kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Categories:

Плагиат у Цигеля – разбор полетов ч.3

В продолжение темы "Плагиат у Цигеля – разбор полетов ч.1... и часть 2..."

Из дневной почты:


"Студенты МинДС

Дедулька!

Вот мы разобрали вторую главу диссертации протоиерея Андрея Цигеля. И во второй главе он почти всё украл. Как после такого людям в глаза смотреть?

Опубликуйте пожалуйста.

Студенты".


Публикую:

"Глава 2. КНИЖНОЕ СОБРАНИЕ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА МОНАСТЫРЯ И КНИГОПИСНЫЕ ТРАДИЦИИ В XIV–XVI ВЕКАХ

«"Иже бо книгы часто чтеть, <...> то беседуеть с Богомь или святыми мужи. Почитая пророческыя беседы и Еуангельская ученья и апостолская, и житья святых отец, въсприемлеть души велику ползу" /ПВЛ, 1037/. В "Слове о книжном почитании и о учении", приписываемом святителю Кириллу Туровскому, уточняется, какие именно книги полезно читать, – "яже суть Евангелие, Апостол, Паремиа, Псалтирь и прочая святыа книгы". А в проложной Памяти туровского святителя говорится, что святой Кирилл "…книги написа от Евангельскых и Пророчьскых писаний, яже суть чтомы на праздникы Господьскыя и ина многополезная словеса, яже ко Господу молитвы и похвалы многим святым"» (Цигель Андрей. С. 57).

«"Иже бо книгы часто чтеть, то беседуеть с Богомь или святыми мужи. Почитая пророческыя беседы и Еуангельская ученья и апостолская, и житья святых отец, въсприемлеть души велику ползу" [ПВЛ, 1037]. В "Слове о книжном почитании <...> и о учении", приписываемом Кириллу Туровскому, уточняется, какие именно книги следует и полезно читать: "яже суть Евангелие, Апостол, Паремиа, Псалтирь и прочая святыа книгы". В проложной Памяти св. Кирилла Туровского говорится, что святитель "…книги написа от евангельскых и пророчьскых писаний, яже суть чтомы на праздникы Господьскыя и ина многополезная словеса, яже ко Господу молитвы и похвалы многим святым" (Л. В. Левшун. О смысле понятия «книга» в Кирилло-Мефодиевской традиции. http://biblioteka-hram.by/den-pravoslavnoj-knigi-2015/o-smysle-ponyatiya-kniga-v-kirillo-mefodievskoj-tradicii.html)


«1. Книга воспринималась как благодатное производное от Библии…
2. Инициатором книжного творчества считался Бог…
4. Книга включалась в область сакрального и воспринималась как "инструмент" богопознания /обожения/ спасения…» (Цигель Андрей. С. 58).

«• Книга воспринималась как благодатное производное от Библии...
• инициатором <...> книжного творчества считался Бог;
•книга включалась в область сакрального и воспринималась как органическая неотделимая составляющая богопознания /обожения/ спасения…» (Л. В. Левшун. О смысле понятия «книга» в Кирилло-Мефодиевской традиции. http://biblioteka-hram.by/den-pravoslavnoj-knigi-2015/o-smysle-ponyatiya-kniga-v-kirillo-mefodievskoj-tradicii.html).

«…в 1304—1307 гг. по заказу тверского князя Михаила Ярославича и его матери княгини Оксиньи, которые изображены на выходной миниатюре в молитвенном предстоянии перед Христом» (Цигель Андрей. С. 65).

«…в 1304—1307 гг, по заказу князя Михаила Тверского и его матери Оксиньи, которые и изображены на выходной миниатюре в молитвенном предстоянии перед Христом» (Воронин Н. Н., Косточкин В. В. Троице-Сергиева лавра. Художественные памятники. http://www.bibliotekar.ru/rus-Lavra/19.htm)

«…„пробы пера" <...> – изображения бородатого человека в коническом головном уборе и с поднятыми вверх руками (л. 229); воина в шлеме, кольчуге и с копьем в руке (л. 239); коленопреклоненной фигуры в шлеме и с воздетыми руками (л. 249 б); фигуры с факелом в руке (л. 256)». (Цигель Андрей. С. 66).

«…„пробу пера", изображая то человека с бородой, в коническом головном уборе и поднятыми вверх руками (л. 229), то воина в шлеме, кольчуге и с копьем в руке (л. 239), то коленопреклоненную фигуру в шлеме с воздетыми руками (л. 249 об.), то фигуру с факелом в руке (л. 256)» (Воронин Н. Н., Косточкин В. В. Троице-Сергиева лавра. Художественные памятники. http://www.bibliotekar.ru/rus-Lavra/19.htm)

«Мастера <...> происходили из региона Slavia orientalis, что отразилось в содержании выполненных ими миниатюр: например, на иллюстрирации сцены, где привозят мертвого Юлиана, Юлиан изображен лежащим в санях, что, несомненно, указывает на восточнославянский погребальный обряд. Слово „златник" иллюстраторы поняли не как "монета", а как слиток — гривна, известная в то время на Руси, но не в Византии». (Цигель Андрей. С. 66).

«Мастер этот был по происхождению русский, так как в своих миниатюрах все описанные в книге события он трактовал по своему, например в сцене привезения мертвого Юлиана он изобразил Юлиана в санях, что указывает на русский погребальный обряд. Слово „златник" он понял не как „монета", а как слиток — гривну, которая в то время была известна на Руси, а не в Византии» (Воронин Н. Н., Косточкин В. В. Троице-Сергиева лавра. Художественные памятники. http://www.bibliotekar.ru/rus-Lavra/19.htm)

«после византийской лицевой Хроники Иоанна Скилицы середины XII в. Троицкий список – древнейшая из сохранившихся лицевых православных хроник, в художественном отношении представляющая собой один из признанных мировых шедевров». (Цигель Андрей. С. 66).

«После византийской лицевой Хроники Иоанна Скилицы середины XII в. Троицкий список - древнейшая из сохранившихся лицевых православных хроник, в художественном отношении представляющая собой один из признанных мировых шедевров» (Т.В. Анисимова «Распространение и бытование древнерусских списков хроники Георгия Амартола в XIV - XVII вв.». Автореферат. http://www.dissercat.com/content/rasprostranenie-i-bytovanie-drevnerusskikh-spiskov-khroniki-georgiya-amartola-v-xiv-xvii-vv)


«После смерти <...> Сергия в 1392 году Епифаний, <...> перебрался в Москву на службу к митрополиту Киприану». (Цигель Андрей. С. 70).

«После смерти Сергия в 1392 году Епифаний, перебрался в Москву на службу к митрополиту Киприану». (Житие Сергия Радонежского. Биофайл: http://biofile.ru/his/26486.html

«На фоне «великой замятни» в Орде усилилась борьба зависимых народов. Булгарские княжества окрепли настолько, что дерзали приглашать на свой престол царевичей. Нарастало противостояние Орде на Кавказе и в Средней Азии. Армия победоносного Тимура после разгрома войск Тохтамыша ворвалась в Поволжье и разгромила все крупные города, включая Сарай и Булгар. Русь, обескровленная победой на Куликовом поле и пережившая разгром Москвы в 1382 г., осталась все-таки не покоренной и накапливала силы для решающей борьбы» (Цигель Андрей. С. 90).

«На фоне внутреннего развала Орды усилилась борьба зависимых народов… Булгарские княжества укрепились настолько, что могли приглашать на свой престол <...> царевичей. Нарастало противостояние на Кавказе, в Средней Азии. <...> армия победоносного Тимура <...> ворвалась в самое сердце Золотой Орды – Поволжье. Были разгромлены все крупные города, включай Сарай аль-Джадид, Булгар <...> Русь была обескровлена своей победой на Куликовом поле. Она пережила разгром Москвы в 1382 г., но осталась по существу непокоренной и накапливала силы для решающей борьбы». (А. Петров. Забытое сражение: http://russify.ru/1124-zabytoe-srazhenie.html)

«Московские князья в то время еще не обладали достаточными военными и политическими ресурсами для объединения всех русских земель. Этими ресурсами располагал великий князь литовский Витовт. Используя тонкую политическую игру, которую он искусно вел с польским королем, Ливонским орденом, Московскими князями и Ордой, <...> начал завоевание гегемонии в Восточной Европе» (Цигель Андрей. С. 90).

«Московские князья в то время не обладали значительными военными и политическими ресурсами для достижения этих целей. Этими ресурсами располагал литовский князь. Витовт, в тонкой политической игре между польским королем, Ливонским орденом, Москвой и Ордой, начал осуществление своих планов завоевания гегемонии в Восточной Европе». (А. Петров. Забытое сражение: http://russify.ru/1124-zabytoe-srazhenie.html)
 
«Великий князь московский Василий, сын Дмитрия Донского, <...> с тревогой следил за действиями литовского соседа, зная, что помешать ему он не в силах. 12 августа 1399 г., вошедшая в историю как одна из самых страшных и кровопролитных битв средневековья» (Цигель Андрей. С. 90, 91).

«Великий князь московский Василий, сын Дмитрия Донского, с огромной тревогой следил за приготовлениями своего литовского соседа, но помешать ему был не в силах. 12 августа 1399 года вошло в историю как дата одной из самых страшных и кровопролитных битв Средневековья» (А. Петров. Забытое сражение: http://russify.ru/1124-zabytoe-srazhenie.html).

«Эта эпоха великих нашествий и битв – Куликово поле, Косово поле, разорение Тохтамышем Москвы, битва на Ворскле, Грюнвальд, нашествие Едигея, гуситские войны и т.д., – охватившая большую часть жизненного пространства Slavia orthodoxa, глубоко потрясла православный мир. Итогом этой трагической эпохи стало <...> крушение Византийской империи…И именно в эти <...> времена зарождался новый центр Православия – Московская Русь». (Цигель Андрей. С. 92).

«Эпоха великих битв и нашествий (Куликово, Косово поле, разорение Тохтамышем Москвы, <...> битва на Ворскле, <...> Грюнвальд, <...> нашествие Эдигея, Гуситские войны...) охватила жизненное пространство большинства славянских государств и народов. Она глубоко потрясла православный мир. Итогом этой эпохи явилось крушение Византии, зарождение нового центра православия в Московской Руси». (Юрий Лощиц «Православный мир и Тамерлан. Нашествие Тамерлана на Русь в конце XIV века» http://www.voskres.ru/history/tamerlan.htm)

А вот здесь батюшка украл из Википедии:
«Сказание о святых иконописцах», составленное в конце XVII — начале XVIII века, включает множество полулегендарных историй, в числе которых – о том, как преподобный Никон Радонежский, ученик преподобного Сергия Радонежского, попросил Андрея Рублёва «образ написати Пресвятые Троицы в похвалу отцу своему Сергию»32. Очевидно, что этот поздний источник большинством исследователей воспринимается как недостаточно достоверный. (Цигель Андрей. С. 94).

«Сказание о святых иконописцах», составленное в конце XVII — начале XVIII века. Оно включает множество полулегендарных историй, и в том числе упоминание о том, что Никон Радонежский, ученик преподобного Сергия Радонежского, попросил Рублёва «образ написати пресвятые Троицы в похвалу отцу своему Сергию».[10] Очевидно, что этот поздний источник большинством исследователей воспринимается как недостаточно достоверный (Троица (икона Рублёва) // Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%B0_%28%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D0%A0%D1%83%D0%B1%D0%BB%D1%91%D0%B2%D0%B0%29)

Видели в предыдущем абзаце сслку? Ее батюшка Андрей тоже украл из Википедии дословно:
«32«Преподобный отец Андрей радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многая святыя иконы писал, все чудотворные. Яко же пишет о нем в Стоглаве святого чудного Макария митрополита, что с его письма писати иконы, а не своим умыслом. А преже живяше в послушании у преподобного отца Никона Радонежского. Он повеле при себе образ написати Святыя Троицы в похвалу отцу своему святому Сергию Чудотворцу.<...> Преподобный отец Даниил, спостник его, иконописец, зовомый Черный, многая с ним святыя иконы чудесныя написаша, везде неразлучно с ним. И зде при смерти приидоша к Москве в обитель Спасскую и преподобных отец Андроника и Саввы, и написаша церковь стенным письмом и иконы призыванием игумена Александра, ученика Андроника святаго и сами сподобишася ту почити о Господе, яко же пишет о них в Житии святаго Никона. … к 1425 году был построен каменный Троицкий собор, сохранившийся до сегодняшнего дня. Считается, что игумен Никон, ставший после смерти преподобного Сергия настоятелем, предчувствуя свою скорую кончину, пригласил артель Андрея Рублёва и Даниила Черного завершить убранство только что построенного белокаменного Троицкого собора. Иконописцы должны были расписать храм фресками, а также создать многоярусный иконостас. Но ни в Житии Сергия, ни в Житии Никона не сказано ни слова об иконе «Троица» — говорится только об украшении собора в 1425—1427 гг.» (Цигель Андрей. С. 94-95).

«[10] Преподобный отец Андрей радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многая святыя иконы писал, все чудотворные. Яко же пишет о нем в Стоглаве святого чудного Макария митрополита, что с его письма писати иконы, а не своим умыслом. А преже живяше в послушании у преподобного отца Никона Радонежского. Он повеле при себе образ написати святыя Троицы в похвалу отцу своему святому Сергию Чудотворцу.<...> Преподобный отец Даниил, спостник его, иконописец, зовомый Черный, многая с ним святыя иконы чудесныя написаша, везде неразлучно с ним. И зде при смерти приидоша к Москве в обитель Спасскую и преподобных отец Андроника и Саввы, и написаша церковь стенным письмом и иконы призыванием игумена Александра, ученика Андроника святаго и сами сподобишася ту почити о господе, яко же пишет о них в житии святаго Никона… к 1425 году был построен каменный Троицкий собор, сохранившийся до сегодняшнего дня. Считается, что игумен Никон, ставший после смерти преподобного Сергия настоятелем, предчувствуя свою скорую кончину, пригласил артель Андрея Рублёва и Даниила Черного завершить убранство только что построенного белокаменного Троицкого собора. Иконописцы должны были расписать храм фресками, а также создать многоярусный иконостас. Но ни в Житии Сергия, ни в Житии Никона не сказано ни слова об иконе «Троица» — говорится только об украшении собора в 1425-1427 гг.». (Троица (икона Рублёва) / Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%B0_%28%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D0%A0%D1%83%D0%B1%D0%BB%D1%91%D0%B2%D0%B0%29 )

А вот это батюшка Андрей украл из библиотеки рефератов:
«Русские государи отныне часто приезжают помолиться «у гроба преподобного Сергия», оставляя в монастыре богатые вклады и пожертвования. Устанавливается традиция важные государственные или семейные дела совершать после благословения у «Святой Троицы». Становится обычаем крестить в Троице-Сергиевым монастыре наследников великокняжеского престола. В монастыре были крещены Иоанн III, Василий III, а 4 сентября 1530 года был торжественно крещен будущий Иоанн IV Грозный... Все более регулярными становятся поездки (а иногда и пешие походы) в Троице-Сергиев монастырь на богомолье членов великокняжеской семьи. Как правило, такие паломничества совершались в престольный праздник – Троицын день; 25 сентября – в день кончины преподобного Сергия, и 5 июля – в день обретения его святых мощей. Во времена Иоанна Грозного такие посещения стали особенно частыми, а при Романовых превратились в своего рода ритуал» (Цигель Андрей. С. 96).

«Русские государи приезжали помолиться «у гроба преподобного Сергия», осуществляя при этом в монастыре богатые клады и пожертвования. Устанавливается традиция важные государственные или семейные дела совершать после посещения «Святой Троицы». Становиться обычаем в Троице-Сергиевым монастыре крестить наследников великокняжеского престола. В монастыре приняли крещение Иван III, Василий III, а 4 сентября 1530 года был торжественно крещен будущий Иван IV Грозный. Все более регулярными становятся поездки (а иногда и пешие походы) в Троице-Сергиев монастырь на богомолье членов великокняжеской семьи. Как правило, такие поездки совершались на престольный праздник – Троицын день, на 5 (18 по новому стилю) июля – день обретения мощей преподобного Сергия, на 25 сентября (8 октября) – день памяти Сергия. Во времена Ивана Грозного такие посещения стали особенно частыми, а при Романовых превратились в своего рода ритуал» (Библиотека: рефераты, курсовые, дипломы. http://www.za4et.net.ru/referat/usovm )

«Начиная с 1411 г., работа троицкой книгописной мастерской уже четко прослеживается по рукописям, хронологические промежутки между написанием которых (даже если учитывать только датированные кодексы) не превышают 2-4 лет – ситуация, аналогий которой не отыскивается в ту эпоху ни в одном ином московском или подмосковном монастыре» (Цигель Андрей. С. 98).

«Начиная с 1411 г. мы уже можем проследить эволюцию троицкой книгописной мастерской по рукописям, хронологические промежутки даже между датированными экземплярами которых обычно не превышают двух-четырех лет — случай, не имеющий аналогии ни в одном другом московском или подмосковном монастыре» (Книгописание и художественное оформление рукописей: http://www.pushkinskijdom.ru/Portals/3/PDF/TODRL/22_tom/Vzdornov/Vzdornov%20-%200131.pdf )


«Ни одно другое произведение, известное в древней Руси, – ни переводное, ни оригинальное – не давало такого количества знаний о человеке, как «Диоптра». Сопоставим с ней по количеству и объему такого рода сведений (и все-таки уступает) лишь «Шестоднев» Иоанна экзарха Болгарского… «приводя из нее выдержки, древнерусские грамотники доказывали несправедливость распространившихся ожиданий конца света по истечении седьмой тысячи лет «от сотворения мира» (Цигель Андрей. С. 111-112).

«Ни одно другое произведение, входившее в состав литературы Древней Руси, ни переводное, ни оригинальное, не давало такого количества знаний о человеке, как Д. (уступающим ей по количеству и объему сведений, но все-таки сопоставимым с ней <...>, можно считать лишь «Шестоднев» Иоанна экзарха Болгарского)… приводя из нее выдержки, чтобы доказать несправедливость распространившихся было ожиданий конца света по истечении седьмой тысячи лет «от сотворения мира» (Г. М. Прохоров. Диоптра, или Душезрительное зерцало // Словарь книжников и книжности Древней Руси http://enc-dic.com/rusbooks/Dioptra-ili-dushezritelnoe-zercalo-30/ )
Сергиева лавра: собрание древних рукописей. http://bibliotekar.ru/rus-Lavra/19.htm )"э
Tags: Андрей Цигель, МинДС и А
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments