?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Отметить Next Entry
Плоды и итоги этого возрождения, однако, оказались весьма скромными...
СУПчика хочится
kalakazo
Достопочтенный pretre_philippe:


«О новомучениках российских: невыученные уроки истории

Ближайшее воскресенье к дню гибели первого пострадавшего иерарха Российской церкви, митрополита Владимира (Богоявленского) - 25 янв./7 февр. - постановлено отмечать как память всех новомучеников российских. Это сначала было инициировано Поместным собором 1918 г. и возобновлено решением Собора 1992 г. Хотя справедливости ради стоит отметить, что митр. Владимир - не первый священнослужитель, постадавший безвинно в те дни. Первым оказался протоиерей Иоанн Кочуров, священник Екатерининского храма Царского Села, что под Петербургом, тогда Петроградом. Его распоясавшаяся "красная" солдатня пристрелила 31 октября/13 ноября 1917-го. Но почему-то этот день не стал точкой отсчета в поминовении новомучеников. Видимо, потому, что митр. Владимир был архиерей, к тому же, один из ведущих членов Поместного собора 1917-18?
На моей памяти, особенно во времена церковной молодости 1990-х, с этим днем, как и вообще с обращением к новомученикам, было много связано триумфалистской риторики. Да, конечно, кровь мучеников - семя Церкви. Да, по молитвам исповедников Российских церковь стала возрождаться после 70-летнего советского плена, некоторыми вполне справедливо соотнесённым с Вавилонским пленом Израиля. Плоды и итоги этого возрождения, однако, оказались весьма скромными, а то и просто сомнительными.

Так бывает, что прошлое можно лучше понять через настоящее, именно потому, что уроки истории часто оказываются невыученными - с первого раза уж точно. Но когда с недоумением размышляешь о том, почему церковное возрождение дало такие странные плоды, вдруг осознаёшь (кто-то раньше осознал, кто-то позже; мне стало окончательно ясно с этим около 15 лет назад), что всё это уже было. Сколько людей отворачивалось от церковной жизни, будучи лишь номинальными православными, уже в синодальную императорскую эпоху, довольствуясь лишь однократным в год причащением, и то, чтобы только подтвердить полученной справкой свою лояльность? Сколько соблазнялись чиновным барством и надменностью епископов? Бездушным бюрократизмом духовных консисторий?

Обращаясь к новомученикам в молитвенных церковных собраниях, неплохо бы задуматься, а как бы узнать, чем Бог мог бы помочь нам здесь и теперь, их в том числе молитвами, чтобы не наступать еще неопределенное множество раз на одни и те же грабли? Конечно, новых гонений, сравнимых с теми, что начались 100 лет назад, не будет. И гнать-то особенно сейчас некого (коэффициент сопротивляемости с тех пор сделался бесконечно малой величиной, а наши иерархи даже малейшего слова возражения кому-то из власть имущих не смеют озвучить), да и не нужно - потихонечку церковная организация сама маргинализируется, теряя авторитет, какой ещё имела в 1990-е, и на неё просто перестают всерьёз обращать внимание. К тому же в ней одни по-своему успешно гонят других, несогласных и свободолюбивых, и это тоже легко становится достоянием гласности. Но ведь церковь состоит не только из иерархов, а что же было веками в народе? Кто хранил в Святой Руси веру православную? Совсем уж не народ, в большинстве пребывавший в двоеверии и знавший больше лишь внешне-обрядовую сторону православия. Много раз уже приводился в пример эпизод, когда Владимир Марцинковский, известный проповедник тех лет, ехал в 1918 году в поезде из Москвы в Тулу для чтения лекции, и напротив него сидел солдат-красноармеец, похвалявшийся своими "подвигами" из грабежей и убийств. Марцинковский не вытерпел и воскликнул: "Как же вам не стыдно! Разве этому учит Евангелие?" На что солдат, нимало не смущаясь, отвечал: "А што нам евангиле? Мы ево только крышку целовали, а што в ём написано, этово мы не знаем". Не удивительно, что вчерашние условно-православные крестьяне легко предавали свою формально-обрядовую православность, легко подпадая под революционную агитацию и с той же лёгкостью идя громить церкви, в которые раньше ходили.

Но были люди и другого склада. Например, жили бурной молодой светской жизнью, а потом на старости лет "грехи замаливали". Некоторые даже постриг принимали и в монастыри удалялись. Это, конечно, лучше, чем ничего и чем быть богоборцами, кто бы спорил. Но полноценной живой церковной жизни на этом никак не построишь. Сейчас тоже такой взгляд весьма популярен: вот, нет времени, работы много, детей надо воспитывать, а вот выйду на пенсию, там и буду молиться и в храм ходить. Из числа нынешних бизнесменов и власть имущих наверняка тоже найдутся надеющиеся на такой вариант. В общем, при крайнем индивидуализме и разобщенности в церковной среде нет осознания личной ответственности за то, что происходит в РПЦ. В лучшем случае есть желание что-то получить, прийти, взять своё в виде некой помощи или даже своеобразной индульгенции и уйти. А другие справедливо в общем опасаются, как бы ни столкнуться с той поднаготной, о которой уже и так немало наслышаны. Стоит ли вообще сильно приближаться к храму и окунаться в эту жизнь, не обожжёшься ли, и надо ли очаровываться, чтобы потом не разочароваться? Вот и получается, что на практике церковь наша может быть чем угодно, от бюро молитвенно-потребительских услуг до психологических консультаций, порой весьма не качественных, но только не Телом Христовым, где каждый себя действительно чувствовал бы членом, нужным другим и объединенным с другими членами общением в любви и радости!

Святые новомученики! Помогайте в молитвах ваших становиться нам более ответственными за ту церковь, в которой пребываем!»

отсюда


  • 1
Да шутит Prostopop. Чего вы все на него взъелись? Шутит он. Вы Райкина тоже ненавидели, когда он роли всяких жлобов-чиновников играл? Вот и Prostopop такого тупого православного жлоба в комменте изобразил. Laugh for health, сиречъ смейтесь на здоровье)

Как сказать , как сказать...Райкин тоже был еврюга ещё тот..

Нет, я не шучу. Я был церковным либералом, а несколько лет назад перестал им быть. Мне надоели иллюзии и ложные надежды. В своём комментарии я слегка иронизирую, но главная мысль трезва: отец Филипп, как и многие либералы, мечтает влиять на людей, контролировать их и строить из них нечто. Увы, (а может, и к счастью) постсоветские люди не подходят для сего. Он разочарован, а я нет. Я на стороне людей и ничего из них строить не хочу. По одной причине: люди не кирпичи.

"Я был церковным либералом"
Странно, вы про свой либерализм постоянно здесь твердили. Не несколько лет назад, с месяц назад его красочно живописали. Когда вы клоуничаете? Когда утверждаете что либерал или как сейчас, вдруг консерватор?

Хороший вопрос и ещё более похвальная память у Вас, друг мой. Я политически либерал, был и остаюсь. Об этом и писал.
Церковным либералом перестал быть. Это не имеет смысла. Ты либо принимаешь здесь всё как есть, либо уходишь. Этак либерально уходишь.

"Я политически либерал"

(Anonymous)
Нет. Вы позиционировали себя именно церковным либералом.

Re: "Я политически либерал"

Цитату не позволите?

А про экуменизм? Шо забыл?

Экуменизм это же старый добрый консерватизм 70-х годов, откройте ЖМП того времени. Вот антиэкуменизм это модернизм и ересь натуральная.

Re: "Я политически либерал"

(Anonymous)
Нет времени и желания на поиск. Это не важно. Не самоцель вас разоблачать.
Теперь вы консерватор, консервативных церковных взглядов. Хорошо.
Давайте просто этого не забудем. Вы же активны в жж и многосторонни.

Re: "Я политически либерал"

Скриншот снимите и сохраните в облако. Пригодится Простопопа обличать.

Re: "Я политически либерал"

(Anonymous)
А надо? Простопопу просто слово недостаточно?

  • 1