kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Пассионарно горенье...

Из того поповского призыву конца 80-х,
было без сомнения множество романтиков и идеалистов,
сознававших, что в той церковности православенной
"всё не так как надо":
как рыба та церковность подгнивала с головы,
и если уж и искать барыг и бизнесменов
прожжённых циников и мерзавцев среди клира,
то ими оказывался прежде всего епископат и
и вполне старого - 70-х годов поставления
маститые протоиереи,
феноменально обаятельно и со вкусом,
умевшие толкать работу старинщиков,
решительно выдавая её за пятнадцатый век.
Советской огранки православная церковновность,
с её идеалом старорежимного - "как при царе батюшке" -
синодального партесу и Васнецовской отсебятины,
с точки зрения тех романтически упоённых в священном сане
только что поставленных пассионариев,
требовала, конечно же, радикальных улучшений и дополнений,
если не сказать, полного реформирования -
каждый из них на своём приходике и был
своего рода маленьким Лютором,
настраивая в том же ключе и ведя за собою
новоявленную паству,
не из бабулек токмо - комсомолок 30-х,
но уже из советских образованцев
и их послушливых деток.
Бывший учитель превращал храм в школу,
редактор из "Блокноту агитатора"
заместо ненавистной при Советах Америце,
громовержно кидал в народ филиппики
супротив католиков и масонов,
в прошлом косивший от армии сиделец с Пряжки
принимался за массовую отчитку
поголовно бесноватых и порченных мамзелей.
Среди тех попов идеалистов были же, конечно,
свои криптостароверы и свои криптообновленцы,
криптобаптисты и криптоуниаты,
рядившиеся в православную тогу
католики и пятидесятники.
Все они, конечно же, ратовали за возрождение литургическое:
кто за полный устав, а кто за его полное сокращение,
кто за хомовое пение, а кто за пение литургии народом,
кто за перевод богослужения на русский,
а кто и за "куралесинье" исключительно только на греческом.
Среди них были и ниспровергатели основ,
желавшие вопреки устаканившейся веками
русской традиции,
утреню служить утром,
а Литургию Преждеосвященных Даров - вечером.
То были горячие сердца и горячие головы
смело ведшие своих чадушек,
как тогда казалось,
вот вот уже к скорому прорыву.
И кто из них начинал
со старообрядной архаики и староверной риторики,
пройдя несколько позднее
искус тяжелейшего духовного надрыву,
сейчас известен, как самый злокозненный либерал,
а кто начинал с самого развязанного либерализму -
ныне печальственно знаменит
своим крайне церковным консерватизмом...
Tags: Годова гора, По Муромскай дорожке
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments