуют, где настоящая целомудренная культура, а где возрождение того, что не нужно было возрождать. Сикстинская капелла, с моей точки зрения, является приговором народу, допустившему переход от икон и фресок вот к этому искусству», — считает протоиерей.

Демонстрация обнаженного тела — всегда начало самоубийства семьи, народа, культуры, и, несмотря на то, что эта практика победила в период Возрождения и позже, она не должна мешать христианам спорить с этой мрачной победой".
отсюда


Прот-Всеволод Чаплин: "Казус с прикрытием статуй в Новосибирске поставил очень правильный вопрос: а кто вообще сказал, что обнаженное тело в искусстве - это норма, а не отклонение? Кто вообще за нас решил, что "ренессанс" язычества в XIV-XVI столетиях и дальше - это прогресс, а не деградация, сменившая несколько веков христианской цивилизации? Почему именно "прогрессивные" староновшества и их греховную подоплеку "нельзя трогать"?
Вот что сказал на эту тему для канала "360": "В принципе, люди, которые так поступили, будут подвергнуты критике, над ними будут смеяться, издеваться. Но то, что они почувствовали ненормальность демонстрации обнаженного тела — это уже хорошо и важно. Люди чувствуют, где настоящая целомудренная культура, а где возрождение того, что не нужно было возрождать. Сикстинская капелла, с моей точки зрения, является приговором народу, допустившему переход от икон и фресок вот к этому искусству. Демонстрация обнаженного тела — всегда начало самоубийства семьи, народа, культуры и, несмотря на то, что эта практика победила в период "Возрождения" и позже, она не должна мешать христианам спорить с этой мрачной победой".
отсюда
Tags: Всеволод Чаплин
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments