?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Отметить Next Entry
Мы вспоминаем имя великого человека...
СУПчика хочится
kalakazo
Из проповеди патриарха Кирилла:


«Что бы он ни делал, чем бы ни занимался, будь то внешняя деятельность, которую он возглавлял, будучи главой ОВЦС, будь то внутреннее управление в то время Ленинградской, ныне Санкт-Петербургской епархией, будь то общение с внешними людьми, далекими от Церкви, - он все это делал не во имя своего благополучия, карьеры, желания стать известным, популярным, он все это совершал во имя любви к Церкви, а значит, во имя любви к Господу....

И именно в это время Господь призывает владыку Никодима к архипастырскому служению. В силу своих богоданных талантов он быстро стал заметным на церковном небосклоне, и престарелый Святейший Патриарх Алексий Первый увидел в нем человека талантливого, сильного, а потому способствовал его росту: он стал архиереем и быстро начал продвигаться по служебной лестнице - не потому, что кто-то ему помогал нечестными методами, как говорят те, кто пытается бросить тень на него, а потому, что был из ряда вон выходящим, невероятно одаренным, обладавшим колоссальной памятью, силой веры, благочестием, способностью обращаться к людям и совершать богослужения. Владыка в шестидесятые годы взошел на высокую церковную должность и делал все, чтобы остановить руку гонителей...

"Владыка положил основу новому поколению епископата нашей Церкви. Гонители намеревались остановить епископские хиротонии, ведь если нет епископа, то нет и Церкви. Владыка сумел обойти все препоны. Будучи ответственным за внешнюю церковную деятельность, он стал рукополагать епископов для зарубежья, убеждая власти, что в наших заграничных учреждениях должны служить архиереи, чтобы укреплялись позиции Русской Церкви за пределами страны. Власти дали разрешение на хиротонию архиереев для зарубежных государств, но скоро по воле владыки эти архиереи стали возвращаться в Советский Союз, замещая пустующие кафедры или сменяя престарелых владык, которые уже не были в состоянии реально управлять, но оставались на кафедрах только потому, что их уход означал закрытие епархий. Я перечисляю лишь отдельные эпизоды огромной борьбы, которую вел владыка с атеистической властью, с окружающим его враждебным миром, чтобы сохранить Русскую Православную Церковь, обеспечить воспроизводство церковных кадров. Сознавая важность епископского служения, он делал все для того, чтобы появилось новое поколение архиереев, некоторые из которых здесь присутствуют, кто-то и сегодня служит в епархиях нашей Церкви, а кто-то уже отошел в мир иной. Мы вспоминаем имя великого человека, от деятельности которого напрямую зависело существование многих Божиих храмов, благополучие Ленинградской епархии. От него зависело сохранение духовных школ, потому что властями было принято решение закрыть Ленинградские духовные академию и семинарию. Но владыка, узнав об этом (а эти школы являлись для него родными), попросил Святейшего Патриарха Алексия направить его в Ленинград. Патриарх согласился, возвел его в митрополита Ленинградского и Ладожского, и владыка, вступив на кафедру, в первую очередь остановил закрытие духовных школ...

Пусть в нашей благодарной памяти всегда сохраняется имя митрополита Никодима, великого святителя Русской Церкви XX века, много послужившего тому, чтобы продолжалось церковное служение на берегах Невы, отдавшего Церкви все свои силы и в 48 лет умершего от седьмого инфаркта. Тех, кто бросает грязь в эту светлую личность, обвиняя в разного рода грехах, нужно спросить: а что означает смерть человека, еще молодого, в 48 лет? Мог ли такой человек жить не по закону Божиему, предаваясь разного рода грехам? Если бы было так, он бы жил еще долго. Некий человек, родившийся в один год с митрополитом Никодимом, впоследствии возглавил раскол на Украине и доныне живет припеваючи. А владыка умер в 48 лет - одно это свидетельствует, кто прав, кто виноват, кто прожил жизнь святую и богоугодную, а кто предался греху, последствия которого мы наблюдаем, следя за церковными нестроениями на Украине. Призываю вас хранить молитвенную память о выдающемся святителе земли нашей, приснопамятном митрополите Никодиме. Молитесь о нем и в храме не забывайте возносить его имя. А сейчас мы совершим заупокойную панихиду и испросим у Господа прощения грехов вольных и невольных раба Его, приснопамятного митрополита Никодима, дабы душа его упокоилась в селениях праведных, где нет ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная. Аминь!"»
отсюда


«Владыка Никодим, будучи молодым человеком, ему было всего тридцать четыре года, приехал в Петербург-Ленинград и, конечно, он был для этого города очень странным. Добропорядочное духовенство видело в нем просто засланного агента: как еще в тридцать четыре года можно стать митрополитом Ленинградским? Только с помощью властей! Поэтому было в определенных кругах восприятие владыки как человека стороннего и, значит, опасного. Другие опасались как раз либерального направления церковной жизни: придет сейчас молодой митрополит, все начнет "ломать", тем более что в то время он уже занимался внешними сношениями, был человеком, известным за границей. На поверку ни того, ни другого не произошло. Владыка принес в жизнь либерального церковного Петербурга здоровый традиционализм, и таким образом был создан правильный образ церковной жизни. С одной стороны, опора на традицию, традицию во всем: в богослужении, внешнем виде, в том, как владыка говорил, как он мыслил - и, с другой стороны, как человек очень умный и чуткий, он понимал настроение церковного Петербурга и был полностью открыт. И это сочетание церковного традиционализма со своеобразным "либерализмом" в смысле открытости внешнему миру привело к тому, что жизнь нашей епархии при владыке Никодиме была исключительно интенсивной и эффективной. Здесь так развивалась церковная жизнь, как нигде в России. Все ожидали, что приедет неизвестно какой человек, и будет беда для церковной жизни города. А оказалось, что не беда, а благословение. Мне уже трудно представить себе, каким был бы церковный Петербург, если бы владыка часть жизни не посвятил этому городу. Он во многом предопределил развитие не только Петербурга, но и всей нашей Церкви. Когда во главу угла встала необходимость в новых архиереях, он воспитывал этих архиереев в том самом духе, который помог им сформироваться людьми современными, убедительными для общества, открытыми обществу и одновременно очень в церковном смысле традиционными. Формирование нового поколения епископата является его исторической заслугой. Даже сегодня остатки этого епископата вы можете наблюдать - в том числе и в лице Патриарха. Это было совершенно особое время в нашей Церкви, когда, несмотря на внешне трудные обстоятельства, формировался актив епископата, на который легла особая ответственность по преодолению сложностей нашего общественного и церковного развития в конце ХХ века. Я очень надеюсь, что память о владыке Никодиме будет сохраняться в Санкт-Петербурге и во всей нашей Церкви. Надеюсь, что людям, которые плохо знают владыку, которые начитались в интернете неизвестно каких комментариев по поводу его жизни, наши воспоминания в связи с 90-летием со дня его рождения помогут по-новому взглянуть на эту очень сильную, духовно одаренную личность, которая во многом, как я уже сказал, предопределила церковное развитие конца ХХ века. И последствия этого развития мы сегодня ощущаем во всем - и, в первую очередь, в духовной жизни Санкт-Петербурга. Пусть Господь в наших сердцах хранит вечную молитвенную светлую память о владыке Никодиме. Спаси вас Господи!»
отсюда


  • 1
..."что означает смерть человека, еще молодого, в 48 лет? Мог ли такой человек жить не по закону Божиему, предаваясь разного рода грехам? Если бы было так, он бы жил еще долго".
Ну очень странный богословский вывод - связывать раннюю смерть с благочестием, а греховную жизнь - с долголетием!

Извините.
Многолетие нашего святого патриарха подтверждает сие.


  • 1