?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Почисление «на покой»...
СУПчика хочится
kalakazo
"Апостолы на пенсии?


Почисление «на покой» некоторых старейших и духовных архиереев Русской Православной церкви в конце декабря 2018 года решением Синода вызвало смущение среди паствы. Поскольку в этой ситуации всем почувствовалось что-то противоестественное для православной души и грозное по своим последствиям.

Живое церковное чувство подсознательно не дает успокоиться, живут вопросы с отсутствующими ответами: «Как так? Почему?». Неужели представляемая в СМИ ситуация объективна? Неужели в период обострения духовной борьбы во всем мире, тяжелых испытаний для Родины и русского народа, в период, когда для сохранения Отечества и в целом, Православия, русскому народу нужно пробудиться от духовного сна, авторитетные архиереи, духовно одаренные Богом, способные сказать свое веское слово решающее для Церкви, – пишут в 75 лет, а потом в 80 и 81 год странные прошения Синоду с просьбой отправить их на покой? Мол, мы устали… Всем очевидно несоответствие представляемой картины в СМИ и реальному авторитету и уровню духовного видения архиереев, их степени ответственности перед Богом, чтобы они искренне в нынешней ситуации писали такие прошения и имели такие необъяснимые мотивы…

Устав Русской Православной Церкви и это искусственное требование писать прошение о почислении на покой в 75 лет ставят и владык, отправленных на покой, и мирян, и всех членов Русской Церкви в непростое положение. Ситуация заставляет нас задуматься, а откуда взялся этот пункт о предельном возрасте архиерейского служения?

...Не является ли пункт в Уставе РПЦ об обязательном прошении на покой в 75 лет ошибкой, унаследованной из советских времен? Можно ли исправить эту ошибку, дабы не навлечь на себя возможный и праведный гнев Божий?

Захотелось хотя бы поверхностно посмотреть, что содержит Устав нашей Церкви по этому вопросу, и откуда взялся этот пункт про возрастные ограничения для архиереев. Оказалось, что впервые ограничение возраста нахождения на кафедре для архиереев 75 годами было включено в устав РПЦ в 1988 году, затем оно перешло в Устав 2000 года. Это правило, как известно, не распространяется на Патриарха. По достижении 75-летнего возраста каждый архиерей Русской Церкви должен подавать на имя Патриарха прошение об уходе на покой. При этом вопрос о времени удовлетворения такого прошения решается Священным Синодом.

Как известно, в Древней Церкви архиерей занимал свою кафедру пожизненно. Преждевременный уход и отказ от управления кафедрой не приветствовался и порицался. Даже болезнь не являлась уважительным предлогом для оставления кафедры. Отцы Третьего Вселенского Собора сообщили об одном епископе, убоявшемся множества трудов на кафедре, его Церкви: «Единожды приявшему на себя священноначальственное попечение подобало удержать оное с духовною крепостью, как бы вооружиться на труды и охотно переносить пот, обещающий воздаяние». Вспомним, что Патриарха Московского и всея Руси Никона даже предали церковному суду по жалобе царя Алексия Михайловича за самовольное оставление Московской кафедры и самоустранение от церковных дел на несколько лет (Патриарх удалился в Ново-Иерусалимский монастырь).

В Русской Церкви, да и вообще в древней Церкви не было практики смены кафедр архиереями. Епископ обручался своей церкви и должен был пребывать на этой кафедре пожизненно. Сегодня у нас много сравнительно молодых архиереев, сменивших по 3-4 кафедры за считанные годы. Подобные ситуации должны были бы быть исключительными, но становятся массовыми. В советское время этому способствовало вмешательство государства в церковную жизнь.

Очевидно, что в древности ситуация отправки на покой епископов, которые хоть и в преклонных летах, но в здравии, была немыслима. Хотя бы потому, что потенциально эта ситуация содержит угрозу нестроений и раскола. При живом и здравствующем отце-архиерее, который вот еще недавно был главой местной церкви, учителем веры и наставником для многих священников и монахов, рукополагавший их, принимавший обеты, назначается другой епископ, то есть другой отец… Ситуация очевидно сложная. Потому в Православной Церкви такого правила и требования никогда не было.

Потому и наши современники духоносные архиереи, богословски высоко образованные, не смотря на все такие требования Устава РПЦ добровольно не могли пойти на оставление своих епархий. Потому мы не слышали, да и не могли услышать от них заявлений, что они добровольно оставляют свои кафедры.

Посмотрим, есть ли подобное требование ухода «на пенсию» архиереев с кафедр из-за преклонного возраста в современных Сербской и Болгарской православных церквях?

Статья 111 Устава Сербской Православной Церкви содержит положение о том, что Святой Архиерейский Собор имеет право удалить епархиального архиерея только после канонического осуждения, по доказанным физическим недостаткам, на основании прошения об уходе на покой, или в случае нарушения одного из условий статьи 104 Устава СПЦ. Эта 104 статья предполагает для будущего архиерея необходимость соответствия каноническим требованиям, наличие богословского образования, всеобщего уважения за безпорочную жизнь и труды на благо Церкви, гражданство бывшей республики Югославии. Таким образом, прошение об уходе на покой в Сербской Церкви теоретически возможно, но в Уставе нет требования писать такое прошение по достижении 75-летнего возраста.

Статья 82 седьмой главы Устава Болгарской Православной Церкви говорит о том, что в этой Церкви служение митрополита (епархиального архиерея) пожизненно. Переход митрополита с одной епархии в другую запрещен. Митрополит по собственному желанию или по каноническим причинам может быть освобожден от должности, тогда к его титулу добавляется звание «бывший». Если по болезни епархиальный митрополит не может нести служение, Святой Синод назначает епископа в качестве управляющего епархией. Во время богослужения он поминает епархиального митрополита. Таким образом, даже в случае болезни, митрополит Болгарской Церкви не оставляет своей кафедры. Ни о каком возрастном пороге в 75 лет речь не идет, хотя предусмотрена возможность ухода с кафедры «по собственному желанию».

Таким образом, пункт Устава РПЦ о возрастном 75-летнем цензе для архиереев ставит Русскую Церковь в сложное положение, особенно с учетом осуждающего послания отцов Третьего Вселенского Собора к священному Собору Памфилийскому по поводу епископа Евстафия, решившего преждевременно уйти на покой.

Возникает вопрос, откуда появился этот пункт в Уставе РПЦ, столь нехарактерный для Православия? Ответ на вопрос нашелся быстро. Митрополит Иларион (Алфеев) в своей книге «Православие» открыл тайну: «Данная практика заимствована из Римско-католической церкви, где каждый архиерей, за исключением папы Римского, по достижении 75-летнего возраста подает прошение об уходе на покой, а по достижении 80 лет обязан оставить свой пост», - пишет митрополит.

Итак, это требование продиктовано иным церковным правом, другой экклесиологией и другим пониманием действия Святого Духа в Церкви. Из очерков протоиерея Владислава Цыпина по истории РПЦ узнаем, кто составлял проект Устава с этим пунктом. Этим человеком был в 1980-х годах тогдашний глава ОВЦС, архиепископ Смоленский и Вяземский, то есть нынешний Святейший Патриарх Кирилл.

В феврале 2018 года сайт «Седмица.Ru» как бы «в помощь» нашим «престарелым архиереям» опубликовал одну новость: «Папа Франциск внес изменения в порядок ухода на покой епископов Католической Церкви». Новость рассказывает об апостольском письме папы, где он дает рекомендации уходящим на покой 75-ти и 80-летним католическим епископам, как научиться прощаться. В этом письме понтифик перечислил и некоторые из причин, которые могут повлиять на решение папы продлить служение того или иного священнослужителя. В их числе «важность должным образом завершить какой-то очень полезный для Церкви проект; необходимость обеспечить продолжительность важным делам; некоторые трудности, связанные с составом дикастерии в переходный период; важность вклада, который данное лицо может сделать в реализацию недавно изданных Святым Престолом директив или в принятии новых ориентиров учительства Церкви…». Таким образом, то, что Триединый Бог нуждается в редких по нынешним временам людях, которые являются «избранными сосудами» Святого Духа и соработничают Богу в Божественном Домостроительстве, а не лично папе Римскому или некой «дикастерии» - даже не приходит в латинские головы.

Так становится очевидным, что разбираемый пункт Устава Русской Православной Церкви должен быть переосмыслен и, хотелось бы надеяться, удален, как противоречащий церковной традиции. А положение с епископами, отправленными Синодом «на покой» и лишенными против своей воли кафедр, надеемся, получит каноническую оценку и будем пересмотрено.

И напоследок, совет от церковного историка Василия Васильевича Болотова, который предлагал интересный опыт Карфагенской церкви для противостояния архиереев властным претензиям Римских пап. Такой опыт может стать гарантий от воздействий папизма как западного, так и новоявленного восточного.

«По политическому делению римской империи Африка входила в состав префектуры Италии. Но провести здесь свое влияние римской церкви было трудно, - пишет В.В. Болотов в «Лекциях по истории древней церкви». - Христианство в Африке распространилось рано и выработало здесь своеобразный церковный строй. <…> Как и в южной Италии, здесь было очень много епископов. Главным епископом в Африке был епископ карфагенский - primas по самой кафедре; в провинциях во главе епископов стоял senex, старший по хиротонии епископ; перемещения с одной кафедры на другую не допускались. Чтобы знать, кто из епископов старше, велись особые списки, хранившиеся в церковных архивах, куда заносились год и число хиротонии каждого епископа. Каждый епископ в Африке прекрасно понимал, что кафедра сама по себе ничего не значит; все зависело от лет епископа. Епископ какой-либо деревушки нисколько не чувствовал себя ничтожным в сравнении с епископом какого-либо большого города, если он был современником ему по хиротонии. Таким образом, африканская церковная система способствовала тому, чтобы между епископами воспитывался дух равенства. Поэтому нелегко было в Африке провести идею, что все епископы должны подчиняться римскому…».

Романова Владислава Николаевна, кандидат политических наук, Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»".

отсюда

  • 1
в период обострения международной напряженности во всем мире, тяжелых испытаний для СССР и советского народа, в период, когда для сохранения социалистической системы и в целом, коммунистической идеологии,
трудящимся нужно пробудиться от духовного сна

африканская церковная система,
универсальная машина,
авторитетные паханы-архиереи кушают попов,
менее авторитетные попы кушают прихожан,
православная семья это когда муж бьет жену, а жена пилит мужа,
сильный всегда прав,
победитель получает всё!
не борзей на сильного, чтобы не получить в лоб от него,
коси под святошу, сыпь православными тирадами,
бей слабого, и возвысишься над ним.
а без православной риторики не смей обидеть даже муху!
помни басню "волк и ягнёнок".
в этом и есть суть рпавославия)

Как в армии, год за полтора?

Никона даже предали церковному суду

(Anonymous)
Просто "борзой кобель" (по выражению священномученика АввАкума) Никон осознал (да было уж поздно), что его использовали как инструмент в учинении Раскола, прельстив Вселенским Патриаршеством.

Чтобы меня уволить надо сначала в саванне поймать!

Красавцы.
А кто в центре, просветите.

Епископ Кисумийский и Западнокенийский Афанасий (в миру Амос Акунда Масаба), известный африканский миссионер Александрийского Патриархата.

Спасибки.

А ведь в самом требовании писать прошение содержится лицемерие вдобавок. На то и прошение, что по своей воле, а по приказу начальства прошения быть не может.

Верно. Уволиться по собственному желанию - это чистое лицемерие. Единственное есть исключение из такой лицемерной практики - это когда в армии накосячевшему офицеру начальство говорит как-то так: "вы очень ценный кадр, мы не хотим отпускать вас из армии, вам будет присвоено новое звание, хотя... после всего случившегося как сможете с этим жить? есть правда один офицерский выход..."

Византийская практика назначать на кафедры не по обычаю древних общин (выборность из членов общины) привела к распаду общин и к переподчинению верующих "вертикали власти". Отсюда и произошла идея апостолов - пенсионеров

Перейти к практике назначений духовенства церковь заставила суровая правда жизни. В Российской империи до начала 19 века существовала проблема "крестовых попов", в числе которых помимо господских попов, потерявших место, немало было и попов, которых выгоняла община за нерадивость или по иным причинам. Эти попы бродили по городам и весям, на городских рынках в Москве, Питере, возможно и в других городах, я так глубоко не вникал, существовали т.н. "поповские ряды", где попы стояли шеренгой и можно было нанять любого из них для совершения Литургии или иных треб.

Все правильно, только попы были "крестцовые". Простите.

точно, букву "ц" пропустил

Все правильно задумано и сделано. Царь, бояре, смерды. Царь - царит, бояре, доколе царь велит, - боярствуют, смерды - смердят. Меньше пафоса, господа.

Вечность

(Anonymous)
Вечность, вот что волнует архиереев-архибандитов.
Сверхбоганства они достигли, грабя приходы и "высасывают" кровь из прихожан.
Епископ в древней православной церкви это не только надсмотрщик за правильностью православного служения, но и попечитель вдов и нуждающихся.
В РПЦ МП архиерей вор и бандит, который отнимет последнее у любого. Потому жируют. Потому творят бесчинства и разврат. Прав протоиерей Андрей Ткачев: «Это праздные люди, которые едят вдоволь, много пьют, очень высокого мнения о себе и, как последний рубеж, не имеют милосердия, сострадания к бедным и нищим».
Всё есть у архибандитов, только вечности нехватает.
Как законодательно установить, что архибандит вечен?

Весь этот разврат и бесчинство до поры до времени.

Еще не настал тот день, когда плевелы от зерен отделяться будут.

Но пока всем "последним" дается время на покаяние.

Епископ в древней православной церкви это не только надсмотрщик за правильностью православного служения, но и попечитель вдов и нуждающихся.
----------------------------------------------------
Да ладно. Тертуллиан горько иронизировал, что апостолы для того только основали церкви, чтобы епископы пользовались церковными доходами, старательно ограждая себя от каких либо опасностей со стороны римской власти , или что они устраивали посты в своих церквах в целях личного обогащения. Филиппики Оригена по своей остроте превосходили даже сарказм Тертуллиана. Он говорил о том, что епископ должен быть служителем всех, чтобы быть всем полезным в деле спасения. В действительности, епископы по своей гордости превзошли даже злых вождей народов и готовы окружать себя гвардией, как цари. «Мы страшны, добавляет он, недоступны, особенно для бедных. Когда к нам доходят и к нам обращаются с просьбой, мы более наглы, чем тираны и наиболее жестокие вожди дли своих подданных ».

Тертуллиан был редкостный заблужденец, и даже, страшно сказать, монтанист, почти говнюк. Аватрка ваша не с него ли списана. Простите. Ничего личного, только бизнес.

Вам до него, как до Луны раком, ничего личного.

Нет, Вы ошиблись, мне до него, как до галактики Подсолнух в созвездии Гончих Псов. Раком. Однако, аватарка Ваша все же на Монтана смахивает. Такой же добрый взгляд и приятная улыбка. Простите.

Рак, Псы это все не то. Мелюзга какая-то. Вы лучше про созвездие Индейца расскажите, как там православный патриотизм или исихазм процветает?

(Deleted comment)
Так, погоди тетка, ты же кажется удалила свой аккаунт 12 января?
(Frozen) (Parent) (Thread)

Все правильно, молодых епископов наштамповали, куда их девать то??? Вот старых и на покой! А вообще в такое сложное время в стране во всех сферах оптимизируются, а вот РПЦ плодит лишних. Зачем???? А не лучше ли обьединить епархии, уменьшив тем самым расходы на содержание огромного штата архирейской сволочи??? Ведь все это ложится на плечи прихожан! Честно говоря мало кого они интересуют, особенно нынешние новоявленные. Лишними епископами пополнить монастыри, там то как раз народ нужен.

ну не отстреливать же ненужных епископов как собак? это жестоко. мы должны быть человечными.

Грядут перемены....

как специалист замечу, они могут быть братьями от одной матери но от разных отцов.

а вот когда родные братья от одного отца, а матери разные, то могут быть даже ровесниками. в каком-то советском детском фильме даже был сюжет - мальчик и девочка учились в одном классе, имели одного отца но не знали, увлеклись чувствами, потом узнали правду, но было слишком поздно.

это же сёстры...

  • 1