?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Невыученные уроки...
СУПчика хочится
kalakazo
Достопочтенный andber:


«Алатырский благочинный жалуется на невозможность миссионерской работы. 1914 г.


Очень похоже на современность. Из этого интересного документа хорошо видны две фундаментальные вещи:

1. Общественное бытие определяет общественное сознание, как бы это банально не звучало. :-) Начальство идеалистически уповает на чисто духовные меры воздействия на паству. Благочинный тыкает начальство носом в то, что при существующих материальных условиях ни о какой там "духовности" не может быть и речи.

2. Феодальный по своему происхождению институт никак не может приспособиться к новым, чисто капиталистическим, условиям существования. За полтора десятка лет Алатырь стал превращаться в индустриальный центр, благодаря железной дороге и вагоноремонтному заводу, что естественно потребовало притока в город рабочей силы из вчерашних крестьян.На глазах у благочинного привычный патриархальный уклад Алатыря разрушился. Сословно-корпоративное общество города, складывавшееся несколько столетий, перестало существовать. Церковный приход как таковой мог существовать только в таких, стабильных условиях. Территориальная организация церковной институции перестала существовать, что вызывало полный паралич церковной работы в городских условиях.
Проецируя на современность. Сегодня территориальная организация не работает уже в масштабах не то что одного города, а масштабах всего православного мира. Ситуация, когда посещение церкви было гражданской обязанностью более никогда не повторится. Поэтому принцип "один город - один епископ" или "одна страна - одна поместная церковь" - это есть чистый анахронизм, который надо отменять сознательно, т.к. он все равно отменяется историческими условиями.

ВЪ СИМБИРСКУЮ
ДУХОВНУЮ КОНСИСТОРІЮ.

Благочиннаго I округа,
Алатырскаго уѣзда,

Во исполненіе Указа отъ 7 Апрѣля сего года, за № 6260,—
долгъ имѣю доложить ДУХОВНОЙ КОНСИСТОРІИ по вопросу о возвышеніи религіозно-нравственной жизни прихожанъ Алатырскихъ
церквей слѣдующее:
І/ Какія я нахожу полезныя мѣры къ возвышенію религіозно-нравственной жизни прихожанъ Алатырскихъ церквей, принявъ
во вниманіе, что увеличеніе штатовъ при церквахъ гор. Алатыря съ назначеніемъ казеннаго жалованья въ настоящее военное время не можетъ имѣть мѣста?
Во главѣ всѣхъ мѣръ, которыми можно еще, пока не совсѣмъ
поздно, поднять сильно упавшую религіозно-нравственную жизнь
прихожанъ Алатырскихъ церквей,– я признаю пастырскую силу, съ
ея обширной и всесторонней духовной дѣятельностію: 1/ въ храмѣ
торжественнымъ и истовымъ Богослуженіемъ и исправленіемъ христіанскихъ требъ, съ устною живою проповѣдію, имѣющей ввиду
религіозно-нравственные недуги Алатырской паствы; 2/ внѣ храма, внѣбогослужебными собесѣдованіями и религіозно-нравственными чтеніями, направленными къ той-же цѣли; 3/ въ домахъ, прихожанъ при требахъ и при посѣщеніи ихъ по храмовымъ и годовымъ праздникамъ, — бесѣдами того же характера; 4/ въ школах,
какъ низшихъ, такъ и среднихъ — проникновеннымъ, а не формальнымъ, наученіемъ Закону Божію, съ обращеніемъ особаго внимания на тѣ и другія школы женскія, такъ какъ женщина, всюду имѣющая большое вліяніе на мужчину, въ Алатырѣ имѣетъ надъ ним власть, и — далеко не въ хорошую сторону.
Указывая на эту мѣру — всестороннее пастырское воздѣйствіе, я не коснусь вопроса о пригодности наличнаго состава Алатырскихъ пастырей къ таковой дѣятельности, но не умолчу о томъ, что при настоящемъ положеніи дѣла въ Алатырѣ какіе бы ни были пастыри, — они во 1-хъ многаго не могутъ сдѣлать, во 2-хъ многое будутъ дѣлать безрезультатно.
1-е происходитъ оттого, что, какъ констатировано тремя пастырскими собраніями, изъ коихъ одно - съ участіемъ всей состава нашей епархіальной миссіи,- Алатырскіе пастыри «обременены» побочными /спеціально-приходскому дѣлу/ обязанностями которыхъ въ г. Алатырѣ больше, чѣмъ во всѣхъ другихъ уѣздныхъ городахъ нашей епархіи, больше даже, чѣмъ въ самомъ большомъ изъ нихъ, — Сызрани. И на всю эту работу въ Алатыре имѣется 10 пастырей, при дѣйствительномъ количествѣ населенія, по полицейской регистратурѣ, около 20 тысячъ обоего пола.
Этой пастырской силы можетъ быть было бы и достаточно для
г. Алатыря, если бы религіозно-нравственное состояніе его паствы было нормально. Но при томъ крайне печальномъ и опасномъ состояніи ея, по поводу коего и поставленъ мнѣ Указом сей вопросъ, — ея весьма недостаточно.
А еще сильнѣе чувствуется этотъ недостатокъ оттого, что побочныя чисто приходскому дѣлу обязанности распредѣлены между Алатырскими пастырями до крайности неравномѣрно: почти
всей своей тяжестью онѣ лежатъ на четверыхъ; на двоихъ они лежатъ незначительной частью, а на остальныхъ четверыхъ их совсѣмъ нѣтъ. На первыхъ же четверыхъ возлагаются и всѣ временныя епархіальныя порученія.
Таковое положеніе дѣла и привело пастырскія собранія
15 Сентября 1913 г., II Февраля 1914 г. и 39 Іюня 1914г., при участіи епархіальнаго и 4-хъ уѣздныхъ миссіонеровъ, къ заключенію о необходимости увеличенія числа приходскихъ пастырей въ гор. Алатырѣ, какъ безусловно-необходимой здѣсь пастырско-миссіонерской мѣры. Но осуществленіе этой мѣры оказалось
невозможнымъ, за отказомъ въ казенномъ жалованьи причтовымъ
штатамъ какъ новымъ, такъ и тѣмъ, отъ которыхъ предполагалось
выдѣленіе части прихода. Мѣстные же приходскіе доходы въ гор. Алатырѣ, въ полномъ соотвѣтствіи съ его религіозно-нравственнымъ состояніемъ, весьма скудны, и если здѣсь живетъ духовенство и можетъ проситься сюда, то или на склонѣ лѣтъ, не нуждающееся, или ради облегченія главной своей сословной нужды — обученія дѣтей. Въ прочихъ же всѣхъ отношеніяхъ гор. Алатырь можетъ служить только удобнымъ пунктомъ для наученія духовенства вообще, а пастырей въ особенности, — терпѣнію и смиренію.
Но есть въ г. Алатырѣ еще другая скудость, доходящая до нищеты и дѣлающая невозможной вышеуказанную мѣру пастырскаго воздѣйствія церковнымъ Богослуженіемъ. Это — чрезмѣрное, одинаковое по пропорціи съ с. Промзиномъ, обложеніе Алатырскихъ
церквей Съѣздами 1913 и 1913 годовъ. Объ этомъ было доложено
неоднократно, подробно и мотивированно. 3-х-лѣтній результатъ этого обложенія налицо. Алатырскимъ градскимъ церквамъ не только не на что содержать хотя бы самый немудрый хоръ пѣвчихъ, что, помимо городского положенія, пастырско-миссіонерскимъ собраніемъ 39 Іюня 1914 г. признано особо необходимымъ для г. Алатыря, — но не на что даже исправить ризницу церковную, произвести хотя бы самый незначительный ремонтъ въ храмѣ. Если и есть у нѣкоторыхъ церквей небольшіе капиталы, могущіе быть прикосновенными, то тронуть ихъ представляется трудно разрѣшимой дилеммой: починить ли на нихъ храмъ и лишиться идущихъ съ нихъ процентовъ, — единственнаго источника для уплаты церковныхъ оброковъ, или быть исправнымъ плательщикомъ оброка и оставить древнее церковное строеніе на разрушеніе. Нельзя отрицать того, что торжественное Богослуженіе требуетъ не однихъ духовныхъ, а и нѣкоторыхъ матеріальныхъ средствъ. А потому, въ видахъ миссіонерскихъ, для привлеченія Алатырскаго населенія въ храмы, слѣдовало не налагать излишнее, а сложить часть и слѣдуемаго съ Алатырскихъ церквей, пока религіозная жизнь въ г. Алатырѣ не будетъ приведена въ лучшее состояніе.
2-е. Пастырская дѣятельность въ г. Алатырѣ, такъ, какъ принято понимать ее въ границахъ приходской единицы, сильно затрудняется тѣмъ, что въ г. Алатырѣ нѣтъ границъ приходовъ.
Прихожанами каждой церкви считаются жители, разбросанные по всему городу. А такъ какъ онъ на 3/4 состоитъ не изъ коренного населенія, а изъ пришлой бѣдноты, которая, не имѣя своихъ домовъ, или имѣя кое-какія хижины, постоянно кочуетъ по городу изъ конца въ конецъ, но все время упорно числится въ одномъ и томъ же приходѣ, то въ результатѣ и получается постоянное разыскиваніе пастырями своихъ овецъ по всему городу. Рядомъ съ приходскимъ храмомъ живетъ семья, принадлежащая къ приходу церкви, стоящей на другомъ, противуположномъ концѣ города, а рядомъ съ этой церковью живетъ прихожанин 1-й.
Еще хуже обстоитъ дѣло съ временнымъ населеніемъ города которое переселяется изъ деревень для работы на желѣзной дорогѣ и лѣсопилкахъ, ютится гдѣ-нибудь на окраинныхъ квартирахъ, проживаетъ полгода, годъ и снова откочевываетъ въ деревню. Эта часть населенія не считаетъ себя принадлежащей къ одному Алатырскому приходу и съ христіанскими требами обращается куда ей заблагоразсудится: креститъ здѣсь, хоронитъ тамъ, вѣнчается въ 3-мъ мѣстѣ. «Мы — ничьего прихода». Это обычная рекомендація многихъ насельниковъ г. Алатыря. И особо худо то, что за это прячутся многіе изъ проживающихъ въ городѣ по 3, 5 и болѣе лѣтъ, если имъ это выгодно, какъ, например, для вѣнчанія безъ лишнихъ, по ихъ мнѣнію, но необходимыхъ самомъ дѣлѣ документовъ.
Вотъ каково положеніе приходскаго дѣла въ Алатырѣ.
Эта путаница можетъ быть была терпима, когда г. Алатырь состоялъ изъ 7-8 тысячъ жителей и вдобавокъ въ прежнія благочестивыя времена. Нынѣ онъ увеличился больше, чѣмъ вдвое
а религіозно-нравственное состояніе его насельниковъ требуетъ
постояннаго бдительнаго пастырскаго надзора, который положительно невозможенъ при описанномъ положеніи. Невозможно при такой путаницѣ установленіе прочной церковной дисциплины; невозможно соблюденіе, не говоря уже о всѣхъ предбрачныхъ предосторожностяхъ, даже и такихъ законныхъ требованій, какъ указаніе въ церковныхъ документахъ числа раскольниковъ и сектантовъ въ приходѣ и количества школъ въ немъ, такъ какъ у Алатырскихъ приходовъ нѣтъ никакихъ границъ и весь гор. Алатырь, въ существѣ, есть одинъ многоштатный приходъ.
Упорядочить этотъ Алатырскій безпорядокъ въ настоящее время, при шаткомъ религіозно-нравственномъ состояніи населенія, не представляется возможности. Его придется оставить на время, но надо приноровить къ нему пастырско-приходскую дѣятельность объединеніемъ ея подъ авторитетнымъ руководствомъ власти, могущей цѣлесообразно направлять пастырскую силу на разныя, требующія исправленія, стороны приходской жизни всего города Алатыря.
2/ Почему выработанныя Алатырскимъ духовенствомъ и утвержденныя Епархіальнымъ Начальстврмъ мѣры /усиленная проповѣдь, истовое Богослуженіе, внѣбогослужебныя собесѣдованія и открытіе въ г. Алатырѣ книжнаго епархіальнаго Склада/ не сопровождаются благопріятными для православія результатами?
Означеннымъ мѣрамъ — всего одинъ годъ. Сильный же упадокъ религіозно-нравственной жизни въ г. Алатырѣ существуетъ больше 10 лѣтъ. Въ этомъ главная причина отсутствія ясныхъ, ощутительныхъ результатовъ вышеуказанныхъ мѣръ за отчетный 1914 годъ. Другія не менѣе важныя причины того указаны въ отвѣтѣ на 1-й вопросъ.
З/Почему вызванный войной религіозно-нравственный
подъемъ въ прочихъ приходахъ епархіи не имѣетъ мѣста въ
г. Алатырѣ?
Причина тому та же, что и указанная на вопросъ 2-й и
кромѣ того — изъ ряда выходящая, поражающая бѣднота большей половины населенія г. Алатыря, которую вполнѣ можно назвать пролетаріатомъ. Нищета населенія принизила, притупила въ немъ всѣ возвышенныя чувства, развивъ взамѣнъ нихъ одни только грубо-матеріальные интересы, погоню за каждой копейкой, постоянное опасеніе за кусокъ хлѣба, — тяжелую борьбу за существованіе, со всѣми ея вредными для души послѣдствіями.
Это настроеніе Алатырскаго населенія, господствуя въ немъ надъ всѣми интересами, особо усиливается при всякомъ матеріальномъ бѣдствіи. Описанное мною въ годичномъ отчетѣ за 1914 годъ печальное отсутствіе религіозно-нравственнаго подъема въ грозные дни народнаго бѣдствія — войны уже не первое въ г. Алатырѣ. По свидѣтельству 2-хъ Алатырскихъ старожилъ, бывшихъ градскихъ головъ, Булавкина и Ильина, то же самое было и въ недавнюю Японскую войну: религіозность Алатырскаго населенія и тогда сразу значительно упала, а когда въ 1905 и въ 1906 годахъ два подрядъ пожара уничтожили весь городъ, то Алатырское населеніе и совсѣмъ отхлынуло отъ церквей. Съ того времени и началось нынѣшнее его печальное религіозно-нравственное состояніе.
4/ Не зависимо ли это обстоятельство отъ того, что священнослужащіе г. Алатыря «обремененные побочными обязанное
ми», какъ о томъ говорится въ пастырскомъ журналѣ отъ 15 Сентября 1913 года, къ совершенію богослуженій и назиданію своих прихожанъ относятся только формально, вслѣдствіе чего прихожане не имѣютъ тяготѣнія къ храму Божію?
Этихъ «обремененныхъ», какъ было доложено по 1-му вопросу, въ Алатырѣ четверо. О нихъ только и будетъ рѣчь въ сем пунктѣ. На каждомъ изъ нихъ не менѣе 4-хъ «побочныхъ обязанностей», не считая временныхъ порученій, возлагаемыхъ на нихъ же. И не смотря на это они не меньше другихъ Алатырскихъ пастырей трудятся въ собственно-приходскомъ дѣлѣ. Требовать отъ нихъ еще большаго и здѣсь — будетъ равносильно требованію работы не 24, а 25 часовъ въ сутки.
А равно и требовать отъ всего состава Алатырскаго градского духовенства «перехода отъ словъ /пастырскихъ собраній/ къ дѣлу» можно только при наличности многаго и многаго, о малой части чего и имѣю долгъ доложить ЕПАРХІАЛЬНОМУ НАЧАЛЬСТВУ симъ рапортомъ.

Благочинный протоиерей Петр Городецкий

8 Мая 1915 года».

отсюда

  • 1
Приятно сознавать, что есть в нашей жизни нечто неизменное, я имею в виду РПЦ МП.

У Которой нет изменения и ни тени перемены! :-)

Таки да, но с каждым годом все меньше последователей. Ну так много званных, мало избранных, это же основы православного учения.

Edited at 2018-08-29 04:23 pm (UTC)

"Нищета населенія принизила, притупила въ немъ всѣ возвышенныя чувства, развивъ взамѣнъ нихъ одни только грубо-матеріальные интересы, погоню за каждой копейкой, постоянное опасеніе за кусокъ хлѣба, — тяжелую борьбу за существованіе, со всѣми ея вредными для души послѣдствіями."
То есть, тогдашние иереи не считали, что чем тяжелее жить материально, тем выше духовность - "где испытания, где страдания, там легче приносить покаяние", а поэтому "пусть как можно быстрее опустят Россию на финансово-экономическое дно"(!). А наоборот, считали, что тяжелая борьба за существование имеет вредные для души последствия.
Получается, не дотягивали тогдашние пастыри до нынешних по части духовности.

  • 1