kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Category:

Есть ли христианство за границами православия?

Киностудия МДА БОГОСЛОВ:

"Есть ли христианство за границами православия?"

"В этом анимационном фильме, созданном в рамках проекта АКАДЕМИЯ ВЕРЫ, предпринимается попытка поразмыслить над ответом на сложный вопрос о границах христианства.

Данный проект подготовлен Центром информационных технологий Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии. Осуществлен на средства гранта Президента Российской Федерации. Электронный адрес: https://vera.academy/ (дата обращения: 21.01.2019)"



Петр Малков, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, член Синодальной Библейско-богословской комиссии зав. каф. Теологии ПСТГУ, доцент, кандидат богословия:

"«Так есть ли христианство за границами православия?» — задаемся мы вопросом, начиная просмотр ролика вместе с Алексеем Пищулиным. Автор отвечает нам от лица Самого Бога: «Не ваше дело». «А ты вообще кто такой, чтобы спрашивать?»

Итак, есть ли христианство за границами православия — не наше дело. То есть, если ко мне подходит человек и спрашивает, содержится ли полнота христианской истины в учении протестантизма, буддизма, мусульманства, я должен ему ответить: «Не знаю»? Авторы ролика поясняют: «Наивно и бестактно спрашивать Бога о том, кто из спорящих о Нем более прав. Это все равно, как при оглашении наследства ерзать на стуле в ожидании, пока прозвучит твое имя, и ревниво прикидывать, что же может достаться другим братьям и сестрам». Итак, делить Божие наследство бестактно. Образ яркий. Вот только здесь приходит на ум, что любые наследники всегда наследуют имущество умершего, то есть покойника... Итак, Бог умер? Прямо Ницше какой-то...

А кто же такие, по мысли авторов ролика, другие наследники, помимо православных христиан? Для начала авторы подчеркивают, что здесь, в Божием наследстве, делить что-либо между собой у представителей различных христианских конфессий вообще не получится, так как единый для всего человечества общий «завет Божий полон неделимой любви». «Да, Церковь, ступая по брусчатке веков, теряла единство. Его нарушали расколы, инакомыслие, географические факторы, исторические катаклизмы». Итак, Церковь, по мысли авторов ролика, утратила свое изначальное первохристианское единство. И теперь в мире есть очень много разных христианских церквей, содержащих одну и ту же истину, но разделенных «инакомыслием», то есть разницей в некоторых второстепенных подходах — разномыслием друг с другом, не более. Однако зададим авторам ролика вопрос: как же тогда нам быть со словами из «Символа веры» — «Верую во едину... Церковь»? Так Церковь все же одна, или их много?

Тем не менее, для России, по мысли авторов ролика, «выбор веры» все же «состоялся однажды», и, при этом — раз и навсегда. Почему же он сделан раз и навсегда? Быть может, потому, что наша вера истинна, потому что православие содержит подлинное Божественное Откровение? Очень бы хотелось услышать именно это: почувствовать при просмотре ролика, что наша вера драгоценна как раз потому, что она истинна и спасительна! Но как же отвечают на этот вопрос сами авторы ролика? Оказывается, что, по их убеждению, нам нельзя менять нашу нынешнюю православную веру всего лишь из чувства патриотизма, из-за идеи верности Родине, нашей культуре, памяти предков; не следует ее менять и ради памяти тех, кто положил за эту веру свою жизнь, например — новомучеников ХХ столетия. Неудобно как-то: они за это умерли, а мы от этого отречемся! Непорядочно! Что же говорится об этом в самом ролике? «Выбор веры состоялся однажды, и ставить его под сомнение сегодня — значит отрекаться от своего народа, от предков, от общей судьбы с теми, кто в земле и на небе молится и помнит о тебе. У нас есть выстраданное осознание того, что наша вера правая...» Итак, по убеждению авторов ролика, наша вера правая — именно потому, что эта мысль о ее правости выстрадана нашими отцами и дедами. Она правая потому, что ты русский, а значит, должен быть и православным. Какой-то «квасной патриотизм», подменяющий собой поиск спасительной истины и жажду жизни в единстве с Подателем этой истины — Истинным Богом... Мы должны быть православными не потому, что в православии заключена полнота Божественного Откровения, Христовой Истины, а лишь из верности принципу: наши отцы положили, пусть так и лежит...

А затем авторы ролика утверждают: «В итоге тот из нас будет правильно славить Бога, кто больше преуспеет в деле милосердия и любви». Оказывается, что вера — это вообще дело маловажное и второстепенное. Ты православный? — замечательно; католик? — великолепно; протестант? — чудесно. У нас всех — разные Церкви, в равной мере и одинаково открывающие путь к Богу. Главное здесь — просто быть в рамках этих истинных Церквей порядочным человеком... У зрителя ролика здесь, возможно, вновь возникнет настойчивый вопрос: так есть ли, например, у протестантов вероучительные заблуждения? Ведь у нас, православных, существует по отношению к ним «инакомыслие»... Так все же — кто из нас, мы или они, более правы в вере? Ответ авторов ролика смотри выше: «Не ваше дело». «А ты вообще кто такой, чтобы спрашивать?».

Итак, именно патриотизм, верность памяти предков и благотворительность — вот те три кита, на которых, с точки зрения авторов ролика, зиждется наше христианство (а отнюдь не на верности каким-то там, с позволения сказать, догматам)...

Изобразительный ряд, сопровождающий этот ролик, выглядит пугающе. Здесь и Адам с фрески из «Сикстинской капеллы» Микеланджело, касающийся рукой не творящего его небесного Бога, а дотрагивающийся до щупалец осьминога, занимающего на картине место Господа; видимо, с точки зрения авторов ролика, своим обилием конечностей этот осьминог должен символизировать многочисленность содержащих истину о Боге религий, или, как здесь говорится, инвариантности нашего «выбора пути к Богу». Здесь же присутствует и яркий зрительный образ соревновательности между различными христианскими конфессиями — в виде некоего публичного «агапе-шоу» (именно такая невообразимая надпись сопровождает открывающуюся тут перед зрителем картину): стола, возле которого облаченные в традиционные священнические одежды христианских религий повара готовят блюда национальной кухни: православный батюшка — кулич, католический священник — что-то вроде пасхальной индейки, а армянский — барашка на вертеле. Вот над таким «агапе-шоу», то есть над христианским «шоу вечери любви», и предлагают посмеяться зрителям авторы ролика..."
отсюда
Tags: МДА, Петр Малков
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments