?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Два стана...
Пиллигримство
kalakazo
Так и не смогли за более, чем уже два столетия
сдружиться, сойтись, обвенчаться
древния стены святаго Успения и барочное семиярусие -
безусловный шедевр русского художества.
Древность кличет к строгому
и вроде как и "унылому" и "однообразному" унисону;
кружевное финтифлюшество зовёт к сольным партиям,
оперной многоголосице, к партесной итальянщине
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post14377370/.
Рублёвския фрески печалуются о породившей их традиции
давно уже забвенного исихазма,
и его кисти апостолькие лики вторят
об утраченной ныне способности древних монасей
к "созерцательному" деланию
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post14377205/.
А златое узорочье трубит о разрыве
с путами отжившей своё, ветхой традиции,
о глотке свежего воздуха,
о "смене вех" и революции внутрицерковеннай
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post14377261/.
На фоне сего солнечного никониянско-бытийнаго пиршества ,
прорыва скозь аскетичное и монаселюбивое православье,
радостей плоти и веселия житейского,
староверно-старообрядовыя стены,
с остатками чудом не сбитых Рублевских фресок,
и кажутся "тёмным и сумеречным царством".
Так и противостоят доселе в одном храме "два мира",
две традиции, совершенно разнящихся по Духу,
два несмыкающихся с друг другом Православия.
И доселе Успенский собор
потому и не созидает впечатление "целого",
поскольку разваливается на
два непримиримых стана,
точно это и есть то пограничное рубежье,
река Калка, разделяющая
два враждебных стана:
староверство "убогое" и никоянство "окаянное"
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post14377260/...

  • 1
Не совсем, если честно, понятно, как кричащее барокко оказалось связано с никонианством. Сам-то Никон иконы "латинского письма" жег...

Сам-то Никон


Машуля, дедулькин-то пишет о смене "цвета времени", а вовсе не о Никоне и иконах.
А Ваша головокружительно-обворожительная простота Васку маво, иногда просто пугает.


Re: Сам-то Никон

Я понимаю, о чем дедулька пишет. :)
У меня в данном случае чисто филологически-историческое недоумение. Надо было слово "оффтоп" написать в своем комменте, шоб Ваську не пугать. :)

шоб Ваську не пугать


Поздна!


Re: Сам-то Никон

Есть, сударыня, некотороя разница между Лениным и ленинизиои,
Байроном и байронизмом,
кроме Гегеля было ешё и гегельянство, как течение,
и ещё были последовательные гегельнцы,
среди коих был Фейербах и Маркс...

Re: Сам-то Никон

Так вот я о том и пишу: это филологическое недоумение.

Связь между Марксом и Гегелем, как мне всегда казалось, велика. Между ж Никоном и барокко - не очень...

Никон и барокко

Дело не в том, каковы были персональные эстетические вкусы патр. Никона, а в том, какова никоновскими реформами была задана логика развития этого самого никонианства (новообрядчества). А к середине 18 века формы новообрядческой духовности были таковы, что они категорически и принципиально были несовместимы с тем же Андреем Рублевым. Ввиду чего и Рублевский иконостас Успенского собора был в конце 1760-ых - первой половине 1770-ых был демонтирован и вывезен в самую наимедвежью глушь - в село Васильевское Шуйского уезда... (Фрески, соответственно, те что не скололи - замазали). А что в Васильевском не сгнило, то в ГТГ и Русский музей попало уже после 1919 г., при Советах, то есть...

Re: Никон и барокко

Т.е. Вы думаете, что Синодальный период логически и мистически связан с никонианством?

Re: Никон и барокко

А что сам Синодальный период не считал себя доблестным продолжением Никониянских реформ?
И Пётр Первый не считался у староверов "антихристом",
и во времена Николая Павловича и Филарета Дроздова
не было самого полного закрытия староверных храмов и часовень,
разве их наставники не сидели в Спас Евфимовского монастыря застенке,
а иконы четырнадцатого шестнадцатых веков из из храмов и конфискованные у них,
десятками тысяч не жглись по приказу Филаретову
на кирпичных заводах Александра Невской лавры?
Да и почитайте любую старообрядческую гисторию:
там всегда проставляется знак равенства мужду Никониянством как явлением
и синодальным периодом - "антихровой печатию" напечатлённых Никониян...


  • 1