kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Category:

О СОТВОРЕНИИ ЖЕНЫ...

В продолжение темы "НЕМНОГО О ЖЕНЕ, ГЕОМЕТРИИ СОЗНАНИЯ И НАРЕЧЕНИИ ИМЁН..."

Священник Александр Ильменский:

"О СОТВОРЕНИИ ЖЕНЫ.


С самого начала Библейского Откровения более всего непонятностей, и это понятно, возникает в связи с сотворением женщины.

Сказанное в первой главе о сотворении человека по образу Божьему, как мужчины и женщины, никак не согласно с поведанным во второй главе о творении жены из ребра. Косточки, изъятой у человека под наркозом с последующим наложением швов.


Ну как, если не буквально прикажете понимать сказанное:

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.

И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. (Быт.2:21, 22)?


Жена эта, которую Бог привёл к человеку, поскольку «взята от мужа», явно не тянет на женщину, равную мужчине. Являющуюся таким же как он человеком, сотворённым по образу Божьему. О чём якобы однозначно сказано в первой главе.


Вот только опять же странность. Человек, приняв жену, как «кость от костей своих и плоть от плоти своей», назвав её «женою, ибо взята от мужа», чем, казалось бы утвердил своё первенство, вместо того, чтобы прилепить её к себе, сам, по причине этих же самых обстоятельств, прилепляется к ней.


И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.

Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. (Быт.2:23,24)


Все эти «странности» дают повод считать, что женщина, вместе с мужчиною сотворённая по образу Божьему на исходе шестого дня творения и жена, позже сотворённая из ребра человека, – две разных особи. И речь идёт о двух разных творениях.

А значит тогда выходит, что Адам женат вторым браком. Которому, как не поладившему с первой, строптивой женой, равной ему по образу Божьему, Бог творит вторую жену – покорную рабыню Еву. Которую вдобавок ещё и подчиняет мужу.


Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

(Быт.3:16)


***

Так за завесою Библейского Откровения замаячила тень Лилит. Женщины-демона. Гордой красавицы, которая падшего, не менее гордого ангела, предпочла своему инфантильному муженьку. Который оказался так себе, – ни рыба, ни мясо. К тому же ещё и помимо воли её был навязан ей произволением свыше.

Отчего она, повстречавшись с настоящим мачо, ничесоже сумяшась укатила со своим возлюбленным за Красное море. Надо полагать на курорты Шир-маль-шейх. И наотрез отказалась вернуться, не смотря на уговоры трёх архангелов, посланных Богом для вразумления её. (Обстоятельство, которое нам следует запомнить, чтобы сложить все пазлы, которые, за неимением общей картинки, никак не желают складываться у тех, кто пренебрегает ею).


Ибо без учёта Полноты Библейского Откровения, апофеозом Которого является Иисус Христос, возвестивший Евангелие приблизившегося Царства Небесного, Царства, являющегося Главной Целью Творения, тогда как земной, телесный мир – лишь только средство достижения Его, следует, что понимание Священного Писания лишь в образах этого временного телесного мира, не разумея природы «невидимого», причём ещё и облекаемую в биологическую телесность, заведомо обречено на логические противоречия. Что в наше просвещённое время низводит его в разряд никак не соотносящегося с нами культурологического памятника. В лучшем случае сборника прописных нравственных истин с примитивной космологией древних в придачу. Ни слухом ни духом не ведавших о Большом взрыве, эволюции, а так же о происхождении человека от обезьяны.


Ведь коль скоро всё ещё утверждается, что женщина сотворена из ребра мужчины, а вся дальнейшая неразбериха пошла из-за несанкционированной потравы райского фрукта, то почему бы не утверждать, что «женщина шестого дня» совсем не та, что жена, сотворённая человеку из его ребра? Сотворённая взамен гордой Лилит, – женщины, равной мужчине, в самом начале сотворённой по образу Божьему на исходе шестого дня творения. И как вскоре выяснилось, даже превосходящей его.


Что, впрочем, совершенно верно. Однако верно лишь в том, что действительно, – она совсем не та.


Но вот только «женщиной шестого дня» была вовсе не Лилит. А именно праматерь Ева, «ставшая матерью всех живущих». Равно как и мужчиной, сотворённым вместе с нею являлся Адам, – праотец рода человеческого. Одним словом, – люди, по плоти разделённые на мужчину и женщину. И теперь, сколько ни «прилипай» друг к другу, никак не соединяющиеся «в плоть едину». Разве что символически, в детях своих. Да и то, как вскоре выяснилось, не совсем удачно.

И Богу в конце-концов пришлось «раскаяться, что создал их».


И потом, коль скоро понимается так, что человеком, сотворённым по образу Божьему являлись мужчина и женщина, то от обратного должно бы следовать, что и Сам Бог женат. Но почему-то, в отличие от всех прочих богов, открыто размножающихся половым путём, скрывает это. Хотя брачных образов по отношению к Богу Откровения, самостоятельно, без жены, в «чреве» Своём вынашивающего Сына и из чрева, «подобно росе», рождающего Его, в Писании предостаточно.


***

Камнем преткновения, из-за которого Откровение о творении человека было понято как «богословие вины», со всем комплексом несуразностей, в том числе и с мифом о строптивой Лилит, является понимание первого сообщения о сотворении человека, как сообщения о едином творческом акте, в итоге которого человеком, сотворённым по образу Божьему оказались мужчина и женщина. Тогда как там сказано о двух, ходя и взаимосвязанных, но существенно разных этапах творения.


И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (Быт.1:27)


По мне достаточно ясно сказано что поначалу Бог творит человека по образу Своему. А затем творит людей, как мужчину и женщину.


Сперва творит модель души человеческой, как кристалл алмазной чистоты и твёрдости, соединяя воедино четыре основных свойства Своего Образа. Своё «мужское» и «женское».

«Мужское», как способность осознать и отличить себя, являющееся основой личности человека, «женское», в плоть едину соединённое с «мужским», как свой собственный, автономный источник мотивации. Без чего ни образование, ни существование личности невозможно.


Ещё раз повторим вкратце:

Бог творит человека по образу Своему из четырёх основных Своих свойств, питаемых четырьмя «реками, разделяющимися из одной реки, вытекающей из Едема». Свойства эти являются ничем иным, как всё теми же четырьмя фундаментальными взаимодействиями, – силами, образующими видимый и невидимый мир Вселенной. Где уму человека соответствует электромагнитное взаимодействие, крепости – гравитатция, сильным взаимодействиям – телесные чувства, и соответственно сердечные чувства, – слабым.

Творит в определённой последовательности. И вполне естественно, что первым взятым в работу свойством оказался ничем не ограниченный, но пока ещё совершенно чистый ум будущего человека.


Бог, соединив ум и силу, – второе свойство Своего Образа, включает ум человека «на запись». И делает соответствующие закладки.


Сперва в виде «деревьев, приятных на вид и хороших для пищи», а так же «древа жизни посреди рая и древа познания добра и зла».

А затем придаёт уму и силе человека ещё два Своих свойства. Как две грани к ребру, две земли, – Куш и Хавила, обтекаемые реками телесных и сердечных чувств. Бурлящей, фонтанирующей рекой Гихон. И полноводной рекой Фисон.


После заповеди, посредством которой Бог закладывает в подсознание человека страх смертный и утверждает ничем не ограниченную свободу воли его, Создатель, от человека, создаёт каскад подобных ему «животных полевых». Помощников ему в освоении первой, чувственной земли Куш, «земли Эфиопской», той, что за Красным морем. Куда затем укатит со своим возлюбленным строптивая Лилит.

А когда выяснилось, что среди толпы зверей «помощника, соответствующего человеку» так и не нашлось, Бог приступает к завершающей фазе творения человека по образу Своему. И вот здесь, для наглядности, чтобы понимать что к чему прилепилось, нам никак не обойтись без геометрии.


***

Накануне творения жены геометрия сознания творимого человека представляла собой соединённые по ребру две грани в виде равносторонних треугольников. Об этом уже не раз говорилось, но повторение, – мать учения. Это важно запомнить ещё и потому, что так будет выглядеть модель мужской половины затем разделённого на «мужское» и «женское», сознания человека. Скажем так, – «базовая модель сознания мужчин».


Присмотримся к ней. Ребром на стыке двух граней, опять же, как не раз уже было сказано, являлись ум и крепость, как сила будущей воли, читай: ЛИЧНОСТИ человека. Личности, являющейся главным «продуктом», ради получения которого и затеян весь этот видимый нами мир.


И всё бы было хорошо. Да вот только одна незадача. У рек, питающих эти «мужские» свойства, своей земли нет. А та что есть, – одна на двоих, называемая: «Ассирия», для жизни совсем непригодна. Ибо невозможно жить на поле непрестанной битвы.

Напомним: стремительная река Хиддекель, питающая волю человека, как основу личности, лишь «протекает перед Ассирией». А с учётом того, что слово: «хиддекель» означает ещё и летящую стрелу, личности человеческие неустойчивы. Едва возникнув, исчезают. Пролетают мимо жизни, как мимо кассы.


Земля Куш, Эфиопская земля, обтекаемая бурлящей рекой Гихон, земля единого океанического сознания, проявляющегося во множестве возникающих и исчезающих живых форм, годится лишь для возникновения личного сознания, по сути своей чуждого этой земле. Сознания, доставляющего своим обладателям как блага, так и бедствия, – подарочный комплект «два в одном», по отдельности на земле Куш не продающийся.

Причём чем выше потенциальные блага, тем выше и потенциальные бедствия. Потому-то личность, как только осознает себя, тут же включается в борьбу за существование.

И опять же, чем выше степень самосознания борцов, тем ожесточённее эта борьба.


Так что земля Куш, земля чувственной телесности, – пресловутой Лилит, пригодна лишь для возникновения личности и самоопределения её относительно добра-зла.


Причём самоопределение в пользу «зла» при таком раскладе естественно. Это как с горы кати'ться. И если бы Бог не придал человеку, а от него и отчасти «животным полевым» высшие чувства, превосходящие животную необходимость, то наш мир, если бы и существовал, что вряд-ли, был бы ужасен.

Вышло бы что-то вроде мира взбунтовавшихся машин. Рациональных бессердечных существ, по сути своей – всемирного муравейника.


Вот только что прикажете делать «муравьям», победившим в борьбе за существование и оставшимся одним?

Разве что искать, кого бы ещё поглотить. И для этого осваивать космос.


А вот это уже фигушки. Для творчества и принципиально новых прорывов необходимо сердце, которого у них нет по определению. Поэтому придётся доедать самих себя.


Попутно заметим: сам факт существования высших сердечных чувств, – слабых взаимодействий, превосходящих сильные взаимодействия чувственной плоти, является неопровержимым доказательством, ещё одним среди уже многих добытых наукой, что наш мир сотворён. Причём сотворён Тем, Кто Сам имеет сердце. Ибо Имя Ему – Любовь.


Однако, при запуске личного самосознания никак невозможно обойтись без сильных взаимодействий. Поскольку первым ощущением, которое самостоятельно способен осознать ум, является боль, а первым самостоятельно осознанным чувством, – страх.

И лишь затем, когда утихнет боль и пройдёт страх, ум осознает блаженство и благодать покоя. Осознает уже как блага отдельной, личной жизни. Ибо вечного сущее, единое океаническое блаженство природы будет осознано своим собственным умом и воспринято своей волей.


О перипетиях «единства и борьбы противоположностей», как самоопределения человеческой личности относительно сильных и слабых взаимодействий, – телесно-чувственной мотивации и мотивации высших сердечных чувств, даст Бог, скажем позже. Это отдельная и довольно пространная тема.


Здесь же, поскольку речь идёт о творении жены из ребра человека, попробуем понять как и почему именно так Бог решает казалось бы неразрешимую задачу. Над разрешением которой бились, пока вдребезги не разбились, лучшие умы человечества, так и не разрешив её.

И совсем неудивительно, что разбились. Ибо человеческому уму это непостижимо.


А ведь действительно, как совместить изначально неизбежный эгоцентризм человеческих личностей, постоянно новообразующихся посредством чувственной телесной природы, и никак иначе образоваться не мо'гущих, с высшими духовными началами, приоритет которых совершенно неоспорим и всеми признан? Ведь даже самые людоедские системы утверждали себя как высшее благо из всех возможных, при этом оговаривая своё право и даже обязанность «противления злу насилием».


Уже «Государство» Платона явилось жуткой антиутопией в духе Оруэла, Замятина и прочих исследователей последствий устроения гипотетической всемирной системы по принуждению рода человеческого к добру. И ничего лучшего для создания идеального сообщества чем принуждение, ум великого философа так и не усмотрел.


Но Бог с ним, с государством. При всём том, что действительно со скопищем конченных эгоистов без насилия никак не управится, система, возомнившая себя высшей ценностью, не терпящая никакой альтернативы себе, так же ещё совершенно необходима и для осуществления Божественного Замысла в его высшей стадии. Достигаемой некоторыми из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божье, пришедшее в силе. (Мар.9:1)


Ибо все социальные построения рода человеческого, сами по себе будучи «прахом», являются непременно-необходимыми, хотя и вспомогательными СРЕДСТВАМИ для достижения ЦЕЛИ. Достигаемой исключительно лично.


Поэтому проблему «двух земель», – низших и высших чувств, мотивирующих личность человека, рассмотрим в приложении к нашей конкретной личности. Рассмотрим, исходя из данных нам свойств образа Божьего. Которые каждый может, если конечно же захочет, без труда обнаружить в себе. Ну а на «нет» и суда нет.


Сразу же скажем, что хотя человек сразу же был сотворён «по образу Божьему», о чём повествуется во второй главе Книги Бытия, ни один «из рождённых женами», не имел и изначально всё ещё не имеет образа Божьего. Но имеет лишь только свойства образа Его.


И лишь только однажды в истории, младенец Иисус, – обетованный Эммануил, рождённый Девой-Матерью от Духа Святаго, рождённый, чтобы совершить то, что человекам невозможно, но возможно лишь только Богу, с самого начала имел в Себе совершенный образ Своего Небесного Отца.


И если бы это был разовый, эксклюзивный акт, то не было бы никакого смысла разбираться чем человек, имеющий образ Божий, отличается от человека, имеющего ещё только свойства образа Его. А Откровение не заморачивалось бы искусительным повествованием о творении человеку жены из его ребра, ограничившись уже сказанным: «сотворил их, мужчину и женщину».


Но поскольку по вознесении Христа на небо все мы, как мужчины, так и женщины, имеем возможность обрести свою утраченную половину в самих себе, не пускаясь во все тяжкие на поиски её в мире земли, представление о том, как свойства Своего образа, данные всем нам Сам Бог собирает в образ Божий, предназначенный совершенному человеку, нам непременно необходимо.

И оно дано Откровением во второй главе Книги Бытия.

***

Сперва проследим за процессом самоосознания личности, взяв за основу базовую модель мужского сознания. Тем более что Библейское повествование о творении человека «по образу Божьему» придерживается именно такой последовательности.


Как уже было сказано, для образования личного, «полевого сознания» необходимы три свойства образа Божьего. Ещё раз перечислим их в порядке последовательности их раскрытия в нас.

Это: чувства (ощущения), ум, воля.


Но и это ещё не всё. Ибо, как сказал Бог: «не хорошо человеку быть одному».


Чтобы чувства заработали, необходимо чтобы было что чувствовать, а так же чем чувствовать. Поэтому Бог соединяет чувства с эгоцентричной, поглощающей силой тьмы, отделённой Им от сил Света. О чём и повествуется в начале третьей главы Книги Бытия. Понимаемой как повествование о злополучном грехопадении из-за которого «всё пошло не так».


Это «вкусное место» предполагалось оставить «на потом», но как уже не раз было прежде при рассмотрении других эпизодов Библейского Откровения о творении мира и человека, чтобы понимать излагаемое, необходимо забегать вперёд. Увязывая его с причинами, потребовавшими именно такого решения, которые по ходу последовательного повествования проявляются позже. Тогда как сами эти причины, упомянутые лишь в связи с необходимостью рассмотрения данного вопроса, в дальнейшем потребуют более развёрнутого изложения. Сразу никак невозможного, без того, чтобы далеко не уклонится от заявленной темы.


Отчего создаётся впечатление повторов, так называемых «параллельных мест». Но иначе никак невозможно. И придётся потерпеть.

Так что о «грехопадении» и всех основных аспектах, следующих из этого ключевого акта Творения, даст Бог ещё будет позже. А сейчас обратимся к нему, лишь как источнику причин по которым Бог творит человеку жену из ребра его.


Итак, в дополнение к приданым человеку свойствам Своего образа, чтобы запустить их, Бог творит землю, «проклятую за человека». И сразу вопрос: а причём здесь земля? В чём она провинилась?

– А ни в чём!


Ибо разбудить ум и волю человека как автономной личности, никак невозможно иначе, чем посредством изначального принуждения необходимостью. Причём необходимостью, следующей из естества самого человека. Необходимостью, которая «плоть от плоти его, кость от кости его».


Для чего чувства, как одно из Своих свойств, Бог соединяет с эгоцентрической, центростремительной силой тьмы, – силами, отделёнными от Света в день один. Сильными взаимодействиями, как материалом тверди, образующими видимый мир как стабильный пространственно-временной горизонт событий, через взаимодействие с которым посредством чувственной телесной плоти, – той самой пресловутой Лилит, которая никуда не делась и всегда с нами, пока мы живы, мы начинаем осознавать себя.


Предвидя возмущения поклонников «белого и пушистого бога», который всегда не причём, когда речь заходит о происхождении «зла» в его мире, ибо всё «злое» происходило помимо воли его, полагаю необходимым если не расставить, то хотя бы начать расставлять точки над «i» в вопросе, ради разрешения которого сломано столько копий.


Да действительно, Сам Бог сотворил сатану. Как того самого левиафана о котором сказано: Это – море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем. (Пс.103:25,26)


В славянском тексте сказано покруче: «змей сей, его же еси создал ругатися ему». Переводчики постеснялись: как же так? Бог Сам творит «врага рода человеческого»?


Хотя ладно, и так сойдёт. Ибо действительно, всё это ничто иное, как игра.

Игра не на жизнь, а на смерть.


Как уже было сказано ранее, за первой болью и страхом смертным следуют блаженство и покой, значительно превосходящие ранее понесённые издержки. И так до конца без конца. Пока за страданиями вольно принятой смерти не откроется неизбывная радость вечной, блаженной Жизни.


Кто на себе познал драгоценную цену страдания, недалёк от Царствия Божьего и правды Его.


А вот зло, настоящее, сознательно продуманное зло, будет творить человек.


Но вернёмся к нашим баранам.


***

Итак человек, уже во плоти, алчущей и жаждущей, ищущей своего, начинает осознавать себя. Его растущее «эго» желает всё большего. Желает торжествовать и доминировать по духу змия, проникшего в его плоть.

Как вдруг обнаруживает второго помощника. Вторую грань своей души. Грань сердца, которая открывает возмутительную истину, прямо противоречащую железной логике борьбы за существование, – ты не один. И они такие же как ты. И хотят того же. Так же чувствуют, так же радуются и так же как ты, страдают.


И вот здесь возникает выбор, как тот камень на распутье дорог. Обойти который никак невозможно. «Налево пойдёшь, – коня потеряешь, направо пойдёшь, – убиту быть. Прямо пойдёшь, – жив будешь, да себя позабудешь».


И что прикажете с этим делать?


Мужской, рациональный ум всё решает просто: «бабы во всём виноваты». Виновата чувственная телесная природа. По сути мать, родившая меня, моё самосознание.

«Зачем ты меня мама родила?»


Здесь вывод один, – «убей свою мать».

Убей свою чувственную природу. Убей усиленной «молитвой и постом», а так же пофигизмом ко всему происходящему. И вернись домой, к истокам. Туда, в океан Единой Мировой Души, где ты, не зная жизни, всегда жил.


И это самый высокий путь, который измыслило человечество в потугах разгадать загадку жизни.

Потому-то Предтечей, предвозвещающим Грядущего Избавителя и был избран Иоанн, – «ангел пустыни», от рождения «вина и сикера не вкушавший».

Другому бы не поверили.


Да и сам он вскорости усомнился. И послал учеников Своих вопрошая: «Ты ли это, или нам другого ждать?»


И это самый высокий путь духа человеческого в попытке достичь неба.

О других путях, избранных человечеством, пока много говорить не будем. Скажем лишь, что есть ещё два принципиально отличных варианта, как быть с «землёй сердца».


Первый, самый распространённый, – «приложиться к скотам несмысленным, и уподобится им». Что на деле означает подчинить «Марию» хозяйственной «Марфе». Прилепить сердце к земле и заняться «социальным служением».


А ещё, обратив высокие сердечные чувства в низменные пороки, пасть ниже «зверей полевых» и попытаться овладеть всем миром.


И что лучше, а что хуже, ещё вопрос. По крайней мере Сам Господь сказал, что именно «тёплых изблюет из уст Своих». Тогда как «холодные», обратившись, могут стать «горячими». Они даже холодностью своею, пусть и невольно, но служат осуществляемой Цели. А вот «тёплые», как ни крути, всегда будут «тёплыми».

И нет ничего безвкуснее тёплой воды.


А вот сам Господь, проблему образа Своего решает просто. Грань сердца, которая не от мира сего, по ребру согнув относительно грани телесных чувств, не вздымает вертикально в небо, подобно аскетам, презревшим плоть и полагающим своим умом и волей узреть Бога. И не прилепляет её к земле, подобно эпикурейцам. Тем более не опускает «ниже плинтуса». Но взяв ребро человека, – ум и волю его, в совершенном подобии ему творит второе, «женское ребро», которым соединяет телесные и высшие духовные чувства. Тем самым творит третье ребро, в дополнение к рёбрам ума и силы. Ребро веры, которым человек «Бога узрит».


***

Чтобы было нагляднее, нарисуйте два равносторонних треугольника, соединённых по одной стороне. Вырежьте образовавшийся параллелограмм и согните его по внутреннему ребру, образовав две грани. Затем, взяв от ребра размер, полученным отрезком соедините свободные вершины треугольников и «закрыв то место плотью», вы получите искомый тетраэдр. Объёмную модель души человека, сотворённую по образу Божьему, как кристалл алмазной чистоты и твёрдости.


Шесть рёбер которого, простираясь в бесконечности-вечности, зададут ещё шесть недостающих до десяти измерений Вселенной.

А почему бы и нет? Ведь человек, – мера всех вещей!


Так, примерно таким образом, Бог к четырём стихиям мира, четырём фундаментальным взаимодействиям Вселенной, как силам Своего образа, добавляет женское ребро – «пятый элемент», – любовь, которая никогда не перестанет.

Оттого «и сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.

Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть». (Быт.2:23,24)


***

И вскипали воды, взгретые огнём Духа; И отделялся свет от тьмы; И зажигались солнце и звёзды...

...и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра. 3Цар.19:11,12)


Так завершается творение человека как Вселенной, по образу Божьему. И далее нам предстоит резко уменьшив масштаб, приступить к рассмотрению уже непосредственно касающегося нас творения мужчины и женщины".
Tags: Александр Ильменский
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments