?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Пассионарно горенье...
Пиллигримство
kalakazo
Из того поповского призыву конца 80-х,
было без сомнения множество романтиков и идеалистов,
сознававших, что в той церковности православенной
"всё не так как надо":
как рыба та церковность подгнивала с головы,
и если уж и искать барыг и бизнесменов
прожжённых циников и мерзавцев среди клира,
то ими оказывался прежде всего епископат и
и вполне старого - 70-х годов поставления
маститые протоиереи,
феноменально обаятельно и со вкусом,
умевшие толкать работу старинщиков,
решительно выдавая её за пятнадцатый век.
Советской огранки православная церковновность,
с её идеалом старорежимного - "как при царе батюшке" -
синодального партесу и Васнецовской отсебятины,
с точки зрения тех романтически упоённых в священном сане
только что поставленных пассионариев,
требовала, конечно же, радикальных улучшений и дополнений,
если не сказать, полного реформирования -
каждый из них на своём приходике и был
своего рода маленьким Лютором,
настраивая в том же ключе и ведя за собою
новоявленную паству,
не из бабулек токмо - комсомолок 30-х,
но уже из советских образованцев
и их послушливых деток.
Бывший учитель превращал храм в школу,
редактор из "Блокноту агитатора"
заместо ненавистной при Советах Америце,
громовержно кидал в народ филиппики
супротив католиков и масонов,
в прошлом косивший от армии сиделец с Пряжки
принимался за массовую отчитку
поголовно бесноватых и порченных мамзелей.
Среди тех попов идеалистов были же, конечно,
свои криптостароверы и свои криптообновленцы,
криптобаптисты и криптоуниаты,
рядившиеся в православную тогу
католики и пятидесятники.
Все они, конечно же, ратовали за возрождение литургическое:
кто за полный устав, а кто за его полное сокращение,
кто за хомовое пение, а кто за пение литургии народом,
кто за перевод богослужения на русский,
а кто и за "куралесинье" исключительно только на греческом.
Среди них были и ниспровергатели основ,
желавшие вопреки устаканившейся веками
русской традиции,
утреню служить утром,
а Литургию Преждеосвященных Даров - вечером.
То были горячие сердца и горячие головы
смело ведшие своих чадушек,
как тогда казалось,
вот вот уже к скорому прорыву.
И кто из них начинал
со старообрядной архаики и староверной риторики,
пройдя несколько позднее
искус тяжелейшего духовного надрыву,
сейчас известен, как самый злокозненный либерал,
а кто начинал с самого развязанного либерализму -
ныне печальственно знаменит
своим крайне церковным консерватизмом...

  • 1
всё как везде... :))

Утреня вечером - это все-таки устаканивание совецкой поры, до 17-го были лишь редкие исключения для малолюдных женских монастырьков и то по спецблагословению. Да и Преждеосвященную не спозаранку деды служили.
А вообще, процесс-то вполне традиционный, за исключением, м.б., морозилки синодального периода. Все течет, все меняется...

На дореволюционных городских приходах утреню служили повсеместно вечером.
Так что на поместном Соборе 1917-18 годов богослужебной комиссией предполагалось решение:
исключиьть из "Исполним утреннюю молитву..." слово утренняя...

Вот ведь, ведать не ведал о таковом решении, а сам к тому ж пришел. Вернуть теперь что ли это слово на место?

Позволю не согласиться и призвать в свидетели оо.протоиереев Никольского и Булгакова. Об этом же пишет и свт.Афанасий (Сахаров). Впрочем, готов допустить, что сие обновленчество стало распространяться в предреволюционную пору, но уж никак не повсеместно. И, если мне не изменяет память, то в предложениях БК было: "там, где утреня совершается в соединении с вечерней..."
А вообще проблема непонятная. Ленивые еллины спокойно служат с утра, а нам, потомкам тех, о храмовом благочестии коих с ужасом, трепетом и благоговением писал дьякон Павел из Алеппо, влом придти в храм чуть пораньше. Питерский народ особливо расслаблен попами - в некоторых храмах и литургию в полодиннадцатого начинают. Конечно, проще слово "утренняя" выкинуть, а на "Слава Тебе, показавшему нам свет" включить люстру. Тогда б для симметрии и последовательности надо прибавить "показавшему нам электрический свет"...

помнится читал у розанова фразочку: "в три утра пошли к утрене". это оно хорошо, конечно, где-нибудь в Боровске (где и видел, что утреня утром служится), где до самое дальнее до храма - 15 минут пешком, так служить, а в больших городах где иные ездят по часу, да и режим предполагает скорее длинные вечерние времяпровождения, чем заутренние вставания - будет куда как сложнее.

я как человек свежий, тоже порой удивляюсь: "ежели называется она утреня, чего б её утром-то не служить?" и не вижу особенных проблем с тем, чтобы несколько раз в году послужить литургию не просто после вечерни, а даже и вечером, но народец-то у нас ведь русский: любой обычай столетней давности почитает за "предания Отцов" и хватается за истребляющий обновленцев наган при случае.
ну и опять же - про людей тоже стоит подумать - где-то уж навыкли, не переломаешь

В три утра, конечно мало кто придет, а если хотя бы в семь начинать утреню, с приходскими сокращениями она займет часа полтора, да литургия еще полтора или меньше, не вижу особой сложности в таком режиме. У нас за пару лет народ привык, мы, правда, учитывая питерский менталитет, начинаем в восемь.
А если "про людей думать" - так лучше совсем суточный круг упразднить, заменив его куцыми панихидами да молебнами с акафистами.

ну, не знаю... многие либералы, так и остались либералами, а традиционалисты, - традиционалистами. Далеко не все развиваются "диалектически".

К примеру тот же Бенев
- сначала панегрики КП сочинял и Марии Скобцовой
- а потом у Лурье оказалси в первых рядах борцов с Ворлд Ортодокси
- завидное постоянство!

моя книга о м.М. продавалась более года - пока не разошлась - в храме св. Елисаветы. Никто в этом противоречия не находил. Написана она, когда я был в РПЦЗ. Либералом я никогда не был. Как впрочем, и любителем анафематизмов. и вообще речь не обо мне, а о священниках.

И кто из них начинал со ... сейчас известен как..., а кто начинал с... ныне печальственно знаменит...+++

Вот Вы только сетуете, старче, а лучше б рассказали как надо...

Да кто ж осмелиЦЦа - владыке указавать как надо :)?

А разве ж наш Маэстро для одних токмо владык пишет? Насколько я вижу, тут читатели всякого чина случаются: и попцы, и простецы, и даже котцы.

Котам тоже бестолку морали читать
- А Васка слушает - да ест!

А что же в Васнецова-то всё камения кидаете? Не Рублёв, конечно, но и не самый плохой живописец с настоящим религиозным чувством...

Не о Васнецове, сударь мдёт речь, а о а-ля Васнецове всеобщей моде на масляную стенопись...

грустновасненько.

  • 1