?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Троянский конь
Пиллигримство
kalakazo
Впервые Покров на Нерли повторили,
сваяли его точную, и вполне грамотную, копию
сразу после трагической погибели
всего русского флота под Цусимой - Спас на водах -
храм - памятник заживо потопшим,
на перекрестии Англицкой набержной и Адмиралтейских верфей,
где эти корабли строили и
откуда этих матросиков вместе с адмиралом Макаровым
и знаменитым художником - баталистом,
с молебственным торжеством
и напутствием самого Николай Александровича и провожали:
"Надобно показать этим макакам, чего мы стоим!", -
сказал государь после молебствия Сергию Витте.
И во славу русских богов тогда и показали -
национальным позором и первым всеимперско
беспощадно страшным русским бунтом.
Моя бабушка, оказавшись в августе 1905-го в Харькiвской деревеньке,
рассказывала мне, как проснулась она тогда от церковного набату,
и громыхания доверху набитых крестьянских телег -
небо взивалось всполохами и коптилось со всех сторон:
селяне повсеместно грабили и жгли дворянские гнёзда...
Сейчас на месте снесённого большевиками Спаса на водах
стоит поставленная не так давно
пенобетонная островерхая кочерыга -
очевидно, "точное подобие" былого.
На фоне анфилады классичных дворцов,
и копии Парфенона на стрелке Васьки - Васильевского острову,
и как дань классицизму - на фоне питерских соборов,
с картинами на религиозны сюжеты вместо икон,
этот символ древнего Православия
и изначально смотрелся скорей всего совсем вызывающе.
Как и вызывающе прелестным было для той Наркисс - эпохи,
венчавшей на поэзный престол Игоря Северянина,
с ея тогда бюрократно синодальной мервечиной,
хлыстовствующей распутинщиной и
повсеместно бунтующими бурсами,
считать себя прямой наследницей
древней русской духовности.
Как будто и не было в нашей истории обвалов и разрывов,
староверского разорения,
всенародного раскола и усекновения,
повального вытеснения древнерусской иконы из храмов,
и насаждения в Питере в качестве Православья
жеманно - маньеричной, во всём упадочной итальянщины.
Человечья правда живёт, и может оставаться живой,
всегда только в форме вины пред Божественной Истиной:
удивлением, благодарением, смирением, раскаянием, покаянием пред Нею.
В созидании же в "блистательном" Санкт - Петербурге
точной копии нерльского Покрова -
мне зрятся только "фигуры гордыни":
соблазн теургного обладания миром и
обольщение всеподвластностью главе церковному -
государю батюшке и самого мира духовного...
Чёрной меткой, троянским конём,
и оказалось сие возведённое подобие исконной Руси,
для Третьяго Риму: по гордыне ведь ,
совсем не готовой Русская империя
и вступила во всемирную бойню,
чтобы в ней уже и захлебнуться
поперхнувшись собственной кровушкой...

  • 1
*Человечья правда живёт, и может оставаться живой,
всегда только в форме вины пред Божественной Истиной:
удивлением, благодарением, смирением, раскаянием, покаянием пред Нею.*


как же давно Вас не было :) х 3

Храм Спаса на юру.

Воля Ваша, сударь мой, а только сходство с Покровом было весьма условным, да и то - лишь внешним. Внутри же, во всю высоту алтарной абсиды простирался мозиковый образ Спаса, шествующего по водам, работы Бруни. Композиция величественная и добротная, но на древню Русь-матушку едва ль мысль зрящего наводяшшая.
От храма осталсиь некоторые фрагменты стен, искусно вмурованые в ближайшее к новодельной кочерыжке заводское здание. Был там ещё, ежели память не подводит, и нижний храм - чем-то похожий на нижний же храм осударева Феодоровского собора, что в Царско-детском Пушкине.

Re: Храм Спаса на юру.

А ведь согласитесь - издалёку то небось манил тот заветной храм.

Re: Храм Спаса на юру.

И то верно, сударь мой, манил. Мои дед с бабкою, поскольку это был ближайший к их дому храм, ходили обычно к Спасу на Водах к Двенадцати Евангелиям и к Пасхальной Заутрене, о чём прародитель моя воспоминала до самыя своея кончины. Особливо ж образ бруниевский впечатлял старицу своею задушевной величавостию - совсем в духе моднаго в начале прошлого века альманаха "Чтец-декламатор".

  • 1