?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Паписты окружают?
СУПчика хочится
kalakazo
Пресс-секретарь Минской митрополии, достопочтенный serge_le:


"Паписты окружают

Когда сетевые хомячки пишут гневные посты, разоблачающие неканоничность чего-либо или осуждающие кого-либо за ереси, то я, если не в духе, могу раздражиться на какое-то мгновение, но потом быстро успокаиваюсь: пишут об этом, значит это им интересно – разве может этому не радоваться сельский преподаватель катехизиса? «Sancta simplicitas», ми-ми-ми, и все такое. Веками в базарных спорах оттачивались не только бойцовские навыки, но реальная жажда знаний и способность к философским абстракциям. Я только за. Лишь бы не крали, не пили и не переходили разумные пределы, к коим относится и территория моего личного пространства.

Когда эти пределы нарушаются, то я, разумеется, тоже могу раздражиться. Но теперь успокоится бывает сложнее – поскольку мое профессиональное снисхождение и брюзжание здесь уже не работают. За попранными пределами разумного начинается личное и эмоциональное: область нравственного – не (веро)нравоучительного, посвященного морали (тут не каждый меня перетрындит), а именно самому дорефлексивному нравственному чувству. Я хоть и гордец (и прочая), но достаточно трезв для того, чтобы понимать, что здесь, как в бане (притом общей), все равны и ни у кого нет преимуществ. У меня есть друг, который занимает большую должность в министерстве образования, но когда он приходит на родительское собрание в школу своей дочери… в общем, он старается туда не ходить…

Но если уже серьезные и уважаемые в богословии (и мной лично!) люди начинают писать про «гражданина Турции» с кафедрой в «несуществующем городе», с «мифическими правами» и «сомнительным первенством чести», если авторы толстых учебников говорят, что ездить на соборы не обязательно, а люди с серьезными должностями implicito учат, что преимущество Константинополя заключается только лишь в том, что его предстоятель первым выходит на полиелей, а кто думает о большем, тот «папист»… то…

В общем… Или и тут получается, как в военной песне: «нам нужна одна победа» и, поскольку цена нас не волнует, то она может быть любой. Или мы просто все реально вдруг забыли о том, что такое «папизм» - раз уж у сильных нашей Церкви есть соблазн увидеть его в желании собрать собор, претензии на право апелляции и некоторые другие административные функции. На этом настаивали папы Римские? Ок! Так они еще настаивали на том, что Бог – Троица…
Разумеется, папизм (реально разделяющий православных и католиков) неприемлем, подлежит неприятию и осуждению (не могут папы быть выше соборов, безошибочными, автократорами и пр.). Я уж было хотел напрячься и написать немного разъяснений по «папизму», но более осведомленные и более подготовленные к старту уже опередили меня, и слава Богу! Пока нет смысла повторяться. И сил…

Но в этом посте я вообще о хотел поделиться другим своим наблюдением: жонглирование «папизмом» как термином в «профессиональной» среде, использование его не по назначению может свидетельствовать о:
а) Инфляции его смысла, а значит и утрате фактической актуальности концепции, которая за ним стоит – той самой, что явилась водоразделом Запада и Востока. Размываются только неактуальные понятия.
б) Мы незаметным образом стали или ближе друг ко другу или же оказались еще дальше, чем раньше: и папство сегодня уже не всегда таково, как об этом говорилось в наших букварях и раскрасках, и(или)… мы теперь не такие, какими себя противопоставляли другим. Дрейфует не только смысл концептов, но и отображаемая ими реальность изменяется – иногда быстрее, чем соответствующие ей концепты.
в) Противостоять папству (тому, которое «реально плохое») нужно и должно, но не протестантизмом в духе пресвитерианского конфедерализма, реализуемого на уровне поместных церквей. Пока только на этом уровне – джин еще в бутылке. Ведь все епископы равны друг другу, а не только предстоятели Церквей, не правда ли? И не находятся ли равенство епископов одной поместной церкви в отношении подобия равенству предстоятелей всех поместных церквей?

Разумеется, среди моих читателей есть те, для кого я со своим уровнем -- тоже хомячок. Пусть и они не серчают – что с меня взять. И, собственно, мой пост не содержит в себе суждений о тактических действиях Константинополя (и тем более их оправданий) – чтобы об этом судить, нужно знать намного больше деталей происходящего.
В одном из своих интервью, я делился своими опасениями о том, что список имеющихся православных групп в Украине может пополнится еще одним пунктом – названием той структуры, которую учредит Константинополь. Формально мы будем не ближе, а еще дальше от идеи «Единой Украинской Церкви», и если это случится, то не так уж и важно, чьи представления о папизме были более верными. Я бы не стал переоценивать готовность украинцев к компромиссам – это касается всех юрисдикций. Денисенко, например, дал понять, что он не намерен снимать патриарший куколь ни при каком раскладе.

Пытаясь помирить враждующих, можно самому разругаться со всеми – в том числе и с теми, кого так хотелось примирить. Уж я-то знаю, поверьте".

отсюда

  • 1
Чудесно, пресс-секретарь навел тень на плетень, а сути так и не сказал.
Я вот конкретно скажу, не только папство во всех его видах, но и само нынешнее устройство разделяющее церковь на священноначалие и мирян есть язычество. Думаете преувеличиваю? Тогда я вас посылаю..., нет не на... или в...., а ко Христу.
Читаем: "Иисус же, подозвав их, сказал; вы знаете, что князья народов (буквально язычников) господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть бо́льшим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих."
(евангелие по Матфею гл 20 ст 25 - 28)

Для тех кто думает будто, я придаю свой смысл, отсылаю к толкованию свт. Феофилакта болгарского :

"Зная, что страсть к первенству сильна и потому ей надо нанести решительный удар, Он говорит самое неприятное для учеников, причисляя их к язычникам и неверным, коль скоро они ищут славы. Обличая их, Он говорит так: прочие люди величаются своей властью, но любить власть – это страсть языческая; для Моих же учеников вся честь в смирении; посему кто хочет быть большим, тот должен служить слабейшим: в этом и состоит самое великое смирение; пример этого являю Я на Себе Самом: будучи Владыкою и Царем Небесным, Я смирил Самого Себя, чтобы послужить вашему спасению, и настолько, что душу Свою отдаю для избавления многих, – ибо все суть многие."

Если мы честно посмотрим на историю разных церквей, то увидим различия. Так в шотландско-ирландской епископ был подчинен аббату, в гальской церкви диаконы были предстоятелями общин. В иерусалимской и антиохийский определенное время еепископство было родовым, по примеру ветхозаветного устройства. В египетской церкви пресвитеры рукопологали в епископа. Епископ для римской власти был лишь ответственным за могильный склеп, который был могилой мученика. И так, изначального единого усоройства церкви как теперь не было, и епископ был пресвитером, но в отличии от других был предстоятелем общим определенной области, и единственное чем он отличался это в рукоположении нового епископа совместно с другими подобными ему. Апостольские послания обращенные к епископам были не как к руководителям или главам, но как предстоятелям, и не было в их понимании разницы между пресвитером и епископом. Разделение же церкви на мирян и священноначалие стало происходить постепенно, и это, как мы видим не развитие церкви, с деградация, это уступка язычеству.
В апоскалипсисе Глава Церкви Иисус Христос епископов называет "ангелами". Ангел это служебный дух, он не начальствует. А кроме того, второй смысл этого слова Господь указывает на требующуюся чистоту жизни, ангельскую, и в делах, и словах, и помыслах. Современные епископы дают ложное толкование этому, будто через епископа Господь возвещает волю Свою, как через ангела. Но, это заблуждение, если бы это было так, то апостолу не было бы необходимости посылать послание 7 епископам, но Сам Христос непосредственно возвестил бы им то, что передал Иоанну.
Вот в чем причина бед Церкви - в омирщении и забвении заповедей Христовых. А это ведь заповедь, а не пожелание Его.
Для тех, кто может сказать, что это де касается лишь апостолов и их, якобы приемников (это не так, их приемники мученики), то укажу на факт, что во время схождения Духа Святого в горнице Сионской было более 120 человек, не одним лишь апостолам Он был дан, но церкви всей вообще. На Корнилия сотника, Дух Святой сошел без апостолов, как об этом засвидетельствовал апостол Петр.
Забвение евангелия вот что привело нашу Церковь к кризису. То ли ещё будет, увы.

  • 1