kalakazo (kalakazo) wrote,
kalakazo
kalakazo

Category:

Что такое Священное Предание?

Киностудия МДА БОГОСЛОВ:

"Что такое Священное Предание?"

"Данный проект подготовлен Центром информационных технологий Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии. Осуществлен на средства гранта Президента Российской Федерации. Электронный адрес: https://vera.academy/ (дата обращения: 21.01.2019)"




Петр Малков, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, член Синодальной Библейско-богословской комиссии зав. каф. Теологии ПСТГУ, доцент, кандидат богословия:

"Ролик содержит очень странную интерпретацию классического догматического понятия «Священное Предание», не укладывающуюся ни в одно из возможных традиционных пониманий содержания этой очень значимой стороны православного вероучения.

Для начала приведу цитату из ролика: «Священное Писание изначально было Преданием, и Предание вошло в него составной частью».

Действительно, содержание Писания изначально в апостольской проповеди передавалось как устное Предание — до написания Евангелий и Посланий. Это верно. А вот утверждение, что Предание вошло в Писание как его составная часть — не верно. Подобной странной интерпретации соотношения богословских понятий «Священное Писание» и «Священное Предание» мне до сих пор не встречалось никогда и нигде.

Есть два классических подхода к пониманию соотношения Писания и Предания.

А) Писание и Предание — два взаимодополняющих друг друга источника вероучения. В этом виде данное учение присутствует, например, в классических русских дореволюционных курсах догматического богословия. Например, у митрополита Макария (Булгакова).

Б) Писание есть одна из форм Предания (наиболее совершенная, так как она имеет своим источником прямое, непогрешительное и богодухновенное Божественное Откровение); в каждой из форм Предания, в том числе и Писании, в полноте выражается одна и та же богооткровенная истина, однако по-разному, в различных своих модусах. При таком подходе Предание и Писание уже не взаимодополняют друг друга, как в версии А), но являются одним и тем же откровением о Боге, только облеченным в различные формы. Такую интерпретацию предлагает, например, В. Н. Лосский.

Идея же авторов ролика о том, что Предание вошло в Писание в качестве его составной части, противоречит любой из версий православного догматического учения о Предании и Писании. Такая формулировка не может считаться допустимой и полностью разрушает традиционный принятый в Церкви догматический смысл обоих богословских понятий.

Можно сколько угодно гнаться за простотой, ясностью изложения в подобных миссионерских проектах. Однако здесь главное, говоря просто и понятно о сложном, в то же время обязательно изложить все богословски корректно и непротиворечиво по отношению к тому же самому Священному Церковному Преданию. В данном же случае авторы ролика занимаются каким-то непонятным и недопустимым изобретательством, которое никакого отношения к традиционному православному богословию вообще не имеет. Они учат зрителя чему угодно, но только не тому, что есть Священное Предание в его традиционном церковном понимании.

Также вызывает недоумение содержащееся в ролике утверждение (но это так, к слову): «Покров Богородицы — всемирный церковный праздник».

Это неверно. Праздник Покрова отмечают только в Русской Церкви. Ни, например, Элладская, ни Грузинская Церкви, ни другие Поместные Церкви этого праздника не знают.

Однако самым вопиющим в ролике является его вторая половина. Для начала приведу цитату из мультфильма: Предание является таким же существенным источником наших знаний о Боге, как и Священное Писание. На экране картинка: весы, чашечки которых уравновешены. Хорошо, предположим, что здесь избирается именно подход к пониманию значения Предания в варианте А) (см. выше). Но дальше начинается какой-то странный поток сознания. Хорошо, итак, Предание священно, и оно есть верный и надежный источник нашего знания о Боге. Согласен. Но почему тогда далее начинает развиваться мысль о том, что все же есть именно качественное «принципиальное различие между ними»? В чем же эти различия? Авторы поясняют: «Тексты, вошедшие в состав Нового Завета, прошли через критический фильтр... А вот предания стихийно возникали и распространялись на протяжении веков на огромных пространствах крещеного мира и при этом самым демократическим способом: послушал — передай дальше... Не расслышал? — не беда! На то тебе и даны творческие способности. Поэтому и возможно попадание в первоначальную версию... нелепостей. Да и богословский уровень рассказчиков... тоже бывал разным». Позвольте! Только что утверждалось, что Писание и Предание два практически равноценных и существенных источника наших знаний о Боге. А теперь почему-то оказывается, что в составе Предания (именно Священного Предания, о котором здесь и идет речь!) полно всяких бабьих басен! Что оно наполнено нелепостями. Священное Предание тем самым механически уравнивается с «преданьями старины глубокой» (по поэту). С одной стороны, по утверждению авторов ролика, оно — Предание — Священное; а с другой в этом (подчеркиваю!) СВЯЩЕННОМ Предании полно всякой ерунды. Авторы не потрудились провести здесь различие между:

А) Преданием и преданиями (как традиционными установлениями — вроде крестного знамения) — с одной стороны, и

Б) наносными мнениями, наивными верованиями, легендарными элементами, проникшими на протяжении столетий в сознание тех или иных отдельных христиан и находившими свое отражение в христианской литературе и в церковном искусстве — мнениями, безусловно, не имеющими для нас авторитета Священного Предания — с другой стороны.

Авторы свалили все это в одну кучу и назвали общим именем: «Священное Предание». Именно поэтому они вслед за сказанным идут еще дальше и вообще уравнивают содержание Священного Предания со сказочным фольклором, былинами и поговорками: «Так надо ли почитать Священное Предание? Безусловно, надо!... В нем коллективная память церковного народа. Точно так же ученые веками берегут и изучают сказочный фольклор, народный эпос, былины и поговорки». Получается, что и предание о Рождестве Богородицы, и истории про кентавров и василисков, которые мы обнаруживаем на страницах древних житий святых — это вещи одного уровня и порядка, равно и без разбору обозначаемые авторами ролика одним и тем же именем — Священное Предание. Вот что может вынести из сказанного зритель ролика в его конце. Это подтверждают и авторы, подводя итог — уже после того, как они ясно и критично разъяснили нам «подлинную» фольклорную подноготную Священного Предания — «Писание и Предание вместе образуют единое целое».

При этом на последних секундах ролика возникает еще один яркий, но не укладывающийся в любой православной голове образ. Итак, сначала звучит: «Писание и Предание вместе образуют единое целое», а затем на экране возникает картинка с изображением нашей планеты Земля. «Писание и Предание вместе образуют единое целое, как планета и ее атмосфера — с облаками то в форме небесных гор, то в форме ангельских крыл. Предание - это накопившаяся за два тысячелетия атмосфера, которая окружает драгоценное ядро: изначальную кристальную простоту и ясность Божьего слова [Писания]». Итак, по мысли авторов ролика, простое и ясное, надежное и безошибочное в своей непогрешительной чистоте Писание — есть твердая почва, на которой, собственно, и основывается наша вера, зиждется христианское спасение. А вот Предание — это лишь некие облачные воздушные замки: глядишь на его содержание, будто в небесную высь — то гора померещится, то как будто ангел пролетел. Все оно переменчиво, текуче, и главное — случайно: как небесные облака, которые постоянно меняют свои неустойчивые формы. На «облаке» Предания, в отличие от «твердой почвы» Писания, не утвердишься, не станешь, не обоснуешься. Как и сквозь любое облако — лишь провалишься, вот и все. Предание — реальность ненадежная, наполненная фантазиями и элементами фольклора творческой христианской натуры. Тем самым, Предание здесь решительно перемещается авторами ролика из области Богооткровенной в область поэтическо-эстетическую. Оно абсолютно теряет свое сотериологическое для нас значение и оказывается просто неким культурным феноменом. Подобный избранный авторами ролика подход к пониманию значения Священного Предания — абсолютно протестантский. В идеологии ролика, как и в протестантизме, спасительным и боговдохновенным значением для христианина обладает только одно Писание: Sola scriptura. Предание же — это лишь интерпретация содержания Божественного Откровения слабым человеческим умом, полная ошибок, противоречий, фантазий, фигур речи и элементарной средневековой дикости. Автор и податель Предания здесь уже — не Бог, не Дух Святой; его авторы и «выдумщики» — лишь сами христиане. Тем самым, с точки зрения авторов ролика, получается, что тот же уже упоминавшийся В. Н. Лосский писал полную ерунду, утверждая: «Предание — есть жизнь Духа Святого в Церкви... Мы можем дать точное определение Преданию, сказав, что оно есть жизнь, сообщающая каждому члену Тела Христова способность слышать, принимать, познавать Истину в присущем ей свете, а не в естественном свете человеческого разума. Церковь обладает Преданием, которое есть знание Воплощенного Слова в Духе Святом»".
отсюда
Tags: МДА, Петр Малков
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment