?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Диакон да не пиет...
Пиллигримство
kalakazo
Можно только догадываться о том радостливом напоре,
когда в начале 1770-го выламывали из святаго Успения
работы преподобного Андрея Рублёва иконостас,
растесывали в соборе окна бойницы до лепосветлаго размеру,
сбивали на стенах, а для скорости, просто замазывали.
ту же самую, Андреевой десницы, фресковую стенопись.
И какова должна была быть гордость
тогдашних "благоукрасителей святаго храма сего",
приваявших к белокаменному Успению
ещё и приземистой зимний храм,
и колокольню, с моднячей симметрией
готических башенок, переходов,
и стреловидно замковых проёмов
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post14377100/...
С исконным церковным укладом
клиру было явственно не по пути,
и старый церковной мир
рушили почти до самого основания,
а сам рублёвский хлам вывезли в самую что ни на есть
наимедвежачью глухомань - сельцо Васильевское Шуйскогго уезду.
И один из тогда первых, Екатерининской эпохи,
русских церковных археологов,Евгений Болховитов,
вступив на Киевскую кафедру в митрополичьем звании,
первым делом поновил Софийский собор,
и не без горделиваго тщеславия
описывая маньеричныя в духе Боттичелли,
питерских академиков картины,
выставленныя для молитвы, в качестве икон,
сожалел о диссонансном присутствии
в храмовом пространстве,
оставшихся в нём "грубых, варварско византийских мозаиках".
То была церковная "революция сверху",
и крен был не только эстетический,
но через "исправления" в богослужении,
и догматический.
Барочным, вплоть до кощунственного вытанцовывания клира,
вкруг "живой иконы",
деспоты восседающем на ложе Моисеовом,
оказалось доукрашенным архирейское служение.
А чего стоят только одни "дополнения"
несколько ранее введённыя,
безо всякого на то соборного решения,
в литургию преждеосвященных Даров Григория Двоеслова:
поскольку пресуществление не было совершено,
"диакон из Чаши да не пиет" и
деток малых да не причащают...

  • 1

«олтари Твоя раскопаша»


«…не в дусе Господь: и по дусе трус, и не в трусе Господь: и по трусе огнь, и не во огни Господь: и по огни глас хлада тонка, и тамо Господь».

Подскажите, где-то можно подробненько узнать об упомянутых «дополнениях» в литургию преждеосвященных Даров.


Re: «олтари Твоя раскопаша»

Проф. И. Карабинов. Святая чаша на литургии Преждеосвященных Даров. «Христианское чтение», 1915, VI, с. 737—753 и VII—VIII, с. 953—964. :"Так, в «Извещении царю Вселенского патриарха Михаила» мы читаем:"И после того, как священник ответит: «Благословен Бог наш всегда...», влагается Преждеосвящен-ный и ранее совершенный св. хлеб в таинственную чашу и содержащееся в последней вино прелагается в святую Кровь Господню и признается прелагающимся» стр. 6
"У Симеона Солунского дано следующее объяснение:«Преждеосвященные святейшие Дары не получают ничего от присоединяемых к ним молитв, потому что это Дары совершенные; на что указывают и читаемые на Преждеосвященной литургии молитвы, в которых содержится моление и ходатайство о нас, и предлежащими страшными Тайнами Тела и Крови Единородного Сына Бог Отец преклоняется к нам на милость, и которыми мы приготовляемся к достойному вступлению в общение со Христом... в священную чашу без всякой молитвы вливается вино и вода, чтобы по раздроблении Божественного хлеба и после того, как в нее по обычному порядку вложена будет лежащая горе частица, содержимое потира этим освятилось и чтобы затем иерей в обычном литургийном порядке причастился от хлеба и от чаши сам и преподал имеющим потребу в причащении священнослужителям в алтаре по обычному для них чину, или мирянам — посредством лжицы. Так же мы творим причащение и в том случае, когда хотим причастить Святых Тайн кого-либо вне литургии, взимая для этого частицу от сохраняемого хлеба и смешивая с вином, растворенным водой, или же часто пользуясь сухим одним лишь животворящим хлебом, как соединенным с Кровью. Здесь, на литургии Преждеосвященных Даров, как сказано, для того, чтобы соблюсти (обычный) порядок причащения и так как бывает нужда причастить большее количество людей, совершается (вложение частицы Святого хлеба в потир). Итак, содержимое чаши освящается на Преждеосвященной литургии не призыванием Святого Духа и не благословением, но общением и соединением с животворящим хлебом, истинным Телом Христовым и соединенным с Кровью» стр 136.

Re: «олтари Твоя раскопаша»

Так было и в Русской Церкви до издания служебника 1676 года.
Подробнее об этом в статье проф. Николая Успенского «Коллизия двух богословии в исправлении русских богослужебных книг в XVII веке». — «Богословские труды», сб. 13.

Re: «олтари Твоя раскопаша»


Спасибо.
Непременно требовалось поправить, в том числе Симеона Солунского – восполнить в православном богослужении то, что там было опущено будто бы по неведению. Без посредников ну никак не обойтись – «Помышляя еже претворитися... прилагая к сему и свое произволение».
«Век живи – век учись». Теперь буду знать: причащение Преждеосвященными Дарами, прежде чем стать общественным богослужением, имело значение частного домашнего самопричащения христиан.


  • 1