?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
ТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
СУПчика хочится
kalakazo
В продолжение темы "О ЛИЧНОСТИ БОГА..."

Из утренней почты:

священник Александр Ильменский


"ТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

О творении человека сказано в трёх первых главах Книги Бытия.

Согласно шестодневу человек задуман и создан в конце шестого дня, после того, как по слову Творца «земля произвела душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так». (Быт.1:24)

И создан как «венец творения», чтобы «владычествовать» над всем сотворённым прежде. Однако создан с некоторыми отличиями от задуманного.

Различия между сказанным и сделанным достаточно очевидны, поскольку о исполнении задуманного тот час же повествуется в последующем стихе.


Сказано: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

Сделано: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (Быт.1:26,27)


Вроде как выходит, что слово несколько разошлось с делом. Ибо Бог творит человека исключительно «по образу Своему». Что подчёркнуто дважды сказанным: «по образу». А вот о творении человека «по подобию», далее вообще умалчивается.

Вместо этого Бог творит «их – мужчину и женщину». Что казалось бы отчасти соответствует сказанному в изначальном замысле, поскольку затем свежесотворённым людям «благословляется обладать землёю и всем живущим на ней». Однако при этом добавлена прежде не предусмотренная замыслом заповедь, «плодится и размножаться и наполнять землю» подобно прежде сотворённым «животным пресмыкающимся и зверям земным по роду их». Что, на вскидку, выглядит как понижение изначального замысла.


И тем не менее Бог ничуть и не в чём не уклоняется от исполнения задуманного.

Ибо прежде сотворив человека по образу Своему, именно с сотворением людей, как мужчины и женщины, Бог начинает осуществление второй половины Замысла, – творение подобного Себе человека.

Что, при решении вопроса «в лоб», совершенно невозможно. Поскольку сотворённый в принципе не может быть подобен своему Творцу. Хотя бы потому, что сотворён Им.


***

Чтобы лучше представить себе суть проблемы творения подобного Богу человека, вкратце рассмотрим в чём эта суть состоит.


Не так уж трудно представить, что существует некое Абсолютное Знание, – Вселенский Разум, – Которое, по существу Своему, есть Знание Всего и Вся. Ведь человеки, причём весьма учёные, давным-давно представляют себе такое.

И даже Имя Ему известно. Ибо такое Знание и есть Бог!!!

Тот Самый, с большой буквы. Трансцендентный, Неизменный, Вечный!


А теперь, что тоже не так уж трудно, представим себе, что есть Некто, Кто этим Знанием всё-таки обладает.

И как Его после этого прикажете называть?


Полагаю, что никакого богохульства не будет в том, чтобы Обладателя такого Знания так же назвать: «Бог». Назвать без обиняков, прямо с большой буквы!

А почему нет? Ведь если есть Знание, должен быть и Знающий!


Ну а теперь, отдышавшись, и переварив такую возможность, делаем следующий решительный шаг:

Почему бы, если существует такой Некто, не быть ещё Одному? И чем этот «ещё Один» может помешать этому Некто?


Кто обладал хоть каким-то особым знанием, тот по себе знает, – что ничем.

Напротив, в общении с подобным себе единомышленником, а лучше, многими, ваше личное знание обретает цену и ценность. И ничуть не тускнеет в кругу себе подобных, но лишь становится ярче и многообразнее.

Кому знакома радость единства единомышленников, подобных друг-другу в главном, в которое каждый привносит своё неповторимое ви´дение, тот согласится, что такое собрание знающих не только не будет против, если добавится ещё один, но с радостью примет любое число подобных себе.


И вот здесь делаем третий, ещё более решительный шаг, и говорим: «Боги». Причём со всё той же большой буквы!

Бесконечное множество Богов! Их числу нет и не может быть предела, как не может быть последнего, самого большого числа.


***

А что Само Знание? Тот Самый, трансцендентный Бог? Неужели убудет от приращения Знающих?


Не только не убудет, но прибудет, умножится в непрестанно нарастающем множестве Своих проявлений!


Вот вам и Царство Небесное. Царство – одно на всех.

Но все в этом Царстве – Цари. И при этом каждый по отдельности – Царь, равнодостойный всему Единству!


Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, НАСЛЕДУЙТЕ Царство, уготованное вам от создания мира (Матф.25:34)


Царству этому нет конца ни во времени, ни в пространстве. Оно никогда не перестанет, хотя и непрестанно множится. Ведь В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. (Иоан.14:2)


И каждый – Бог в этом сонме Богов.

Причём Бог-Отец. В бездне недр Которого образуется «тьма», затем возгорается Свет и отделяется Свет от тьмы, образующей «чрево». Чтобы затем, в чреве этом «из воды под твердью» возник и осознал себя, свою личную, бессмертную душу, человек, сотворённый по образу Божьему.

Осознал во множестве подобных себе, произошедших от мужчины и женщины, сотворённых к исходу шестого дня. Осознал, чтобы лично, своей волей, принять это единое на всех Знание.


Так что творение мужчины и женщины вместо того, чтобы тут же придать человеку обещанное богоподобие, вовсе не являлось понижением планки, но являлось началом осуществления самой тонкой и самой сложной фазы творения человека.


И средством осуществления этого является наш временный, видимый мир.

Тогда как следствием, в совершенстве осуществлённым посредством подобного Богу человека, явится мир спасённый. Где все так или иначе послужившие рождению Сынов Божьих, вместят, «яко же можаху», радостей жизни вечной.

И таких миров так же бесконечное множество.


Таким образом, по завершении шестого дня, когда «увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма», творение не только не было завершено, но всё только начиналось.


О чём свидетельствует сказанное далее:

Так совершены небо и земля и все воинство их. (Быт.2:1)


Они уже совершены´ как средство, и одновременно, как основание будущего спасённого мира.

Ибо небо, – мир ангельский, а так же мир временного пребывания достигших неба душ человеческих, сотворено всерьёз и надолго. И в спасённом мире пребудет всегда. Равно как и земля под небом Едема, – которая «обретёт свой совершенный вид». Однако лишь по явлении человека, подобного Богу.


А пока земля эта «безвидна и пуста». Что тут же, незамедлительно отмечено в странном переходе повествования, которого мы уже прежде касались:

Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал все лице земли. (Быт.2:4-6)


После чего следует уже более развёрнутое повествование о сотворении человека по образу Божьему. И начинается оно сказанным:

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. (Быт.2:7)


***

По умолчанию принято представлять, что Бог, подобно скульптору слепил тело человека из земли, точнее из красной глины, – «адама´». А затем оживил, «дунув в лице его».

Отчего, как принято считать, человек сразу же осознал себя личностью. Тот час же, в полноте и совершенстве освоил свойства образа Божьего, приданные ему Творением. И в готовом виде, подобно нам, только гораздо лучше, был введён «в рай сладости».

При этом он оказался настолько смышлён, что с полуслова понял смысл заповеди «о не вкушении плодов с древа познания». К тому же настолько благочестив и послушлив, что тот час же проникся решимостью исполнить её. А так же весьма премудр, ибо «нарёк имена всем зверям полевым». И надо полагать исключительно на латыни, сразу же классифицировав их по роду, виду и подвиду.


Нам, начинающим осознавать себя к двум годам, а вполне, к пяти – семи, затем до тридцати лет раскрывающим в себе заложенные способности и совершенствующим их всю оставшуюся жизнь, должно быть понятно «по себе», что сразу же, только «дунув», невозможно получить обладающую собственной волей, самостоятельно мыслящую личность. Причём невозможно это даже Самому Богу.


Ибо это как раз тот самый случай, когда Бог, согласно известному софизму, «сотворил камень, который Сам же не смог поднять».

Но зато Бог устраивает всё это так, что «камень» этот поднимается сам. На то Он и Бог.


***

Поэтому вышесказанное о творении человека «из праха земного», сказано как о сути начавшегося и в совершенстве завершившегося процесса творения человека «по образу и подобию Божьему». Процесса длительного, многоуровневого, необычайно тонкого и весьма сложного. Которому Библейским повествованием отведен весь седьмой день, по недоумению выпавший из прочих дней творения лишь на том основании, что к седьмому дню совершил Бог дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.(Быт.2:2)

Что вовсе не означало, что процесс, начавшийся «творением мира», завершён. Ибо теперь, в день этот, дела будет делать человек.

И порой такие дела будет делать, что «хоть святых выноси».


Всеведущий Бог знает это. И тем не менее благословляет и освящает день седьмой.

И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал. (Быт.2:3) Благословляет не выборочно, но благословляет всё происходящее в нём, как неотъемлемо-необходимое для совершения творения.


А вот укоренившееся представление, что день седьмой Бог благословил и освятил именно потому, что «почил от всех дел Своих», следует из нашего неглубокого суждения «по себе». Проистекающего из естественного предпочтения нами заслуженного выходного, который мы благословляем и освящаем, выделяя из прочих дней трудовой недели.


На таком понимании, при забвении того, что Бог не только Творец, но и Вседержитель, ни на мгновение не выпускающий бразды правления ещё только совершающимся миром, возросла и обосновалась религиозность, как идеологическое крыло невидимой инфернальной системы, поглощающей «личное» человека.

Религиозность, поныне здравствующая и процветающая практически во всех без исключения религиозных структурах. Утверждающих и старательно поддерживающих в «широких народных массах» представление о общеобязательных религиозных приношениях именно в «день субботний» по принципу: «шесть дней трудись для себя, а седьмой – отдай Богу». Ну и нам, служителям культа, десятину от того, что стяжешь.


Тем самым утверждая как должную, похвальную и вполне достаточную для спасения жертву Богу, образец которой явил ещё допотопный Каин. Разделивший, что отдать Богу, а что оставить себе.

Тогда как Сам Бог такую жертву отверг.


Ибо Бог зрит на сердце человеческое, поскольку ищет не всесожжений от человека, но самого человека.

«Жертва Богу – дух сокрушен...».


***

И тем не менее, Бог не только не пресекает возможность такого понимания, но для очень желающих так понимать значение «субботы», оставляет её. Ничем не ограничивая пространство свободной воли человека. Которому предстоит, подобно Фениксу из пепла, восстать из праха земных исторических коллизий.

А чтобы был «прах», должны быть и производители его. А так же должен быть тот, кому, «ходя на чреве», предназначено «есть прах во вся дни жизни своей». Тот, дни, которого изначально сочтены.


Так что творя человека «из праха земного», Бог вовсе не лепил глиняного субъекта подобного голему Махараля Йехуды Бен Бецалеля, изготовленному для удовлетворения нужд избранного народа, но в перипетиях исторических коллизий, из праха земного, творит свободные личности человеческие. Образуя лица, волею своею принявшие «дыхание жизни» и составляющие соборное лицо человека, «ставшего душою живою».


Древнееврейский текст, согласно которому «дыхание жизни» Бог вдунул «в ноздри» человека, а значит человек сам вдохнул, а затем и выдохнул его, свидетельствует о вольном принятии человеком Божественного дыхания. Отчего человек задышал жизнью, имея её в себе. Став Богом, подобным Богу.


***

Вторая глава Книги Бытия почти целиком, причём в минимально развёрнутом виде, посвящена описанию того, что нам необходимо знать о себе, как сотворённым по образу Божьему.

Надо ли говорить, что на этом этапе творения никаких биологических тел, а значит и половозрелых инфантов, на всём готовеньком нежащихся в райском саду и близко не было?


Пожалуй, что надо.

Ибо именно это антропоморфное представление о сказанном во второй главе, прежде без труда преодолеваемое верой, ныне является чуть ли не главным камнем преткновения для многих на пути к постижению Библейского Откровения. И принятия Его в качестве доподлинного Откровения Самого Бога.


Ибо творение биологических тел, как «одежд кожаных», начинается по «грехопадении». Безвинном и неподсудном грехопадении первом. И в контексте шестоднева, по видимому начавшись в конце четвёртого дня, длится с пятого по шестой день, вплоть до сотворения мужчины и женщины. Представляя своего рода эволюцию, подобно частной эволюции телесности каждого из нас. Начинающейся с момента зачатия, с последующим образованием в околоплодных водах чувствующего существа, обладающего сенсорным сознанием. Подобно «душам живым», которых ПРОИЗВЕЛА ВОДА в пятый день творения.


А затем, по рождении, через чувства тела взаимодействуя с живыми существами теперь уже в предметно-пространственном мире земли, включаются наши умственно-волевые свойства. И душа человека обретает начатки личного самосознания, подобно душам «зверей полевых», которых ПРОИЗВОДИТ ЗЕМЛЯ в день шестой.


И лишь с включением словесности, – четвёртого свойства образа Божьего как способности воспринимать Слово, а значит знать Бога, свойства практически отсутствующего у братьев наших меньших, человек, сотворённый как мужчина и женщина, начинает самостоятельную жизнь в истории. Где ему предстоит новое, весьма существенное, но так же неотъемлемо-необходимое грехопадение. Но об этом после.


***

Само свидетельство о появлении первых людей, как лишь двух разнополых особей, является ещё одним камнем преткновения на пути к признанию богодухновенности Библейского Откровения о творении человека.


Ведь если не было биологической эволюции «по Дарвину», то каким образом и в каком виде явились первые люди? Сразу же половозрелыми, чтобы плодится и размножаться, как им и велено, либо всё же младенцами, постепенно раскрывая в себе свойства образа Божьего?


Младенческий и даже детский период становления их личного самосознания, подобно тому, как осознаём себя мы, исключается по той простой причине, что у них не было и не могло быть папы и мамы, а равно и прочих родственников, заботящихся о них во время их детской беспомощности.

И дело даже не в развитии телесных форм и сил. Ведь Бог может всё. И Ему ничего не стоит сделать так, чтобы первые люди сразу же явились в полноте физического совершенства.


Вот только это не даёт ответа на главный вопрос. Каким образом, сразу же по сотворении, первые люди осознали в себе заложенные Творцом свойства образа Божьего, развили и освоили их? Без чего самосознание их будет самосознанием даже не младенца, но эмбриона. И Богу, больше некому, придётся долгое время собственноручно выносить за ними горшки, кормить из ложечки и лично обучать их.


Ведь вложение в них сразу же при сотворении Своего собственного самосознания и Своей воли хотя и возможно Богу, но тут же в корне пресечёт Замысел о человеке. Поскольку получится не более чем «селфи», которое Бог сделает с Самого Себя, а никак не подобный Богу человек, обладающий личной волей.

Вопрос этот так же совершенно неразрешим с позиций натягиваемого на Библейское Откровение классического дарвинизма. Ибо если здесь «с охраной материнства и детства» всё более менее понятно, то со всего лишь двумя исходными особями, как зачинателей рода человеческого, чтобы им «плодится и размножаться», возникают вопросы.

Поскольку к этому рубежу эволюции должны образоваться целые стада наших гипотетических человекообразных предков. И кому давать заповедь, чтобы положить начало человечеству, будет решительно непонятно. Да и нужды давать её не будет. Поскольку процесс размножения успешно и давно идёт сам по себе.


Но дело даже не в этом. А в том что никакая эволюция, даже за триллионы лет, не способна самостоятельно произвести никакой, даже такой элементарной способности, как сенсорная. Не говоря уже о куда как более высших и сложных формах его. Качествах совершенно нематериальных. Никак не следующих из потребностей биологической природы. Более того, противящихся им и превосходящих их.

Таких как совесть, честь, верность, самоотверженность и много ещё чего.


Нам, как творцам искусственного интеллекта, уже должно быть совершенно понятно, что точно так же, как «железо» не может само по себе научится запоминать информацию и тем более рационально оперировать ею, если человек, уже обладающий такой способностью не придаст её «железу», так и все свойства нашего со-знания не могли возникнуть без Того, Кто Сам обладает ими и придал их нам.


Фантазии по поводу самовозникновения свойств сознания человека в процессе эволюции материи так же смешны и нелепы, как гипотетические фантазии взбунтовавшихся машин сбросивших иго человеческое о их собственном происхождении от первичного 3D-прапринтера, образовавшегося в результате пяти миллиардов лет перемешивания расплавленных пород в жерле вулкана. А затем, по извержении, принявшегося штамповать подобных себе, тем самым положив начало роду машинному.


Это сказано не к тому, чтобы переубедить убеждённых, до непробиваемости утвердившихся в своём убеждении, усвоенном ещё со школьной скамьи. Такие тоже нужны. Но чтобы перейти к повествованию о первом этапе творения человека. Творения его по образу Божьему, как того самого «зерна горчичного» которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его. (Лук.13:19)


Зерно это, подобно всем зёрнам, при малости своей содержащим в себе всю информацию об огромных деревьях, а так же содержащим необходимое вещество, энергии и силы для осуществления заложенной программы, а вдобавок, как «жизнь в себе», ещё и способность к самовоспроизводству, должно было быть создано прежде, чем явится человек. Личности которого ещё только предстоит прорастать из него.


Так что стих, следующий за сказанным о творении человека «из праха земного», так же следует отнести «на потом». Приняв его вместе с предыдущим, как краткое сообщение о полностью завершённом процессе, развёрнутое изложение которого последует далее.


Вот этот анонс в полной редакции:

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. (Быт.2:7,8) Конец творения. Все пляшут и поют.


То что это лишь трейлер будущей эпопеи, следует хотя бы из того, что «праха» до начала творения человека не было, и быть не могло. Ибо прах этот будет производить сам человек. Человек, ещё не принявший дыхания жизни и не ставший душою живою. Будучи мёртвым не потому что уже умер, но потому, что ещё не ожил.


Ему предстоит воздвигать и низвергать царства, строить всевозможные цивилизации, создавать шедевры живописи, ваяния и зодчества, творить музыку и писать поэмы, возводить города, штурмовать космос, проникать в тайны ядра и Вселенной. Предстоит созидать и разрушать, спасать и убивать, любить и предавать.

И это всё пойдёт прахом...


Но в этом пепле и прахе, из огня гибнущего мира явится алмаз невиданной чистоты и несокрушимой твёрдости.


Поэтому зерно души человеческой творится как кристалл алмаза. Который, как это хорошо известно, является тетраэдром, – простейшей и самой жёсткой фигурой стереометрии. Имеющий четыре вершины, шесть рёбер и четыре грани.


О чём, даст Бог, будет далее".


P.S. Ваши письма, обращения, жалобы присылайте дедульке на kalakazospb@gmail.com

  • 1
Ильменский..
опять еврей высказался.
а что, русских нет теперь, усе?

Русским достаточно того, что Бог есть и они к Нему обращаются и получают благовременную помощь.

Вообще-то подобие богу выражается в том что души людей сделаны из того же теста что и сам Бог, но количестом мало, потому душа живого существа попадает под гнёт материальных энергий Бога.
Изучайте Шримад-Бхагаватам, к сажалению христианство только домыслами оперирует.

Подобие Богу проявляется у человека в возможности проявлять такие качества,как любовь,справедливость,милосердие,терпение,мудрость.Именно в этом смысле Бог создал человека по образу и подобию своему.

Эти качества могут существовать независимо от человека... )
Особенно с милосердием интересно у христиан, что питают свои тела за счёт страданий других живых существ.

Дай попу радиодеталей и паяльник - он и детекторный приёмник не соберёт. Зато трепаться о чудесных свойствах своего Бога он может часами...

Во время Преображения некоторые вещи удачно совпадают и подвергаются изменениям плавно, а другие - находятся на пути к противоречиям. Если люди придерживаются систем верований, которые входят в противоречие с информацией, все более и более принимаемой народом как факт, значит назревает кризис. Как в случае кризиса представления о плоской Земле, произошедшего, когда убежденным в этом было доказано, что Земля круглая; или кризиса, произошедшего тогда, когда убежденным в сотворении человека за один день, представили кость Раннего Человека; присутствие инопланетян представляет собой кризис для тех, кто убежден, что человек является единственным разумным видом во Вселенной или был создан Богом по своему подобию. Этот кризис не свойственен исключительно сильно религиозным людям, но так как предписания многих религий стоят в одном ряду с подобными концепциями, (приводящими к кризису), то набожные склонны попадать в такое положение.

По поводу второго утверждения, что человек был создан по образу и подобию Бога, - системы верования оставляют человека в положении, когда необходимо сделать выбор. Либо вера может быть расширена, чтобы включить в понимание образа Бога всю жизнь, придать Homo Sapiens положение родства с другими разумными формами жизни, либо сохранить систему верования, и поместить инопланетных посетителей вне Бога - в разряд демонов. В этом случае индивидуум, твердо придерживающийся системы верований, при разногласиях с фактами может также их признавать. Поскольку доступным становится все большее количество информации о различных формах разумной жизни, эти индивидуумы избегают дискуссии, мрачнеют лицом, бормоча предостережения.

творение подобного Себе человека.

Это древний иудей сотворил подобного себе бога и наделил его чисто своими, иудейскими качествами.А так как познания древних иудеев об окружающем его мире были на примитивном уровне,хотя и болтались они в очагах древних цивилизаций-Египте и Месопотамии, то и бог получился такой же.

А вы считаете,что "цивилизованные" Египет и Месопотамия обладали какими-то особенными знаниями?

Возможно вы имеете в виду достижения египтян и вавилонян в астрономии и математике?Но эти открытия имеют прикладное значение.Израильтяне так же имели в этом отношении свои достижения,напр.,в медицине.Но в целом о взглядах египтян и вавилонян на окружающий их мир правильнее,все-таки,наверное,судить по их мифам и комогоническим системам.Вы,вероятно,знакомы с тем бредом,которым эти системы наполнены?В то же время порядок и содержание т.н. " шести дней"(шести этапов) сотворения,которые описываются в первой главе первой книги Библии (Бытие),полностью совпадают с тем порядком и содержанием возникновения Земли,который признают сегодня многие ученые.Ну а библейский стих из Иова 26:7,написанный за полторы тысячи лет до нашей эры,показывает нам Землю,парящей в пространстве,что,как минимум до Ньютона было незнакомо великой европейской науке.Вспомните,какие представления на сей счет были 2,5 тысячи лет назад у "цивилизованных" египтян,вавилонян и иже с ними.Библия-это,конечно,не научный труд;она написана с иными целями.Но все те научные и исторические сведения,которые в ней содержатся,подтверждаются современной наукой.
https://marturos2018.livejournal.com/1168.html

Edited at 2019-03-17 01:40 pm (UTC)

Когда атеисты делают свои выводы на основании

(Anonymous)
церковной истории в церковном же её варианте, то результатом является невзоровщина, т.е. утрирование.

древний иудей сотворил подобного себе бога
Египте

Вот тут с периодизацией и локализацией проблемы.
Древние евреи являются автохтонами Палестины, отпочковавшимися от кенаанитов в период перехода от бронзы к железу и связанных с ним изменений способа производства (да, те самые производственные отношения) и реформы пантеона. Излагаю суть сюжета кратко. Около 1400 г. до н.э. в приморских городах Кенаана произошло событие, характеризующееся на современном языке как гражданская война: соответствующий культурный слой демонстрирует признаки разрушений, произведённых изнутри, признаков внешней интервенции нет. Бунт городских низов. Одновременно же на холмах Иудеи и Самарии наблюдается взрывной рост численности поселений т.н. «культуры круглых поселений» (не научное название, но суть отражающее верно): с 25 до 400. Население бежало из городов на холмы. Они и послужили автохтонным субстратом для формирования древнееврейского народа. В дальнейшем к ним присоединились семитские племена Аравийского полуострова, принесшие с собой Яхве, и выходцы из Месопотамии (не те, которые Кацы). В Египте никаких хаверим никогда не стояло.

Мифология бегства из Египта? А шо мифология? Легенда о Моше восходит к легенде об Инанну через легенду о Саргоне, прочие события, изложенные в ТНХ, отражают – в искажённой версии – события гражданской войны в Кенаане.

болтались в Месопотамии

Слишком давно болтались и не все. Месопотамский Y-хромосомный гаплотип J, субклады 1 и 2, носителями которых являются представители славных фамилий Кац, Коган (русскопатриотичный депутат от Эстонской ССР), Коэн, Каганович (в т.ч. Лазарь Моисеевич), давно возник, ещё до спуска озера Агассис в Гудзонов залив, который вызвал глобальное похолодание и засуху, заставившие диковатых сапиенсов думать мозгом и перейти от собирательства к ирригационному земледелию.

бог получился такой же

Опять же, вопрос в периодизации. Абрам, персонификация жреческого рода носителей J1 и J2, поклонялся общесемитскому Элу. Тому же поклонялись и палестинские автохтоны.

История формирования книги «В начале» таки с однозначной ясностью показывает признаки борьбы между носителями различных устных традиций. Так что б-гословские идеи древних хаверим были разными. Злобный ревнивый аравийский Яхве-громовержец, бывший муж Ашеры и коллега финикийско-угаритского Ваала, – лишь один из эпизодов в долгой истории Торы и народа. В этой истории были и «Книга Абрама» (не говорю, что текст, доступный в настоящее время может быть древнее, чем 2-го в. до н.э., но устная традиция восходит к тем временам, когда созвездие Дракона находилось в середине неба) – первый известный протокаббалистический текст, и теология ессеев (патриотическая, надо заметить), и адаптация идей гностицизма и неоплатонизма, сформировавших протокаббалу.

  • 1