kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Categories:

О спиралях истории...

Православный священник из Минска, достопочтенный serge_le:


"На спиралях истории

Ситуация, в которой административный центр той или иной религиозной общины находится не в стране, а за ее пределами, не нова и в качестве проблемы возникала не только перед Порошенко.
Все помнят об истории возникновения Англиканской церкви. Если вспоминать о чем-то новом, то все, наверное, знают о так называемой Китайской Патриотической Католической Церкви, которую организовали власти Поднебесной с целью оторвать своих граждан от всех видов зависимости от других государств -- ввиду того, что последние могли и оказывали «неблагопритяное» воздействие на ситуацию внутри Китая. Но многие не знали или забыли, что определенный прецедент был и в наших краях…

Как известно, достаточно длительный исторический период Ватикан имел не только собственные политические интересы, но и подыгрывал другим европейским державам в их политических партиях. Это не могло не беспокоить Екатерину Вторую, которая присоединила к себе обширные территории ВКЛ с немалым количеством католического духовенства, управлявшегося не из Санкт-Петербурга и известного своей «польскостью» и нелояльностью к новой власти.
Императрица пыталась всячески задобрить католическую иерархию жалованиями, привилегиями, религиозной и экономической свободой, попыткой помочь в «решении разных вопросов» и пр. Она даже приютила забаненый Ватиканом орден иезуитов, чем, возможно, спасла его от полного исчезновения.

Но царица понимала, что игра все равно происходит в одни ворота: платит она, а влияет другой. Тогда она решила сделать ход конем и… объявила о создании своего луна-парка отдельной от Варшавы Белорусской католической епархии во главе с архиепископом Станиславом Богуш-Сестренцевичем (родным дядей Винцента Дунина-Мартинкевича, кстати). Избрание этой кандидатуры было обусловлено не только выдающимися дарованиями прелата, но и покровительством князя Потемкина Таврического.
Образованная епархия имела своим центром Могилев и объединяла всех католиков латинского обряда в России. По соображениям доступности и наверняка для того, чтобы его высокопреосвященству дурные мысли в голову не лезли, главе российских католиков предписано было иметь резиденцию в Санкт-Петербурге.

Но, видать, владыка вполне оправдал доверие царицы, и в 1782 году та отправила его жить в Могилев и заодно преобразовала Белорусскую епархию в Могилёвское архиепископство – она была крута, могла cебе многое позволить, а креатива ей было не занимать. Разумеется, ни создание епархии, ни архиепископства, ни кандидатуры ее ординария Ватикан не согласовывал и потому не признавал. Тутэйшие тоже не спешили привестоввать выделение белорусских католиков из польских – «адинарот», понимаете ли, «jeszcze nie zginęła Рolska» и все такое…

Но обиды обидами, а политика ждать не может…
В 1783 году в Санкт-Петербург был послан легат Святого Престола с чрезвычайными полномочиями и Апостольский нунций в Польше Джованни Аркетти (человек, оставивший немалый след в политике Речи Посполитой). Переговоры закончились взаимными уступками. Екатерина II согласилась на восстановление униатской архиепископии в Полоцке, иезуиты хоть и не распускались, но подчинялись епархиальному духовенству с сохранением своей условной «горизонтальной» структуры во главе с генеральным викарием. А Пий VI утвердил Могилевскую архиепископию, согласовал поставление Богуша-Сестренцевича и 22 февраля 1784 года таки вручил ему паллий…
Так что, как ни крути, но российский царизм сыграл свою роль в формировании католических региональных институций на наших землях. И, учитывая нынешние тренды, это влияние в отдаленной перспективе оказалось не так уж и плохим. Или нет?

--------------------------
На иллюстрации: 1-й Архиепископ-митрополит Могилёвский Станислав Богуш-Сестренцевич. Холст, масло, автор не известен".



отсюда
Tags: serge_le
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments