?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
ЧТО ПРОИСХОДИТ В ЦЕРКВИ?
СУПчика хочится
kalakazo
Илья Забежинский:


"На днях в сети появилась фотография с всенощного бдения накануне большого двунадесятого праздника. На фотографии пустой храм. И вот замечательные батюшки обсуждают межу собой, отчего так. Ведь и в советские времена, и в 90-е, и даже в нулевые, не было такого.
Что происходит в Церкви?
Я думал об этом. Я пытался упорядочить СВОИ наблюдения и размышления, привести их в стройную систему, но пока этого не получилось, я решил их просто записать по пунктам.
Итак:
ЧТО ПРОИСХОДИТ В ЦЕРКВИ
...6. Церковное руководство, избравшее для Церкви роль идеологического обслуживания власти и безусловной поддержки всех действий этой власти, оттолкнуло от себя интеллигенцию, которая в большой массе своей оказалась этой власти оппозиционна, и которая, собственно, и наполняла храмы в больших городах.
7. Несколько имиджево губительных компаний руководства Церкви, таких как отказ от милосердного ходатайствования за посаженных в тюрьму членов группы Пусси Райт, поощрение радикальных группировок, вмешивавшихся в ход авангардных выставок и спектаклей, вмешательство местных архиереев в культурную жизнь их епархий, а также неумная компания по захвату Исаакиевского собора, специально направленная именно на Петербургскую интеллигенцию, оттолкнули и даже во многом вытолкнули интеллигенцию из Церкви. А просто нецерковную прежде творческую интеллигенцию сделало антицерковной. Причем и по сию пору из церковной среды продолжают генерироваться антиинтеллигентские конфликты, в которых представители Церкви терпят публичное поражение, так как интеллектуальный уровень их оппонентов всякий раз оказывается значительно выше.
8. Руководство и спикеры Церкви ни разу за последнее десятилетие не выступили в роли ходатаев перед властью за третируемых этой властью публичных персонажей, вообще роль ходатая перед властью о находящихся в узилищах руководство Церкви не считает нужным на себя возлагать. Что приводит к новым и новым обличениям его со стороны интеллигенции. Мало того, Церковь выпросила себе у государства специальные уголовные статьи для защиты себя от внешних врагов. И теперь эта система преследования действует автоматически и уже независимо от Церкви. Каждое уголовное дело «за оскорбление чувств верующих» собирает на наши церковные головы новые и новые угли. И в этих уголовных делах Церковь тоже отказывается выступать в роли ходатая перед властью.
9. Вообще оказалось, что нецерковная интеллектуальная часть общества подробно и вдумчиво читала Евангелие. В отличие от многих церковных людей. И все претензии, которые интеллигенция предъявляет Церкви, она предъявляет с точки зрения понимания ими именно Евангелия. Церковь в ответ не готова использовать этот факт для вовлечения интеллигенции в дискуссию именно вокруг Слова Божия, потому что позиция Церкви в этих вопросах вдруг оказывается слабой и анти-евангельской.
10. Церковь отказалась реагировать на голубые скандалы. В России все просто: раз молчат, значит виноваты. Например, на обличения «предателей в рясах» общество отреагировало однозначно – такие обличения в наше свободное время свидетельствуют о внутренней несвободе и тоталитарности Церкви. Напротив, публичное громкое наведение порядка в сфере проповедуемой Церковью половой чистоты стало бы свидетельством, что наши слова не расходятся с делами. Но этого не происходит.
11. Церковь категорически отказалась реагировать на сформировавшийся в обществе запрос на нестяжательную нищую Церковь. От Патриарха до священника. Как-то в русской глубинке один сельский батюшка, узнав о том, что я православный публицист, накинулся на меня:
- Почему вы, журналисты, все время пишете, что мы, священники, не должны стяжать? Мы, между прочим, обета нестяжания не давали.
Отрицательный эффект умножается тем, что государство всерьез взялось за прозрачность доходов не только бизнеса, но и граждан. А Церковь в своей финансовой деятельности, которая целиком строится на пожертвованиях, отказывается быть прозрачной даже перед теми самыми жертвователями.
12. Завершение реставрации большинства храмов и монастырей, а также рост благосостояния городского священства совпал с падением доходов граждан страны после 2014 года и по сегодняшний день. Жертвователи, от крупных и до простых прихожан, видят, что Церковь – не самая нуждающаяся в пожертвованиях часть общества. Пожертвования сокращаются.
13. Смена поколений среди захожан. Захожан становится меньше. В активную экономическую фазу вошли люди, родившиеся после СССР. Они люди практичные, не связаны преемством, традициями, очень хорошо ориентирующиеся в источниках информации. Не пережившие разочарований 80-90 годов, уверенно стоящие на ногах. Церковь как костыль в обычной жизни, которая предлагает им религиозный минимум «свечечка-водичка-водичка-вербочка», им оказывается не нужна.
14. Смена поколений среди прихожан. Люди, не приученные к насилию над ними, к слову «надо», считающие, что все могут и должны выбирать сами. Практичные. Не тратящие времени понапрасну. В тех делах, к которым приходится себя понуждать, ограничиваются минимумом. Для чего всенощное? Достаточно литургии. Для чего на литургию каждую неделю? Достаточно раз в месяц. А в принципе, хватит и на Рождество и на Пасху.
15. Негибкость календаря и устава. Когда зимой все празднуют и путешествуют, Церковь настаивает на посте. Когда летом все едят мороженое, православным детям наливают рыбный суп. Больше 200 постных дней в году требуют от обычного человека быть бОльшую часть времени показательно инаковым. Отступление от внешних проявлений религиозности, как пост, приводит многих к унынию и невозможности вернуться к нормальной литургической жизни.
16. Обязательность и спасительность постов и правил до сих пор проповедуется больше, чем обязательность Евхаристии. Отказ христианином от причастия и даже просто посещения воскресной Литургии оттого, что человек не смог соблюсти несколько дней поста перед причастием и вычитку молитвенных правил, приобрел в церкви массовый характер.
17. Еще про вечерние богослужения. В смешанных семьях, а их много, если один из супругов пытается посещать полностью все воскресное богослужение, вообще нет времени для обычного общения всей семьей. Ни в гости сходить, ни гостей принять, ни в кино, ни в театр, ни за город погулять, ни просто друг против друга посидеть, помолчать.
18. Непонятность богослужения. Сейчас, особенно по мере прихода в Церковь практичного молодого поколения, следует говорить, скорее, о его уходе из Церкви. Они вообще не понимают, что происходит в Церкви. Старшее поколение тоже не понимает и не понимало, но оно привыкло к словам «надо» и «так положено». Молодые не хотят и не будут слушать непонятные тексты. Этих людей мы просто теряем.
19. Прозрачный информационный мир. Благодаря ему, в том числе, Церковь потеряла внешнюю сакральность. Оказалось, что в ней есть все напасти обычного мира: вранье, коррупция, стяжание, хамство, властолюбие и лизоблюдство. Как бы мы ни пытались закрываться, Церковь, открытая всем ветрам, открыта теперь и всем глазам и ушам. И никто не вредит Церкви больше самих церковных людей.
20. Кошмар и ужас политических и патриотических проповедей. Вместо Христа очень часто можно услышать с амвона про великую Россию и загнивающий Запад. Если бы сам много раз не слышал, не писал бы. Если бы не видел людей, которые сбегали из Церкви от таких проповедей в никуда, считая, что это и есть Православие, тоже не придавал бы этому значения.
21. Провал миссии. При полной свободе Церкви активная миссия не ведется. Никто Слова Божия в мир не несет. Паства не увеличивается количественно. Следует ли считать сложившиеся 1,5 – 2 процента от населения православной когда-то страны в наших храмах нормой или все же полным профанированием апостоличной природы Церкви?
22. Инфантилизм церковных общин. Отсутствие ответственности за судьбу прихода, за отношения общины с настоятелем, за отношение прихода с архиереем. Часто этот инфантилизм поощряется авторитарностью самих священников. Храм, который не содержит община, общине не нужен. Надо служить в гараже, в квартире, в беседке. Ситуации, когда сельский священник для содержания храма занимается сельским хозяйством, продает туристам сувениры, при доходе в двадцать тысяч рублей ищет спонсоров в столице на конвертик архиерею в тридцать тысяч рублей – это аномалия, это не нормально, это, возможно, даже порочно.
23. Церковь у нас епископская и все зависит у нас от епископов. Думаю, поворот нашей иерархии лицом к людям и к описанным выше проблемам произойдет не от того, что вопросы добра и зла начнут их волновать с какой-то особой силой, а от падения доходов. Доходы будут снижаться, дойдет до банкротств приходов, невозможности платить епархиальные взносы в прежних объемах, и отказа священников служить на приходах без доходов. А может, и не будет поворота. Станут мощи из Греции возить не раз в два года, а каждый месяц, и не по нескольким городам, а по всей стране, и не надо будет поворачиваться ни к кому лицом".

отсюда

Церковное руководство, избравшее для Церкви роль идеологического обслуживания власти и безусловной поддержки всех действий этой власти, оттолкнуло от себя интеллигенцию...
Всем противно!

А интеллигенция оттолкнула от себя Бога, своим высокомерным отношением к другим людям. Я вижу эту интеллигенцию в храме развлекающимися болтовнёй друг с другом во время литургии,са потом они же предъявляют претензии ко всем кроме себя. Вот и этот пост о том, что каковы они хорошие, не то что какие то попы и епископы, они не таковы как все они. Что мешает интеллигентам стать подлинными христианами? Отсутствие видения себя больными, с этого начинается путь христианина.
А епископы и многие попы, разве это не интеллигенция? Они самые родные, большинство имеют дипломы светских вузов и считают себя выше прочих людей.

(no subject) (Anonymous) Expand

поворот нашей иерархии лицом к людям

не произойдет. Это не в обычае действующей власти. Скорее начнут проталкивать закон об обязательной десятине, как в Германии, например. Раз вся Европа так делает, то и нам надо. Разве нет?
А всего-то надо было - любить ближнего, как Христос предлагал. Но кто его слушает, это ж не рентабельно.

(Deleted comment)
А если бы РПЦ была в оппозиции к власти? Число последователей было бы таким же жалким, как у известных современных оппозиционеров.

С другой стороны, разве проблема в малом количестве прихожан? Беда, что они духовно бесплодны, а иные испортили здоровье, карьеру, оказались в бесовской прелести, психушке, или коньки отбросили -- и это все с подачи попов.
И это все стало явственно в последние 25-30 лет "великого духовного возрождения".
Видя такие результаты пастырского окормления, кто захочет к ним идти?

Попы кормят народ пустыми словами. Но часто это даже не нейтральные лозунги-пожелания, как у коммунистов, а душегубительные слова под приправой христианства.
Раньше на такую наживку привлечь можно было профанов, не разборчивых в духовной жизни.
Теперь же на это клюют разве что люди с нарушенной психикой - этим и становится костяк целевой аудитория РПЦ.

Вот именно пустая болтовня за которой совершенно ничего нет , кроме многих покалеченых жизней.

Стандартные рецепты софистики из бурсачего курса и более ничего.

Вообще Церковь в современном обществе если служит государству тем более государству такому как РФ это ничто иное как инструмент лицемерия и искалеченных жизней. Никакого Бога в ней нет. Собственно вообще вся христианская мессианская парадигма и единобожие весьма сомнительные вещи насаждавшиеся силой при централизации государств.
Но тут возникает ещё один момент - Церковь которая не служит интересам государства а служит интересам народа - её прихожан, по определению не богата особенно в такой стране как РФ - люди инстинктивно это понимают. Что крутые тачки и дома не получить если говорить правду в РФ и реально стремится помочь людям.
Так что ... сдохнет эта контора и не жалко.

Ароныч прав по всем пунктам. Респект

Он предъявляет претензии о миссии. Флаг тебе в руки! Илья Аронович, я сроду не слышал о миссионере Илье Ароновиче. Покажите нам Ваши личные достижения! Что Вам мешает в пору интернета, Ютуба и социальных сетей. Нет такого миссионера. Почему?

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
Хорошо написано !
Добавлю:
огромный вред Церкви наносит уверенность в том, что сейчас в России возможна массовая религиозность. Нет, невозможна. Разве какие-то страшные катаклизмы могли бы сейчас привести большинство народа к Вере. Нужно бросить массовость и охват и держаться за каждого отдельного человека.

А если таких отдельных людей нету? Если все сплошь серость, но зато из них можно скомпоновать неплохую команду.
Как бывает в спорте: иной спортсмен никакой, в личном зачете у него всегда полный провал. Но по блату тренер пристраивает его в участвовать в командных соревнованиях, чтобы в командном зачете получить медальку.
Вот командное спасение бывает же, или нет?

Я бы еще добавила преследования иеговистов и протестантов.

Иеговистов закрывать давно нужно было, эта секта лжи, занимается сбором информации и денег с доверчивого населения, если когда нибудь вскроется тайна их обогащения, то епископы РПЦ в сравнении с ними будут, таки нестяжателями. Плюс ещё, они реально нанесли тысячас своих адептов физический и психологический вред, уже по одному этому их должны были закрыть.
Что же касается писанины Аароныча, то тут вопрос к нему один - что слелал ты чтобы церковь стала лучше? Ру, и естественно, все претензии что он предъявил церкви, может предъявить самому себе, ибо главного он так и не понял для чего Иисуа Христос создал церковь и чем должен заниматься каждый христианин.
По моим многолетним наблюдениям, самый худшие прихожане из числа интеллигенции, в большинстве своём они бесплодны и ещё более омирщили церковь. Церковь бабушек в платочках была лучше, они хотя бы в церкви молились, каялись и насколько могли следовали за Христом, интеллигенции же церковь чужда, это во всем видно в их отношении к церкви, если завтра, к примеру, начнутся реальные гонения, они первыми отрекутся от Христа и скажут, что это было просто увлечение, впрочем некоторые попы из интеллигентов и без гонений уже сейчас отрекаются от креста, который взяли на себя. Сегодня выбросили крест, завтра и Христа выбросят из своей жизни, так и не поняв, что проблема в них, в их языческом мудровании.

Так отверглись силы Божией. С 15 года, когда Брянские епископы отказались от преемственности и патриархия поддержала их, все и пошло наперекосяк. Собор архиерейский 201б, собор на Крите, Болгария и Украина и т. д. Осталась только форма служебная и административная. А сколько истерики не закатывай и не убеждай оппонентов, что ты благодатное священство, благодати и силы Божией нет. Форма только и держится сейчас телом и кровью Христовой. Да держится не на кормление и восхваление наемников в митрах, а ради избранных.

Так было всегда. Идущие за Христом в меньшинстве, идущие за первосвященниками - в стадном большинстве.

Молодец Забежинский. Церковное руководство, избравшее для Церкви роль идеологического обслуживания власти и безусловной поддержки всех действий этой власти - Особенно отвратительно.Свиньи противные.

Варвара
Все давно обьяснили Св. Отцы!
Люди вместо научений Св. Духа поступают по своему мудрованию, отсюда развал в государстве, в Церкви, в душах!
Сейчас все нормально, все сыты, если и есть устремления к лучшему, то только к материальному, все хотят творить волю свою! Вот получается "имей мя отреченна"!

Описал всё довольно точно но вот про поворот иерархии лицом к людям по причине падения доходов это смешно.
Повернутся то они конечно же повернутся только вот с каким выражением лица, неужели лицо иерархии будет жалобным и стыдливо просящим?

И чего там точно описано? По некоторым пунктам я сделал замечания, внизу мой пространный коментарий. Не буду себя утруждать развеивать по большей части эту болтовню пустопорожнюю. Афффтар страдает не пониманим многих вещей, а в главном - в чем суть духовной жизни. Вот у меня человека с нормальной церковной традицией, вызывает недоумение - постоянное нытьё т.н. интеллигенции, стоим что-то не так проповедуют, что им что-то не объясняют, что им постоянно все, всё должны, а они к себе претензий ни каких не имеют. В большей степени т.н. интеллигенция это люди не воцерковленые, мне смотря на то, что литературы сейчас много, не то что в 80х и даже в 90х, но если читают, то не святых отцов церкви имевших реальный опыт жизни в Духе Святом (это и есть, кстати, духовная жизнь) они читают что угодно, кто протестантских коментаторов на евангелие вместо толкования отцов, кто читает миендорфа, шмемана, а не труды отцов. Но и это пол беды, даже читая святоотеческую литературу, они умудряются понимать иначе, нежели было написано, упускают из вида, как сейчас принято говорить, вещи которые были тогда понятны по умолчанию, а теперь их нужно учитывать.
Вот он говорит о частом причащении. И что, кого это частое причастие возвело на Небо? Я вижу печальные результаты этой практики - фактически магическое отношение к причастию делает людей духовно мертвыми, у них это входит в привычку, они испытывая положительные эмоции путают их с благодатью, а сами не меняются в лучшую сторону.
Если внимательно посмотреть на то, что творится во время литургии в наших храмах, просто ужас, шум, гам, хождение, играют в игры на смартфоне, только пока ещё не курят. И что в этом епископы и попы виноваты? А может мирянам нужно обратить свой взор на себя самих, и задать вопрос- а христианин ли я, или язычник с рестиком на шее? Если мне страсть многоглаголания важнее Христа, христианин ли я?
Дерево растет с земли, без корня дерева не бывает, миряне это корни дерева, попы это ствол, а епископы крона и плоды. Если корни гнилые, то и всё дерево как бы внешне не выглядело бы - обречено погибнуть.
Лекарство для исцеления просто - знай себе и хватит с тебя.

Хорошая статья. А если посмотреть на происходящий исход верующих из под управления этой якобы русской церкви под другим углом зрения? Что это, если не гонение на истинно верящих во Христа? Я говорю о тех, что сейчас неподвластен лжесвященству, но остались верными Православию, Христу. И не очень важно где и как они приобщаются к таинствам церкви, находят как. Они вынужденно в таком положении. И благо есть, что есть понимание происходящего. И есть и священники, и монахи, может быть и архиереи существуют верные. Знать бы мирянам о таких, чтобы обращаться к ним хоть иногда. В инете всё больше об негативе мы читаем. А напишут о хорошем батюшке, так к нему быстро ч… заявится. Чай не в раю живём. Вот и формируется малое стадо верных.

Еще один глас вопиющий в духовной пустыни, интересно будет ли он каплей переполнившей чашу терпения Господня?

Этот глас пустозвона. У него претензии не к себе, а к церкви. Практически по всем пунктам что он обозначил он может предъявить претензии к себе самому.

Самое интересное, что церковная система со своими проблемами переживёт всех нас, а вот что будет с нами и нашими личными проблемами - большой вопрос. Это я про искушение нашей интеллигенции, которая спасая Церковь, нередко забывает про необходимость своего личного спасения. Изменения в лучшую сторону возможны только в одном случае: политэкономическом кризисе страны. А к нему можно прийти только путём углубления духовно-нравственного кризиса. Далее - катарсис и опять новый цикл. Самое благоразумное - искать личный выход из этого "колеса сансары", а остальное предоставить Богу, как главе Церкви.

"Церковь категорически отказалась реагировать на сформировавшийся в обществе запрос на нестяжательную нищую Церковь."

Аффтар нестяжатель, нищий? Нет? Ну, так, вопрос этот обрати к себе, ну и к своим предкам, аж до самих первосвящеников стяжателей. Проблема не в стяжании, и тем более нив нищите, а в омирщении, которое принесли в церковь, как раз та самая, якобы думающая интеллигенция, а по факту стадо фарисеев не имеющих духовной традиции, да к тому же очень любящих самих себя и превозносящихся над другими, не интеллигентами.

"Провал миссии. При полной свободе Церкви активная миссия не ведется. Никто Слова Божия в мир не несет."

Паки и паки повторяю, для тех кто на бронепоезде. Миссия и катехизация два разных понятия. Миссиия сопряжена с просвещением совесем Бога не знающими, и в большинстве запечатлевается мученрческой смертью, а катехизация, суть оглашение, или просвещение, дело любого, и даже мирянина, вот аффтар вполне может предъявить претензию и к себе, почему не занимается катехизацией, а постоянным балабольством, может другого не умеет.

"Непонятность богослужения. Сейчас, особенно по мере прихода в Церковь практичного молодого поколения, следует говорить, скорее, о его уходе из Церкви"

А не стыдно в эпоху интернета, говорить о не понятности богослужения? Это же какая лень то парализовала людей! До 90х годов было сложно найти евангелие почитать, не говоря уже о святых отцах, троицкие листки были чуть ли не единственным источником познания. Сейчас же в интернете море литературы, и вопят о не понятности. Так что это за передовая интеллигенция, не способная восполнить не достающих знаний?

"Смена поколений среди захожан. Захожан становится меньше. В активную экономическую фазу вошли люди, родившиеся после СССР. Они люди практичные, не связаны преемством, традициями, очень хорошо ориентирующиеся в источниках информации. Не пережившие разочарований 80-90 годов, уверенно стоящие на ногах. Церковь как костыль в обычной жизни, которая предлагает им религиозный минимум «свечечка-водичка-водичка-вербочка», им оказывается не нужна."

Аффтар в каком мире живет? Именно этот минимум и удовлетворяет нынешних захожан, и это не попы проповедуют, а именно сложилась таковая традиция в тех самых 90х. И по сию пору, на свечки и записки отдадут массу денег, а реальному нужающемуся, хорошо если дадут рублей 10, я имею ввиду не профессиональных попрошаек.

Ещё раз убеждаюсь, так называемая интеллигенция, малопродуктивна в духовной жизни, причин этому масса, все не перечислишь, но главная это отсутствие понимания, что духовная жизнь это когда ты требуешь от самого себя, а не от других, когда себе предъявляешь претензии, а не к другим. Епископами и священниками не рождаются, ими становятся, порой те самые интеллигенты, принося, а порой насильно навязывая всем то видение церкви и духовную жизнь, что вынесли из своего мирянского прошлого.
Хорошо сказал Господь преп. Антонию Великому: знай себя и зватит с тебя.



Комментатор, начини с себя. Любая дискуссия с непредставившимся анонимом - занятие бесполезное. А переводить вину на мирян - это мы уже проходили, скучно это.

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand