?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Горгоны революции...
Простите
kalakazo
Покидая сии мрачныя дворы-колодцы в начале Гороховой,
не могу не вспомнить свежевавших здесь в качестве палачей
Варвару Яковлеву и Елену Стасову.
Что-что, а женщины в ЧК обессмертили свои имена
самой лютой беспощадностью к "врагам народа",
намного превосходившей классовую ненависть
мужланного сословия.
Их именами пугали маленьких детей,
а попавшие в ЧК молили Бога только об одном:
чтобы они не попались в руки к этим неистовым фуриям
в обрызганных кровию кожанках.
В Екатеринославле ещё до недавних пор с содроганием
вспоминали Конкордию Громову,
"товарища Розу" – в Киеве,
Евгению Бош – в Пензе,
"чекистку Любку" – в Баку,
"чекистку Зинку" – в Рыбинске,
Веру Брауде – в Казани и Томске,
бывшую фельдшерицу Ревекку Майзель-Пластинину – в Архангельске,
Надежду Островскую – в Севастополе,
эта милая учительница начальных классов
была заглавным мясником
в расстреле офицеров Черноморского флота.
В Одессе прославила себя венгерка Ремовер,
раздевая подозреваемых и пытая их голыми,
вместе с подозреваемыми расстреливая заодно
и вызванных на допрос свидетелей.
Там же ещё на пару с ней и зверствовал негр Джонсон.
Но всех затмила славою Розалия Залкинд – "Землячка",
совместно с Бела Куном расстрелявшая в Крыму
в 1920-м 50 тысяч белых офицеров.
Это именно о её пыточном мастерстве
писал тогда же Максимилиан Волошин:
"Правду выпытывали из-под ногтей,
В шею вставляли фугасы,
“Шили погоны”, “кроили лампасы”,
“ Делали однорогих чертей”».
Как-то в питерском Доме на набережной,
построенном когда-то для политкаторжан,
меня познакомили с прелюбезнейшей бабулей,
вязавшей для любимого правнука носочки:
никак в моём сознании не сходилась
память нецих об огненной Горгоне,
в 34-м у подозреваемых прищемлявшей пальцы рук в дверях
и каблуками ломавшей челюсти,
вот именно с этой обаятельнейшей старушкой –
персональной пенсионеркой союзного значения
с двумя орденами Красного Знамени
под портретом железного Феликса на подушечках
в ея "красном углу",
и носившей то же самое имя и ту же самую фамилию.
«Однофамилица, – подумал тогда я, –
чего ведь в жизни только не бывает...»


  • 1

«женский карательный отряд каторжанки Маруси»

«новая экономическая политика требует новых способов, новой жестокости кар» - Ильич, будь он неладен.

надежда островская

Маме рассказывали еще живые свидетели - расстрелянных опускали в бухту с привязанным к ногам грузом, так что на дне они стояли целыми шеренгами, как на демонстрации. Водолазы, видевшие этот парад мертвецов, седели за один день.

Re: надежда островская

А вас, госпожа моя, не интересовал феномен дамской жестокости:
почему женщины прокуроры и женщины судьи всегда на порядок
выносят более суровые приговоры чем мужчины?
Почему в школах столь много унижений испытывают мальчики именно от "училок",
и в известных мне семействах именно столь много дамской агрессии и садизма?

Re: надежда островская

Ну да, ну да. Не жены и не мироносицы. И непоправимостью ужасает, и на требующую выразимости тайну не тянет – отпадение страшное, потому что несвойственное. Какими словами объяснить феномен личного выбора того, чего на белом свете вообще не могло быть? Безысходность.

Re: надежда островская

О да! Вспоминается Антонина Макарова: "Какая чушь, что потом мучают угрызения совести. Что те, кого убиваешь, приходят по ночам в кошмарах. Мне до сих пор не приснился ни один". А ведь полторы тысячи человек расстреляла собственноручно. И на старости лет думала: "Вот, зачем опозорили, дадут теперь года три условно. За что больше-то?" Тоже носочки детишкам вязала.
Женская жестокость - это ж оборотная сторона женской сентиментальности и чувствительности, как депрессии, стремление к суициду и пр. - оборотная сторона мужской амбициозности. Об этом хорошо у Флобера в "Г-же Бовари" написано. Как в операционной себя чувствуешь, читая это роман: все, о чем женщины и сами себе стесняются говорить, разложено под ярким светом на полочках. А ароматец-то какой! За это и роман неоднократно запрещали как "непристойный", однако для трезвения он хорош.
Ведь женщина по природе своей более крепка психически, ей детей растить, кормить и пр. Поэтому если она "съезжает", это всегда намного страшнее, падение глубже, последствия необратимее. Признаком потрясения самих основ служат вот такие "съехавшие" женщины (из упомянутых Вами многие были психически нездоровы, как, например, Ремовер, которая, пытая голых людей, испытывала сексуальное удовольствие). Обывательская мораль, закрепляющая "двойные стандарты" в отношении мужчин и женщин, как-то подтверждает неуловимое ощущение: когда женщины пускаются во все тяжкие, весь мир должен быть готов к гибели.

Re: надежда островская

ИМХО дело не поле (в гендерном смысле), а в возрасте. Юный Аркаша Голиков даже в тех условиях был направлен в дурдом, т.к. его садизм вызвал сомнения у коллег. Или, допустим, трагедия Николаевска на Амуре, когда был уничтожен целый город(!) по приказу некого Якова Тряпицина

А Стасова была еще и большим прагматиком в терроре... Как она сама вспоминала, когда после убийства Урицкого Зиновьев "предложил разрешить всем рабочим расправляться с интеллигенцией по-своему прямо на улице", то нашла она убедительный довод против: "Я сказала, что считаю предложение Зиновьева неправильным, так как оно обернется против нас в первую голову. Черносотенцы начнут действовать под видом рабочих и перебьют всю нашу верхушку". Такое вот рациональное "ограничение" террора... И вообще, показательная цитата во многом.

ужасные картины, но

все же откуда-то это взялось, где-то выросло. И кто-то поливал эти поначалу чахлые всходы. Недавно краем глаза посмотрел по телевизору какой-то фильм, где утверждается, что во всех бедах виновата Англия. Или евреи. Или поляки,или "кавказские человеки", или обобщенно Запад. А между тем и литературный Шигалев никакого отношения к внешним силам не имеет, и в Народной Воле пока мелькает лишь несчастная Геся Гельфман на вторых ролях. А весь русский террор в зачатке это исключительно "русские юноши и девушки" из хороших семей, шедшие на каторгу или в административную ссылку исключительно потому, что их первоначальные вполне легальные общественные побуждения натолкнулись на террор сверху.
Пример "петрашевцев" идеально демонстрирует общественный запрос и правительственный на него ответ.
Уже к 905 году в России для огромного числа людей не существовало иной системы координат кроме террора сверху и террористического же на него ответа снизу. Что же удивляться, когда эти люди в 17-18 г.г. пришли к власти у них подчас и проблемы нравственного выбора не было.

Re: ужасные картины, но

Да. Мне кажется, это правда и это трезво.

Re: ужасные картины, но

Спасибо за Ваше замечание. Сейчас почему-то принято, воперки фактам и дошедшим свидетельствам воспевать некую "Святую Русь", весьма произвольно видимую в крайне несовершенной бюрократии анахронического российского самодержавия. Каким образом должны были ответить те же евреи на "черту оседлости", "трёхпроцентный барьер", "Кишинёв" и т.п. проявления "отческой милости и благости"? А "чухна", а "армяшки", а иные прочие? И, раузмеется, в первую очередь, российское просвещённое общество на приводимые Вами неоспоримые свидетельсва истории.

Re: ужасные картины, но

"Мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлёкшихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земства в делах внутреннего управления. Пусть же все знают, что я, посвящая все силы благу народному, буду охранять начала самодержавия так же твёрдо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный покойный родитель». Преодолевая стеснение, Николай произнёс последнюю фразу очень громко, почти выкрикнул.
Один из пожилых членов дворянской депутации от неожиданности выронил из рук большое золотое блюдо с хлебом-солью, которое с грохотом упало на пол. Царь попытался поднять блюдо, чем только усилил общее замешательство. Государыня, ещё плохо знавшая русский язык, встревожилась и по-французски спросила у фрейлины: «Что случилось? Почему он кричит?». Та тоже по-французски отвечала: « Он объясняет им, что они идиоты…». Вся эта сцена надолго оказалась в центре внимания общественности, постепенно обрастая различными живописными подробностями. Слова императора о «бессмысленных мечтаниях» произвели громадное впечатление."
***
а между тем огромное количество людей ежегодно стремились изменить свой традиционный образ жизни, переезжали в города, шли на фабрики, поступали учиться, хотели что-то сделать, что-то изменить. А в ответ слышали про бессмысленные мечтания. Удивительно ли, что часть из них шла в террор, одобрявшийся самыми широкими слоями общества? Вместо того, чтобы канализировать эти процессы, придать им какой-то позитивный оттенок их сознательно или бессознательно радикализировали, выталкивали из общественной жизни, которой не было вообще, а та, что была фактически смыкалась по установкам и задачам с подпольем.
Первые попытки исправить положение были предприняты не политическими силами, а Зубатовым. Причем в такой форме, которая, будучи разоблаченной, могла только ухудшить положение.

Уже к столетию "дедушки ленина" любимая партия осчастливила трудящихся и их детишек благостной историей о антидедмазайских подвигах Лукича, поведанных его другом и соратницей. Другу детей доставляло особое удовольсвие "ловить и топить, и бить баграми" несчастных длинноухих зверьков, спасающихся от половодья вплавь - без всякого, отметим, комерческого интереса. И какая же, позвольте спросить, разница между зайчиком и лишенным образа Божия человеком, когда "всё позволено"? Иное дел - та же Крупа или, к примеру, товарищ Инесса...
В русской эмиграции была известна книга, составленная из воспоминаний спасшихся детей. Впечатляет. Теперь, конечно, подзабыли.

(Deleted comment)
по всем трем основаниям? или по одному из них?

(Deleted comment)
т.е. русская Елена Стасова или немка Евгения Бош на 33% меньше сволочь, чем Хайкина?

(Deleted comment)
а у немецких аналогов Хайкиной тоже была национальная ненависть?
Извините, что я спрашиваю, мне просто любопытна логика, сортирующая виды ненависти по таким признакам.

(Deleted comment)
странно. что вы "не знаете сколько было стасовых и бошей, но точно знаете, что хайкиных было подавляющее большинство". Каким образом можно высчитать это "большинство", не зная общего состава органов ЧК в 18-21 г.г. и не зная общего национального состава?

Кстати
- вопрос и правда интересный - нац-состав ВКП (б) и в частности ЧК.
Думаю что без преобладания народа-богоносца и дворян не обошлось

Кстати
- вопрос и правда интересный - нац-состав ВКП (б) и в частности ЧК.
Думаю что без преобладания народа-богоносца и дворян не обошлось

Солоухин был интересный писатель - но совсем не историк. Александр Исаич наверняка куда более компетентен.

(Deleted comment)
субъективный опыт имеет неоценимое значение... для самого субъекта. Или для человека, заинтересованного в определенном результате. Увы, данные о национальном составе ЧК полностью опровергают этот расхожий миф. В ЧК преобладали не национальности, а денационализированный сброд. Но, даже если высчитать источники, из которых происходила "денационализация", то все равно титульный этнос преобладает.
Для справки: "Евреи в КНБ" Вадим Абрамов-Москва, 2006 г.

(Deleted comment)
совершенно верно, поэтому, когда я вижу полный список членов Коллегии ВЧК, где присутствует три еврея из 29, а потом читаю у автора пассаж, где приводится десяток фамилий без разбора, с бору по сосенки, я доверяю источнику, а не субъективному подбору из разных областей и временных периодов.
Вот аннотация книги Абрамова:Вадим Абрамов "Евреи в КГБ" Серия "Мифы без грифа"


Среди многочисленных мифов советской истории один из самых стойких и распространенных - миф о роли евреев в "органах", причем существует он в двух взаимоисключающих вариантах.
С одной стороны, бытует мнение о "еврейском засилье" в советских спецслужбах.
С другой - об "антисемитской политике" КГБ.
"Патриоты" публикуют бесконечные списки чекистов с "сомнительными" фамилиями, обличая их "зловещую роль" в отечественной истории.
"Либералы" проклинают "гэбистов-юдофобов", преследующих невинных сограждан по "пятому пункту".
Что в этих обличениях правда, что ложь? И как все было НА САМОМ ДЕЛЕ?
Книга Вадима Абрамова ставит в данной теме жирную точку. Здесь впервые трезво и беспристрастно, на основе неопровержимых архивных документов, раскрывается истинная роль и степень влияния евреев в советских органах госбезопасности, приводятся не липовые, а подлинные списки, "процентные нормы" и подробные биографии чекистов-евреев с первых и до последних лет Советской власти.
[Отзывы 0] [Оценить] [Книги автора]

А можно посмотреть подробную статью Кричевского в сборнике "Евреи и русская революция" М.1999 г.
Интересно, что Мельгунов в свое время писал, "ЧК это чужеземная опричнина, где правят латыши". Сейчас социальный заказ сменился.

зверствовали изощрённо

Всё-таки у единиц женщин проявлялась тАк национальная ненависть,
и садизм, как проявление "классовой" ненависти.В этих "женских вариантах" подобная
сверхжестокость, скорее всего, была обусловлена или БОЛЬНОЙ психикой, или "уничтожением
в себе всего женского",как результат опять же извращенной мести "своему идолу".
Они ведь начинали, как соратники или "подруги" своих кумиров и идолов.
Больное, помраченное, неуправляемое женское сознание, воплотившееся в образ "палача".
Отсюда,может быть, такая амнезия впоследствии и "невозможность" осознать свою
роль в этой безумной бойне. Не оправдываю, а пытаюсь понять.

  • 1