?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Про «Всемирный совет церквей»...
СУПчика хочится
kalakazo
Прот-Всеволод Чаплин

Мемур про «Всемирный совет церквей»:


"Я познакомился со «Всемирным советом» сначала по статьям о его деятельности в официальной церковной печати, а потом по первому опыту совместной работы — в 1989 году Центральный комитет этой организации собирался в Москве, и я координировал издание его пресс-релизов в русском переводе. Энтузиазм по поводу происходившего у меня был довольно высокий — как же, «единство христиан», «устранение перегородок», «дружба с Западом»! В последний день работы нам устроили поездку на речном трамвайчике на пикник, где все радостно перепились — и можно было поговорить с иностранцами на самые сложные политические темы. Нашлось, конечно, очень много точек соприкосновения — ведь конфессии, доминирующие в ВСЦ, занимают левую часть политического спектра и склонны ругать капитализм, особенно американский. Тем более что около половины участников составляли люди из так называемого Третьего мира. Кстати, не забуду одну ВСЦшную посиделку в гостинице, где мы смотрели футбольный матч сборных США и Бразилии. Все, включая американцев, болели против «звездно-полосатых». Я решился пойти наперекор и поболеть за Америку. Остальная компания возмущенно молчала, когда я радовался голам «классового врага».
Года с 1992-го я начал участвовать в разных коллегиальных органах ВСЦ — сначала в «Комиссии церквей по международным делам», которая занимается политической проблематикой и представляет экуменическое сообщество в ООН, потом в Центральном комитете. По всем вопросам неизменно велись вязкие, напряженные дискуссии. Западные леволибералы постоянно продвигали свою повестку дня: сначала борьбу с «дискриминацией женщин» (в том числе при поставлении священников), затем свободу самовыражения любых религиозных меньшинств, потом «права гомосексуалистов»… То какой-то стенд феминисток в фойе появится, то выступит «пасторша» с пламенной речью:
— Я лесбиянка и этим горжусь! Такой создал меня Бог, и я прекрасна!
Православные Церкви и православные страны часто обвинялись в различных «нарушениях», особенно в связи с балканскими войнами 90-х годов, ограничением деятельности сект и зарубежных миссионеров. Люди, очень плотно сотрудничавшие с правительствами и, полагаю, спецслужбами Запада, обвиняли нас в «работе на КГБ и режим Ельцина/Путина». В общем, двойные стандарты процветали, как и в любой организации, где доминирует Запад. Впечатление было одно и то же: «Им можно — нам нельзя».
Приходилось выезжать в конфликтные регионы — на Балканы, в Африку, на Корейский полуостров. После долгих сидений над итоговыми документами удавалось в лучшем случае избежать осуждения «незападной» или не союзной Западу стороны конфликта. Обычно ограничивались обтекаемыми формулировками. Вообще ничего, что радикально расходилось бы с позицией «мировых» элит, ВСЦ не принимал. Например, традиционное для большинства христиан осуждение абортов там практически никогда не декларировалось. Как-то раз я предложил процитировать в документе один древний текст — о том, что духовное совершенство не достигается без трудностей, а комфорт не полезен. Заматывали искусно, придумывая какие угодно отговорки типа «неформата». Потом один участник дискуссии в баре прямо мне сказал:
— Как мы могли это принять? Это же прямо противоположно нашему этосу, самой нашей сути!
Если что и было полезного для меня в деятельности ВСЦ, то это опыт процедурной интриги. В совете происходила ожесточенная борьба за руководящие бюрократические посты, за разные почетные позиции, за выделение и распределение грантов от религиозных центров, «гуманитарных» фондов, структур ООН и ЕС. Вся эта возня была в принципе пустой и глупой, хотя наш внешнецерковный аппарат уделял непропорционально много внимания тому, кто где «засядет» в очередном ЦК или исполкоме, — так повелось со времен еще советских, когда «завоевание» почетных международных постов ценилось властями. Впрочем, бороться приходится и сейчас — ведь ко всем позициям постоянно рвутся агрессивные феминистки, ультралибералы, представители сексменьшинств, лица, близкие к западным спецслужбам.
При этом в ВСЦ очень уважают правила и процедурную честность (напомню, что эту организацию создавали европейские и американские протестанты). Если ты нашел в действиях недругов какую-нибудь некорректность — можно эффективно требовать соблюдения устава или регламента. Внес поправку или поправку к поправке — и можно долго искать взаимоприемлемых формулировок. По вопросам балканских войн, «прав» сектантов и гомосексуалистов мы мучились над документами долгими часами, иногда до поздней ночи. Радикальные прозападные пассажи обычно удалось убрать.
Этот опыт много раз пригодился мне потом в России — правда, у нас правила соблюдают не все и не всегда, а о честности процесса говорить не приходится. Попробовал я, например, применить «систему ВСЦ» в Общественной палате. Провел поправку в регламент, позволяющую каждому члену этого органа знакомиться с проектами решений до их постановки на голосование и вносить поправки (в принципе обычная практика в парламентах и международных организациях). Однако новую регламентную норму руководство палаты попросту не исполняло, прикрываясь совершенно жульнической демагогией. Потом эту норму тихой сапой не включили в новый проект регламента — и наскоро проголосовали его, несмотря на мои протесты. Я и другие члены ОП проводили на пленуме через голосование какие-то решения — но аппарат попросту их не исполнял, руководствуясь волей мелких чиновников из Администрации Президента. Словом, ложь на лжи сидела и ложью погоняла…
Но и в ВСЦ, при всей формальной демократии, политкорректность и балансы интересов постепенно убивали содержательную сторону общественно-политических документов (чисто «теологические» давно перестали быть интересны кому-либо, кроме их авторов). Позиция совета, как и других официальных экуменических организаций, сегодня мало кому интересна, в отличие от 60-х — 80-х годов, когда они были ареной соприкосновения западного и советского блоков. Вы практически не встретите упоминания о документах ВСЦ в каком-либо крупном СМИ и на каком-либо собрании за рамками самого совета.
Единственная относительно яркая позиция была занята по отношению к глобальному финансовому капитализму — здесь мы объединились с «левыми» протестантами «третьего мира» и некоторых стран Запада. Так, в 2010 году при моем участии были разработаны документы европейской консультации ВСЦ по вопросам глобализации. Там говорилось: «Глобальная экономика и глобальная власть могут быть призваны к ответственности глобальным гражданским обществом. <…> Мы бросаем вызов структурам власти, требуя, чтобы они стали более прозрачными, ответственными и представительными. Народы мира должны получить контроль над глобальными политическими и экономическими процессами». Совет поддержал и идею налога на финансовые транзакции, предложенную в конце 70-х годов нобелевским лауреатом Джеймсом Тобином.
Дискуссии на социально-экономические темы были очень яркие — и проходили при доминанте левого, почти марксистского дискурса. Как-то я выступал на огромном экуменическом собрании в Бразилии. Темой была социальная справедливость. Покритиковал, как обычно, глобальный капитализм, но добавил:
— Я приехал из страны, где семьдесят лет доминировал тоталитарный марксизм. Поверьте мне, это тоже не выход.
Две тысячи людей, находившихся в зале, одномоментно зашипели, забурчали. Кто-то даже свистнул. Все-таки коммунистические симпатии в Латинской Америке более чем живы — особенно среди протестантов «первого поколения».
Впрочем, левачество в ВСЦ все больше соединялось с крайним либерализмом. Уже к концу 90-х я начал откровенно издеваться над всем происходившим в совете, причем прямо на заседаниях. Вместе с некоторыми западными шутниками мы сочиняли хохмы про самолюбивого и довольно авторитарного генсека Конрада Райзера — называли его то «Кайзером», то Конрадом I, «королем трех сотен церквей в одной сотне стран» (примерно такова численность коллективных членов ВСЦ). В 1998 году на ассамблее ВСЦ в Хараре я хорошо оттоптался на феминистках, после чего видная деятельница совета американка Дженис Лав в газете для участников форума заявила, что «никогда еще не слышала настолько антиэкуменического заявления». На ассамблее 2006 года в Порту-Алегри я распространил издевательский памфлет «Заповеди постхристианского язычества», где от души поглумился над леволиберальной ревизией христианства в ВСЦ.

Заповеди постхристианского язычества
Настало время проявить честность: сегодня во многих «христианских» кругах верой на самом деле является постхристианское язычество. Так почему бы нам не сформулировать его символ веры? Его даже можно провозгласить на ассамблее в Порту-Алегри (по крайней мере, среди делегатов из Западной Европы) в ознаменование окончательной победы над тьмой фундаментализма!
Сначала Десять заповедей:
Я есмь, в общем, непознаваемое Высшее Существо (некоторые глупые люди называли меня, прошу прощения, Богом или даже Отцом), — верь в меня, в кого угодно другого или просто во что хочешь. Не имеет значения!
Но не молись ужасным идолам расизма, сексизма, возрастизма, религионизма, национализма и капитализма. Либерализм и марксизм дозволены, но в меру.
Не произноси имя Господа твоего в мужском роде. Не произноси его публично вообще, ибо оно может ранить столько хороших людей!
Празднуй субботы с иудеями и пятницы с мусульманами. По воскресеньям ходи на пляж. Не трудись в эти дни, проявляя солидарность с теми, кто вынужден работать.
Почитай матерей-основательниц и отцов-основателей Демократии и Просвещения. Они сделали всех и навсегда счастливыми, даже если кто-то из вас по глупости не согласен с этим.
Не убий (если ты не член освободительного движения).
Кради только у богатых.
Изнасилование и сексуальное домогательство запрещены. Педофилия тоже (до 2030 года). Все другие виды сексуального поведения этими заповедями не регламентируются.
Не говори ничего неполиткорректного: Большой Демократический Брат следит за тобой.
Не возжелай ничего, идущего в разрез с плюрализмом и терпимостью: не беспокой Большого Брата, управляй своими мыслями изнутри.
И, конечно, Заповеди блаженства:
Блаженны нищие, ибо они могут критиковать богатых.
Блаженны толерантные, ибо они наследуют Землю.
Блаженны алчущие и жаждущие социальной справедливости, ибо они никогда не насытятся ею.
Блаженны пацифисты, ибо их охраняют армии.
Блаженны говоруны-правдолюбцы, ибо последний суд всегда будет в их руках.
Блаженны борцы за свободу, ибо они всегда правы.
Блаженны борющиеся с темнотой прошлого, ибо их не заботит, что о них скажут в будущем.
Блаженны угнетенные на какой угодно основе, ибо их есть Царство масс-медиа.
Блаженны представляющие себя жертвой, ибо это приносит победу.
Радуйтесь и веселитесь, ибо награда в мире сем вам гарантирована!

«Прогрессивные» деятели, прочтя этот текст, долго скрежетали зубами. Один мне сказал: «Неужели ты в самом деле думаешь, что мы такие плохие? Педофилию-то мы никогда не одобрим». Однако мои прогнозы насчет ее одобрения к 2030 году некоторыми западными «христианами» остаются в силе — и вполне могут сбыться.
Ни на какие совместные молитвы я к этому времени не заглядывал — наоборот, демонстративно их игнорировал. На одной из экуменических ассамблей мы с другим делегатом из России даже устроили перформанс: под пение анафем сожгли экуменический молитвенник недалеко от здания, где совершалось торжественное «богослужение открытия». Довольно обычным делом было пририсовать у двери туалета букву «С», чтобы получилось «WCC» — английская аббревиатура от World Council of Churches. В общем, разгоняли скуку как могли".

отсюда

  • 1
Он противоречит сам себе, утверждает, что в Совете Церквей все, даже американцы, были против Америки- и тут же говорит, что там были двойные стандарты и Запад наших давил. Если ты такой мастер стал в интригах, почему вылетел из команды патриарха, как пробка? И видно, что ему не хватает той атмосферы свободы, дискуссии, общения, как там было. Эх, фашист-фашист, а ведь когда-то и ты был молод и чист. Экуменизм- будущее человечества, и его молодость!

Браво! Радуете трезвомыслием, это Ваш неподражаемый стиль! 🙏


Твоё будущее это чип в руке , шестерки на лбу и строгое посещение экуменной новой церкви , обязательно -принудительное посещение

Молод и чист Чапа не был никогда.
Ибо с младых ногтей был внедрён в церковь именно Комитетом

Ну, т.е. молод был конечно )))

Человек Суркова.

После того как Чаплина померли с должности, он стал куда интереснее и веселее, даже иногда хорошее впечатление производит, книжки интересные и более-менее честные стал писать. А раньше был эталоном конформизма и подлизывания государственных и сановных задниц. Да и перлы упоротые выдавал с завидной регулярностью.

На одной из экуменических ассамблей мы с другим делегатом из России даже устроили перформанс: под пение анафем сожгли экуменический молитвенник недалеко от здания, где совершалось торжественное «богослужение открытия». Довольно обычным делом было пририсовать у двери туалета букву «С», чтобы получилось «WCC» — английская аббревиатура от World Council of Churches. В общем, разгоняли скуку как могли."

Распространить бы этот опыт в общецерковном масштабе!

  • 1