?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Вытягивание лямки...
Пиллигримство
kalakazo
Мода на вычитывание полного богослужебного круга,
в самом начале 90-х,
стала охватывать, наподобе чумного поветрия,
все вновь открывавшиеся монастыри:
то, что монастыри, исполнявшие Типикон почти полностью,
на Руси существовали,
в том не приходиться сомневаться,
но там веками существовала непрерывность традиции,
свои собственные, присущие токмо этому монастырю,
особенности и привнесения.
Устав несла череда священноиноков, чтецов и певцов,
одни сменяли других и
служа не чаще двух раз в неделю,
чередуясь таковым образом,
чтобы это уставщическое вытягивание
было посильно бы всем.
Да и сами иноки были приучены к молитве с детства,
так что, приходя в монастырь,
они уже обладали молитвенным опытом.
В монастырях начала 90-х,
мало того что прервана на 70-ть лет иноческая традиция,
сам без году неделя игумен или игумения,
когда ещё и послушники - это вчерашние "немоляки" и безбожницы,
а сами они живут в нетопленном храме,
решают, что "устав у них будет полный".
И это помимо стройки, помимо кухни и огородных послушаний...
Истово они сообща починают штурмовать небо,
и несть рядом опытного духовника,
кто бы каждого взял бы за каблучок,
да посдёргивал на пол.
Через год у всех застужены почки
и распухшие от стояния на ледяном полу ноги,
а две-три послушицы поочерёдно сидят в "дурке" - "замолились".
Полный устав через пень колоду вытягивается,
но сама мать игумения в храм на службу уже не заглядует -
некогда да и всегда уже болествует.
Из алтаря доносится недовольственное бурчание
священника и отца диакона
про новое столкновение с "матушкой"
насчёт зарплаты.
На "крылосе" и у свечного ящика - кумушкин трындёшь,
все, что движется в монастыре -
с утра до нощи на полевых работах и воздвизании стен,
на богослужении их и не увидишь,
так что читают и поют каждодневенно
бессменно одни те же.
Служба идёт, но молиться за ней уже вроде как некому...
А самыя престарелыя инокинини, облепив лавки,
дремлют от понесённых трудов дневных
по переборке гнилой картошки,
а разбуркавшись от собственного храпу,
починают судачить о вновь присланном батюшочке...

  • 1
как говорили у нас в войсках — сдуру можно с табуретки на спину упасть и писю поломать...

А ещё бывало в начале 90-х и так, что напостригает некто пацанов 18-20 лет от роду, выберет над ними «игумена» - такого же двадцатилетнего пацана, который и крестился то в 19 (не преувеличиваю) да забросит в глухомань, на развалины восстанавливающегося монастыря в количестве человек десяти – живите как хотите… Поздравляем, у нас ещё один монастырь «заработал»…
А жар то неофитский бьёт ключом, полный богослужебный круг – это ещё цветочки…
Некоторые схи-тинейджеры даже уже затвора да отшельнического жития взыскуют, про «умное делание» ваще молчу – Добротолюбие до дыр зачитано…
И «окормляют» друг друга, как получится…
Но через полгода, максимум, год – у всех жесткий отходняк, аллергия на «духовное»… А ведь уже монах и назад пути нет… А всего 21 год… Ломало многих страшно, некоторые так и сгинули, однако были уникумы, что и в таких условиях реально высокую жизнь проводили, да и сейчас, собственно, проводить продолжают….
Но…
Мало кто остался в светлой памяти,
В трезвом уме да с твердой рукой в строю, в строю…


  • 1